Курсовая работа: Особенности письменного перевода. Информационные ресурсы в деятельности письменного переводчика. Реферат: «Возможности применения современных информационных технологий при переводе

1. Информационно-технологическая компетенция переводчика.

2. Автоматизированное рабочее место переводчика

2.1.Работа с текстовым редактором. Автоматическое редактирование текста перевода.

2.2.Электронные словари и перевод. Электронные библиотеки

2.3. Электронные корпуса текстов и перевод

2.4.Компьютерные переводчики

I. По мнению многих ученых, важным компонентом профессиональной компетенции переводчика является техническая составляющая, которая предполагает владение соответствующими техническими средствами, и в первую очередь, электронными. Выпускник по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика» профиля «Перевод и переводоведение» должен обладать согласно стандарта подготовки помимо прочего следующими компетенциями:

Владеть стандартными способами решения основных типовых задач в области лингвистического обеспечения информационных и других прикладных систем;

Иметь навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией;

Обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

Уметь работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

Владеть основами информационной и библиографической культуры,

Владеть методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерной сетях;

Уметь оформлять текст перевода в компьютерном текстовом редакторе;

Уметь работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности.

Я называю здесь те компетенции, где владение информационной грамотностью выражено эксплицитно, а кроме того, многие другие компетенции включают это понятие имплицитно, например.



Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что современный лингвист, специалист в области перевода не может в своей профессиональной деятельности обойтись без информационных средств получения, переработки, хранения и передачи информации. К таким средствам можно отнести такие электронные ресурсы как:

Текстовый редактор,

Электронные двуязычные и одноязычные словари для работы в онлайновом и офлайновом режиме;

Интернет;

Терминологические базы данных;

Специализированные терминологические словари и глоссарии;

Программы автоматического редактирования;

Общие и специализированные энциклопедии, энциклопедические словари;

Электронные руководства по стилистике;

Электронные корпуса параллельных текстов и конкордансеры;

Электронные библиотеки;

Онлайновые газетные и журнальные архивы;

Программы «Переводческая память»/Translation Memory

Программы машинного перевода;

Новые коммуникационные технологии и др.

II. В связи с тем, что технические средства стали занимать все большее место в профессиональной деятельности переводчика в практике и в теории появилось понятие автоматизированного рабочего места переводчика. АРМ включает в себя такие технические средства как компьютер, сканер, факс-аппарат или факс-модем, принтер, Интернет со всеми составляющими (электронная почта), телефон, а также электронные ресурсы. Перевод же, выполненный при помощи компьютерных технологий, называют автоматизированным переводом. Для обозначения автоматизированного перевода используют термин САТ. Английский термин – computer-assisted translation, computer-aided translation – CAT. При узком понимании этого понятия к САТ относят такие системы автоматизации перевода как SDL Trados, Deja Vu, StarTransit, Wordfast и другие. Согласно Википедии «Автоматизированный перевод – это вид перевода, когда переводчик-человек переводит тексты с помощью компьютерных программ, предназначенных для того, чтобы облегчить процесс перевода». При широком в технологии САТ входят и электронные словари, и программы машинного перевода, система Translation Memory, спел-чекеры, программы проверки грамматики, терминологические базы данных, инструменты полнотекстового поиска, конкордансеры и др.

III. В текстовом редакторе Microsoft Word, с которым, как правило, работают переводчики существует ряд функций, важных для переводчика. Это Spelling and Grammar Checker – средство проверки орфографии и грамматики текста. Программа позволяет контролировать правописание слов.

Программы для проверки правильного синтаксиса и стиля текста в текстовом редакторе, входящие в блок орфографического контроля:

1. Программа Bullfighter проверяет правописание, синтаксис и стиль текста в приложениях Microsoft Word и PowerPoint,

2. English Writing Software

3. Grammar Checker 7.0

4. Grammar Slammer-Non-Windows 4.0

5. Grammar Slammer 4.2

6. Grammatica English

7. SpellCheckPlus

8. WhiteSmoke English 2009

Программа, входящая в пакет Microsoft Office 2003 и 2007 дает возможность найти следующие типы ошибок: орфографические и пунктуационные (расстановка дефисов, применение заглавных букв, несоблюдение орфографических норм выбранного варианта английского языка и др.), грамматические ошибки (нарушение согласования сказуемого с подлежащим, неправильно построенная глагольная конструкция, двойное отрицание и др.), стилистические ошибки (клише, разговорные слова, жаргонизмы, неправильное употребление слова и др.)

Текстовый редактор Microsoft Office 2007 имеет функцию перевода выделенного текста или всего документа с одного языка на другой («встроенный переводчик») на панели «Рецензирование», здесь же можно отследить различия между двумя текстами, т.е. изменения, которые вносятся в текст перевода уже после завершения работы переводчика над ним. Когда такое сопоставление необходимо? Если над текстом переводчик работает попеременно с редактором, переводчик получает кусок текста от редактора и может сопоставить и увидеть внесенные изменения.

Функция «Тезаурус» позволяет найти синонимы или антонимы, которые могут быть использованы во избежание повторов в переводе.

Известно, что

2.2.Электронный словарь – компьютерная база данных, содержащая особым образом закодированные словарные статьи, позволяющие осуществлять быстрый поиск слов, часто с учетом морфологических форма и с возможностью поиска сочетаний слов, а также с возможностью изменения направления перевода.

Преимущества электронных словарей:

1. высокая скорость обработки информации;

2. портативность носителя информации;

3. наличие новейшей лексики за счет быстрого обновления, особенно в быстро развивающихся областях (нанотехнологии, компьютерные технологии и т.п.);

4. одновременный доступ к нескольким словарям;

5. возможность смены направления перевода.

В последнее время отмечается тенденция роста интереса переводчиков к онлайновым словарям, т.к. все вышеперечисленные характеристики свойственны им в большей степени, чем офлайновым.

Недостатки:

1.Непроверенность/неточность некоторых данных

Среди известных словарей следует назвать Abbyy Lingvo, Multilex, Polyglossum, Context 7.0, Elsevier (Version 2002) и др.

Multilex Delux 6– это 28 англо-русских и русско-английских общих, тематических и толковых словарей, в том числе Оксфордский англо-русский словарь, Большой русско-английский словарь А.И.Смирнтицкого, англо-русский фразеологический словарь А.В.Кунина, лингвострановедческие словари США и Великобритании.

Abbyy Lingvo x3 – 150 словарей общим объемом 9 млн.статей На сайтах пользователей этого словаря можно найти полезные словари и инфо www.lingvoda.ru и www.lingvodics.com.

Кроме того, компания Abbyy разработала профессиональную систему для создания, хранения и пополнения словарей ABBYY Lingvo Content. С ее помощью можно создавать, обновлять, пополнять и анализировать словари любой сложности, создавать словари на основе существующих и экспортировать их в различные форматы.

Мультитран

Elsevier (Version 2002)

На форумах сайтов «Город переводчиков» и Ассоциации лексикографов Lingvo дискутируется вопрос о том, какой словарь лучше – однозначного ответа нет (www.trworkshop.ru и www.lingvoda.ru).

Ссылки на двуязычные и многоязычные словари можно найти в Интернете на следующих сайтах: www.glossarist.com, www.lexicon.ch, www.yourdictionary.com, www.1000dictionaries.com, www.accurapid.com, www.littera.ru.

В научно-прикладном осмыслении использование словарей не у всех ученых вызывает абсолютный восторг. Так, Б.Н.Климзо считает, что они отучают переводчика думать.

www.americana.ru – Americana English-Russian Encyclopedic Dictionary

www.anylexic.com – AnyLexic, Version2

www.babylon.com – Babylon

www. allwords.com – Context

www.pngis.net/dictionary - English-Italian-Russian on-line dictionary on oil and gas

www.lingvo.ru – Lingvo ABBYY

www.panvasoft.com/eng/10796 - WinLexic Microsoft Glossaries 2005

www.un-intepreters.org/glossaries.html

www.multilex.ru/online.html

www.rambler.ru/dict/enru/ - Новый Большой англо-русский словарь

www. rambler.ru/dict/ruen -Русско-английский словарь А.И.Смирницкого

www.multilingual.ch – сайт Т.Харви Чьямпи

Самой крупной виртульной библиотекой в мире является Национальная электронная библиотека при Конгрессе США – National Congress Digital Library.

Библиотека XServer.ru - бесплатная электронная онлайновая библиотека

& Конкорданс – список контекстов, где искомая единица представлена в ее лексическом окружении и характеризуется набором статистических данных.

В простейшем случае представляет собой алфавитный список слов в тексте с теми контекстами, в которых они встречались.

Данная работа посвящена изучению использования информационных технологий в переводческой деятельности.

На современном этапе переводческой деятельности особую значимость приобретает проблема использования инновационных технологий. К числу таковых по большей части относятся информационные и коммуникационные технологии.

За последние десять-пятнадцать лет характер работы переводчика и требования к нему существенно изменились. В первую очередь изменения коснулись письменного перевода научно-технической, официальной и деловой документации. Сегодня, как правило, уже недостаточно просто перевести текст, пользуясь компьютером как пишущей машинкой. Заказчик ожидает от переводчика, что оформление готового документа будет соответствовать внешнему виду оригинала настолько точно, насколько это возможно, и при этом удовлетворять принятым в данной стране стандартам. От переводчика требуется также умение эффективно использовать ранее выполненные заказы на ту же тему, а работодатель, в свою очередь, рассчитывает на заметную экономию времени и средств при переводе повторяющихся или похожих фрагментов текста. Эти условия можно соблюсти лишь в том случае, если переводчик не только в совершенстве владеет родным и иностранным языком и глубоко изучил выбранную предметную область, но и уверенно ориентируется в современных компьютерных технологиях.

Таким образом, ИТ породили новую культуру передачи информации в электронном виде с одновременным значительным увеличением ее объемов. Под воздействием этого, а также с расширением международного сотрудничества существенно увеличилось количество информативных (нехудожественных) переводов в области науки, техники, экономики, юриспруденции и т.д. Изменился и сам характер процесса перевода, возникла необходимость повысить эффективность ПД за счет использования современных компьютерных технологий. Из изложенного выше можно сделать вывод о несомненной актуальности настоящей тематики.

Целью исследования является изучение возможностей оптимизации процесса перевода средствами ИКТ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Разработать универсальную модель цикла работы над переводом с использованием ИТ, описывающую последовательность действий, необходимых для квалифицированного выполнения и последующего сопровождения заказа на письменный перевод.

2. Проанализировать особенности использования ИТ в «переводческой деятельности»;

3. Провести анализ эффективности использования ИТ в переводческой деятельности и определить, способен ли компьютерный перевод заменить традиционный;

4. На основе полученных результатов дать прогностическую оценку перспектив развития ИТ в переводческой деятельности.

Объектом исследования являются этапы ПД, в частности непосредственно этап перевода и редактирования.

Предметом исследования выступает эффективность использования ИТ в ПД, в частности машинного перевода для осуществления перевода.

Научная новизна исследования заключается в попытке установить значимость использования ИТ в современной переводческой деятельности, определить степень влияния ИТ на качество перевода, разработать универсальную модель цикла работы над переводом с использованием ИТ.

Практическая ценность заключается в оптимизации процесса перевода средствами ИКТ и в результатах эффективности того или иного ПО в ПД, которые могут быть использованы при написании магистерской и в последующей переводческой деятельности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются согласованностью их с фундаментальными положениями дидактики и методики переводческой деятельности; логической структурой исследования; выбором методов исследования, адекватных цели и задачам работы; практической апробацией; внедрением результатов исследования в переводческую практику.

Информационные технологии в переводческой деятельности: преимущества, возможности - страница №1/1

М. В. Умерова

ГУ–ВШЭ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРЕИМУЩЕСТВА, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

The paper intends to explore modern systems of machine translation. Traditionally translation programs are divided i nto two types: ruled-based and example-based. Example-based systems work on the translation memory principle which prevails in modern computer programs applied for translation.
Сегодня к сфере информационных технологий в переводческой деятельности относят электронные словари, терминологические базы данных, справочники и энциклопедии, а также специальные программы, позволяющие осуществлять компьютеризированный (или машинный) перевод. Рассмотрим основные существующие на сегодняшний день прикладные программы, обеспечивающие компьютерный перевод текстов (Computer-Aided Translation).

Традиционно системы машинного перевода делятся на две категории: основанные на правилах (rule-based) и основанные на примерах (example-based). В первых глубже проработана грамматика, они в большей степени учитывают различные правила. Системы второго типа – самообучающиеся, они строятся на динамическом порождении языковых правил для конкретных текстовых примеров. Границы между системами example-based и rule-based не достаточно четкие, т.к. в обеих используются словари и правила работы с этими словарями. На сегодняшний день наиболее распространенной системой, построенной по принципу example-based является система TRADOS, работающая главным образом на примерах, практически без использования грамматических правил. Такого рода программы называются Translation Memory (TM-tools).

ТМ-инструменты позволяют сохранять в базе данных параллельные предложения: предложение из оригинала и его перевод. В базе данных могут сохраняться и более объемные текстовые фрагменты, но автоматически фиксируются именно предложения (программа обрабатывает текстовые фрагменты от точки до точки). В первый же момент начала работы над переводом предложения программа автоматически проверяет имеющуюся базу данных на наличие такого же или аналогичного предложения и предлагает уже имеющийся перевод. Таким образом, со временем база данных расширяется, что особенно быстро происходит в переводческих центрах, где работает большое количество переводчиков, осуществляющих множество переводов. Большинство таких программ устанавливаются как на персональном компьютере, так и применяются для сетевого использования. Использование общей базы данных всеми переводчиками позволяет выработать единый переводческий стиль всего переводческого агентства. Режим редактирования позволяет исправлять ошибки и исключить их повторение в дальнейших переводах.

Программы категории ТМ предоставляют функцию терминологического обеспечения, т.е. при обнаружении слова или словосочетания, помеченного в предыдущих переводах как термин, программа обращает внимание переводчика на этот фрагмент и предлагает уже имеющийся вариант перевода. Таким образом, принцип единства терминологии может выдерживаться всеми переводчиками агентства. Сегодня существуют готовые терминологические базы, которые могут предоставляться заказчиком перевода в виде дополнительного блока для имеющейся у переводческого агентства программы. Это позволяет ускорить процесс перевода и улучшить его качество.

Система TRADOS предназначена для больших переводческих центров, где накопилось много параллельных текстов. Она позволяет не переводить дважды одно и то же предложение, а находит аналогичное предложение в базе параллельных текстов и выдает уже сделанный когда-то перевод. При больших массивах однотипных текстов такой подход весьма эффективен. Понятие массива документов важно для машинного перевода. Большинство специалистов сходится во мнении, что машинный перевод возможен только для прикладных (технических) текстов, которые могут быть заданы определенными, зачастую просто гигантскими массивами. Художественная литература, при переводе которой приходится решать проблему выбора контекстуального значения многозначного слова, переводить игру слов, контаминированную речь, метафоры, аллюзии и другие стилистические приемы, не будет переводиться компьютером адекватно, по крайней мере, в обозримом будущем.

На российском рынке машинных переводчиков немного, и лидером среди них является система PROMT. По некоторым оценкам PROMT занимает до 95% рынка машинного перевода в России, причем его позиции сильны не только у нас, но и в Европе. PROMT – коммерческая разработка, поэтому внутренние алгоритмы программы недоступны широкому кругу исследователей. С этой точки зрения программа представляет собой, в некотором роде, «черный ящик», содержимое которого невозможно подвергнуть анализу. Но, с достаточной степенью уверенности, можно утверждать, что система использует двуязычные словари, снабженные необходимой лингвистической информацией: морфологической, синтаксической, семантической. Программа умеет отделять однозначные слова от многозначных, после чего однозначные слова переводятся по спискам эквивалентов. Для перевода многозначных слов используются специальные контекстологические словари, словарные статьи которых представляют собой алгоритмы запроса к контексту на предмет наличия или отсутствия контекстных определителей значения.

Известный ученый-лингвист Ю.Н.Марчук, чьи работы уже стали классикой прикладной лингвистики, уделяет немало внимания проблеме разрешения лексической многозначности при машинном переводе, которая разрешается с помощью обнаружения в тексте определяющих перевод многозначного слова лексических, синтаксических и морфологических детерминант. На сегодняшний день существует большое количество работ, посвященных закономерностям эксплицирования лексики, синтаксиса и семантики в рамках конкретных подъязыков, обладающих собственными лексическими, структурными, синтаксическими и семантическими особенностями.

Ю.Н.Марчук объясняет низкое качество переводов, выдаваемых многими системами машинного перевода тем, что конечный переводной текст рассматривается большинством разработчиков как композиция или сумма переводов его отдельных частей (подобно общеизвестному свойству порождения крупных единиц из более мелких). Но перевод не обладает этим свойством, и из корректных переводов отдельных частей текста нельзя автоматически получить правильный перевод всего текста в целом. Решение данной проблемы Ю.Н.Марчук видит в точном учете специфических особенностей предметного поля и лингвистического состава конкретных подъязыков (т.е. областей, заведомо существенно меньших, чем вся система естественного языка). Для таких языковых общностей как подъязыки возможно определять значение отдельных языковых единиц таким образом, что их совокупность (линейная комбинация) не противоречит идее цельного текста как такового. На этой теоретической основе и возникла идея создания контекстологических словарей для определенных типов текстов в рамках определенных семантических полей и подъязыков, которые сегодня помимо контекстов употребления включают и толкование. Контекстологические словари дают возможность создавать многоязычные терминологические базы данных для широких предметных областей.

Таким образом, контекстологический подход синтезирует две главные тенденции прикладного описания лексики – словарно-центрическую и текстоцентрическую. На текстоцентрическом подходе основаны многие действующие системы машинного перевода: основой описания лексики являются вспомогательные словари-конкордансы, которые возникают в результате анализа больших текстовых массивов. Основное значение здесь имеют текстовые употребления слова, т.е. совокупность его конкретных значений в данном типе текстов. В более ранних системах машинного перевода контекстологический словарь объединялся со специальным алгоритмом, который осуществлял запросы по каждому многозначному слову на наличие контекстных детерминант. Современные языки программирования позволяют реализовывать систему словаря, не соединяя его со специальной алгоритмической процедурой. На сегодняшний день существуют и другие способы разнообразной реализации словаря в компьютерной программе.

Наиболее важным результатом использования контекстологических словарей является эффективное решение проблемы лексической многозначности, ведь уже давно доказано, что именно лексические значения слов передают основную часть семантической информации предложения и текста в рамках дискурса определенной предметной области.

На сегодняшний день разработчики системы машинного перевода PROMPT предлагают интегрированную версию, объединяющую системы PROMT XT Professional и TM TRADOS. Алгоритм совместной работы этих двух систем выглядит следующим образом: сначала система TRADOS анализирует переводимый документ и выявляет сегменты, перевод которых отсутствует в базе или процент его совпадения с базой ниже заданного. Выявленные текстовые сегменты передаются в PROMT XT Professional для дальнейшего машинного перевода. Чтобы повысить качество осуществляемого перевода, пользователю необходимо предварительно настроить систему: выделить тематику переводимого документа, что подключит к работе специализированные словари и обеспечит единство терминологии во всем документе. Переведенные компьютером текстовые сегменты пополняют базу Translation Memory с пометкой о том, что они были созданы PROMT. При дальнейшей работе с документом в системе TRADOS пользователю остается только отредактировать их и сохранить в базе Translation Memory. Результатом совместного использования систем становится не только перевод документа, но и соответствующая база Translation Memory, которую можно использовать в последующих переводах.

Сегодня учебные программы большинства языковых вузов и факультетов предусматривают лекции о существующих системах машинного перевода, но далеко не во всех вузах есть возможности для ознакомления студентов с электронными переводчиками на практике. Так с 2005 года системы перевода PROMT и TRADOS поставляются в некоторые российские вузы (РГГУ, РГПУ им. Герцена и другие). Университеты разрабатывают спецкурсы по обучению работе с компьютерными системами перевода.

Разработчики предлагают очередную обновленную версию X-Translator Revolution, которая функционирует на основе нового ядра перевода, что значительно улучшило качество переводов. Программа предусматривает возможность работы с шестью европейскими языками в различных комбинациях. Есть специальное приложение для перевода сообщений в программе ICQ. Возможности перевода специализированных текстов расширены за счет выпуска новых словарей по тематикам «Коммерция», «Наука», «Техника», общий словарный запас которых составляет более 250 тысяч слов и словосочетаний. Подключение словарей позволяет улучшить качество переводов контрактов, финансовых документов, научных статей, технической документации. В качестве достоинства продукта разработчики выделяют привычный для большинства пользователей интерфейс в стиле Microsoft Office 2003, а также возможность перевода электронной почты и веб-сайтов в режиме онлайн.

Помимо коммерческих разработок в области машинного перевода есть и так называемые академические. Наиболее авторитетной является система ЭТАП, работающая для комбинации русского и английского языков. Для России данная система имеет такое же значение, как ставшая классическим примером система Systran для всего мира. ЭТАП положила начало целому научному направлению, ставшему основным в российских академических разработках в области машинного перевода. Технологии системы ЭТАП (в отличие, например, от PROMT) описывались в открытых публикациях. Сравнивая эти две системы, кандидат технических наук А.Сокирко в своих публикациях оценивает результаты работы PROMT как большую ориентированность на смысловую ясность перевода в ущерб его грамматической правильности в силу того, что PROMT ориентирован на конечного потребителя. Создатели ЭТАПА, как считает А.Сокирко, напротив, уделяют много внимания грамматической правильности перевода, т.к. ЭТАП является академической разработкой и ориентирован именно на корректность полученного результата. Попытка синтезировать эти два подхода (смысловая ясность и грамматическая правильность) была предпринята группой «Диалинг» (www . aot . ru ), которая вела разработки по созданию программы машинного перевода. Данная программа отличается наличием в ней так называемого поверхностно-семантического модуля, в основе разработки которого лежит процедура семантического анализа, хорошо известная в языкознании. Алгоритмическая реализация семантического анализа осуществляется не через привычное для лингвистов толкование, а с помощью графов (т.н. семантических деревьев), в узлах которых стоят слова или единицы, равные словам по объему. Отношения графа задаются перечнем и называются семантическими отношениями (например, отношения субъект – объект, субъект – аспект и т.п.). А.Сокирко показывает, как для каждого предложения входного текста выстраиваются свои собственные семантические структуры, на базе которых осуществляется машинный перевод. Приведем пример графа из статьи А.Сокирко:


Подобные графы могут включать не только слова, но и устойчивые словосочетания и обороты, абстрактные связки, жесткие синтаксические группы (например, «двадцать два мальчика») и т.п. На базе таких семантических структур перевод осуществляется следующим образом: по русской семантической структуре выстраивается такая же английская, с английскими словами и словосочетаниями в узлах, затем по семантической структуре синтезируется цепочка английских слов, что представляет собой многоэтапный процесс, требующий определенных временных затрат. Поэтому одним из слабых мест данной системы является медленная скорость перевода.

Белорусские лингвисты А.Чистяков и А.Скребнев в своих работах уделяют особое внимание еще одной системе, в которой процесс автоматического перевода построен на математической логике и статистическом вычислении вероятности. Разработки в этом направлении, основы которых были заложены известным ученым Францем-Иосифом Охом, ведутся уже более 15 лет. Сегодня на рынке доступен один коммерческий продукт этого направления – программа автоматического перевода Language Weaver. В данной программе не используются никакие словари, содержащие готовые к употреблению лексические и грамматические данные. Программа использует только параллельные тексты (аналогичный принцип используется в Translation Memory Tools), причем объем текстов очень значителен. Программа анализирует оригиналы и переводы, где встречается отрезок текста, схожий с тем, который сейчас необходимо перевести. Сопоставив множество вариантов переводов, программа выбирает тот, который использовался чаще всего. Таким образом, программа фиксирует степень вероятности, с которой, скорее всего, следует переводить данный отрезок текста, постепенно эта степень вероятности приближается к стопроцентной. При этом отпадает необходимость загружать специализированные словари (преимущество статистического метода перед трансформационными программами), т.к. программа сама генерирует постоянно используемый словарь, который ориентирован на данного конкретного пользователя. Создатели программы утверждают, что на сегодняшний день их система обеспечивает более высокое качество перевода по сравнению с другими системами машинного перевода.

Текст, подготовленный для перевода в программе Language Weaver, может быть представлен в различных форматах текстовых и даже звуковых файлов. Собранные параллельные тексты распознаются, и происходит их совмещение на уровне предложения для создания параллельного текстового корпуса. Этот текстовый корпус обрабатывается с помощью подпрограммы Language Learner, которая определяет вероятность того или иного перевода и составляет вероятностный словарь, шаблон или правило, т.е параметры перевода. Созданные параметры используются статистическим переводчиком-декодером при переводе новых текстов.

На нынешнем этапе разработки программа работает не полностью самостоятельно. Конечный вариант оценивает переводчик и выбирает из предложенного программой набора то предложение, которое наиболее соответствует по своей коммуникативной эквивалентности оригиналу. В последующих переводах выбранное предложение используется программой как шаблон или образец.

Данная система наиболее ярко представляет собой образец развития искусственного интеллекта и уподобляется авторами процессу овладения естественным языком ребенком: вначале ребенок срисовывает буквы и слова, не понимая их значения, а затем переходит к осмысленному переписыванию слов и выражений. Таким образом, данная система машинного перевода работает не с языковым материалом (значениями отдельных слов и словосочетаний, синтаксическими правилами), а с прецедентными текстами, т.е. со смыслами высказываний, представляющими собой элементы межкультурной коммуникации. При такой работе с текстами происходит трансформация языковой оболочки смысла как культурного явления, а не самого слова как явления языкового.

Как считают авторы, с увеличением технической мощности компьютеров увеличатся возможности обработки параллельных текстов, и компьютер сможет более или менее самостоятельно устанавливать интертекстуальные связи. Возможно, что в классических текстах обнаружатся математические законы построения. В частности, еще в прошлом веке возникли разделы математики, описывающие произведения Моцарта и Бетховена математическими формулами. Возможно, компьютер сможет работать и с такими паралингвистическими знаковыми системами как интонации и мимика.

Если в будущем будет решена проблема автоматической проверки адекватности перевода, то компьютер станет полностью самообучающейся системой, способной не только переводить, но и, в каком-то смысле, порождать тексты, в зависимости от того, какой «культурный багаж» будет в нем заложен в виде параллельных текстов.

На сегодняшний день компания Language Weaver выпускает очередные обновленные версии машинного перевода, в частности версию SMTS 4.2. В отличие от других электронных переводчиков SMTS (Statistical Machine Translation Software) использует методы статистического анализа, описанного выше, для изучения предложений, фраз и конструкций и выбирает наиболее подходящий вариант перевода среди множества доступных.

Используемая в программе поддержка вывода данных в формате TMX (Translation Memory eXchange) упрощает обмен информацией между SMTS и другими системами машинного перевода. В программу встроен фильтр, который позволяет переводить документы Microsoft Office (MS Word, Excel и PowerPoint) и выводить результаты перевода в оригинальном формате.

Таким образом, многие современные исследователи приходят к выводу, что качество машинного перевода будет совершенствоваться. Большинство специалистов по информационным технологиям сходятся во мнении, что адекватный перевод любого типа тестов, самостоятельно выполненный машиной, станет реальным через 50-70 лет с развитием возможностей искусственного интеллекта.

Литература:


  1. Марчук Ю.Н. Компьютерный перевод многозначных слов, 2000. www.philol.msu.ru

  2. Семенов А.Л. Основы общей теории перевода и переводческой деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  3. Сокирко А. Будущее машинного перевода. // Компьютера №21, 5.06.2002.

  4. Чистяков А., Скребнев А. Компьютерный перевод как инструмент межкультурной коммуникации. – Витебск, 2005.

Введение

Деятельность переводчика всегда заключалась в работе с текстовой информацией. Сейчас все сферы деятельности человека неразрывно связаны с информационными технологиями, поэтому сложно представить процесс перевода без основного инструмента переводчика – компьютера. Культура экрана (англ. screen culture) заменила культуру напечатанного текста, изменились функции и сущность перевода, сама информация стала порождаться, передаваться и восприниматься напрямую через компьютер.

Владение современными компьютерными программами, направленными на оптимизацию деятельности переводчика, готовность и способность осваивать эти программные продукты с целью повышения привлекательности для работодателя и уменьшения затрат на «производственный процесс» письменного перевода – вот главные требования, предъявляемые рынком сегодня. Если переводчик уверенно ориентируется в современных компьютерных технологиях, то умение эффективно использовать ранее выполненные заказы помогает и ему, и работодателю рассчитывает на заметную экономию времени и средств при переводе повторяющихся или похожих фрагментов текста.

Современные компьютерные технологии помогают при решении следующих переводческих задач:

– общение с заказчиком и получение исходного текста;

– восприятие электронного иноязычного текста;

– информационно-справочный поиск по тематике иноязычного текста;

– переводческий анализ иноязычного научно-технического текста;

– создание аннотированных списков информационных ресурсов;

– подбор переводческих соответствий и эквивалентов;

– создание текста перевода;

– создание примечаний переводчика;

– создание электронной информационно-справочной базы переводчика,

– редактирование, корректирование и верстка выполненного перевода иноязычного текста в соответствии с требованиями заказчика;

– оценка качества выполненного перевода иноязычного научно-технического текста;

– сдача выполненного перевода иноязычного научно-технического текста заказчику.

В связи с этим целью нашего пособия является помощь в приобретении основополагающих знаний, умений, навыков в области компьютерного перевода с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный.

Книга состоит из 10 разделов, содержащих сведения об электронном инструментарии переводчика: знание принципов работы, преимуществ и недостатков электронных словарей, систем автоматического и автоматизированного перевода способствует развитию информационно-технологической компетенции переводчика, что важно для ориентирования в открытом и закрытом (проприетарном) программном обеспечении и файловых форматах; базовых принципах компьютерного оформления текстов. При написании пособия огромную помощь оказали книги и статьи А. Соловьевой, А.Б. Кутузова, А.Л. Семёнова, Г.В. Курячего и К.А Маслинского, К.Т. Волченковой, М. Иванова и многих других (см. Список использованных источников).

1 Понятие компьютерных технологий

На современном этапе развития общества все сферы деятельности человека неразрывно связаны с информационными технологиями (англ. Information Technology, IT). Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Современный экономический словарь определяет информационные технологии как процессы накопления, хранения, передачи, обработки, контроля информации, основанные на использовании средств компьютерной техники, коммуникаций и новейших технологий преобразования информации.

В среде специалистов под информационными технологиями понимают широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Однако в последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Если же мы говорим про информационные технологии именно в таком упрощенном понимании, необходимо также отдельно упомянуть коммуникационные технологии, так как часто компьютер не подключен к локальной и глобальной сети. Так или иначе, вне зависимости от способа или факта подключения ЭВМ к ЛВС (локальная вычислительная сеть), современное распространение компьютеров навсегда изменило общество, сделав его качественно другим, информационным. Поясним такие термины, как «информационное общество» и «информатизация общества».

Информационное общество – это общество, в котором социальноэкономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества.

По европейским меркам общество можно назвать информационным, если в нем более 50 % населения занято в сфере информационных услуг. Соответственно, Россия делает только первые шаги в этом направлении.

Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нем выступают не материальные, а идеальные факторы – знание и информация.

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Юдзиро Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно – в Японии и США – в работах Фрица Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963). В 1969 году японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году – «План информационного общества».

Информатизация общества – это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационнокоммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Сам термин «информатизация» (англ. informatization) нашел широкое распространение лишь в России и Китае. Это было связано, во-первых, с недостаточной разработанностью в 80-90-х годах ХХ века глоссария по тематике «информационные технологии» и «информационное общество», во-вторых, с некоторыми специфическими особенностями развития информационнокоммуникационных технологий в этих странах. Они характеризовались высоким уровнем развития прикладных и специализированных аппаратно-программных комплексов и крайне слабой телекоммуникационной инфраструктурой, которая становилась тормозом гармоничного развития информационного общества.

Цель информатизации – трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Как мы уже замечали выше, процесс развития информационного общества начинается с его компьютеризации.

Компьютеризация (англ. сomputerisation) – процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Цель компьютеризации состоит в улучшении качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. Наряду с компьютеризацией существует более частное понятие домашней компьютеризации. Домашняя компьютеризация – (англ. home computerisation) – процесс оснащения домашних хозяйств компьютерными устройствами. В России домашняя компьютеризация является элементом государственной политики информатизации, ориентированным на удовлетворение потребностей населения в информации и знаниях непосредственно на дому.

Удовлетворить потребности можно благодаря специальным поисковым системам.

Информационно-поисковая система (англ. Information retrieval system) – система, выполняющая функции:

– хранения больших объемов информации;

– быстрого поиска требуемой информации;

– добавления, удаления и изменения хранимой информации;

– вывода информации в удобном для человека виде.

Различают:

– автоматизированные (англ. computerised);

– библиографические (англ. reference);

– диалоговые (англ. online);

– документальные и фактографические информационно-поисковые системы.

В информационном обществе происходит слияние информационных групп в одно сообщество при помощи сети, т.е. общество становится сетевым.

Сетевое общество (англ. network society) – общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью информационных сетей. Причем состав этого общества постоянно пополняется новыми пользователями.

Главным фактором, увеличивающим число пользователей, является, безусловно, информационная потребность населения всей планеты.

Информационная потребность (англ. Information need) – потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации, которой в данном контексте является всемирная паутина (англ. World Wide Web, WWW, Web) – основная служба в сети Интернет, позволяющая получить доступ к информации на любых серверах, подключенных к сети. Всемирная паутина организована на принципах гиперсреды (англ. Hypermedia) – технологии представления информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом. Безусловно, всемирная паутина позволяет получать доступ к любой информации на любых серверах, подключенных к сети.

2 Информационно-технологическая компетенция как составляющая профессиональной компетенции переводчика

В современном обществе для обеспечения конкурентоспособности российских переводчиков последние должны обладать навыками и средствами, являющимися стандартом за рубежом. Так, осуществление процесса межъязыковой и межкультурной коммуникации требует от специалиста применения определенных знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий, основными из которых на сегодняшний день являются:

– электронный документооборот;

– работа с пакетами прикладных программ;

– получение оперативной информации;

– связь с удаленными партнерами;

– принятие компетентностных решений;

– ввод и систематизация данных.

Поэтому, по мнению В.В. Ильченко и Е.В. Карпенко, для профессиональной подготовки будущему переводчику просто необходимо изучение информационных ресурсов и технологий, программных и сетевых средств, пригодных для осуществления переводческой деятельности с помощью компьютера, с целью формирования информационно-технологической компетенции переводчика.

Учитывая новые условия деятельности переводчика, А.А. Рыбакова говорит о том, что профессиональная компетенция переводчика (см. рисунок 1) – это интегральная совокупность билингвистической, культурно-когнитивной, профессионально-предметной, собственно переводческой и информационнотехнологической компетенций, которая представляет собой сложный комплекс знаний, умений, навыков, психологических свойств и качеств личности (способностей), потенциально необходимых для осуществления профессиональной переводческой деятельности, проявляющийся в ней в виде той или иной степени их актуализации (профессиональной компетентности).

Рисунок 1 – Информационно-технологическая компетенция


Следовательно, информационно-технологическая компетенция переводчика является неотъемлемой составляющей его профессиональной компетенции и характеризуется следующими положениями, которые обозначили в своем исследовании В.В. Ильченко и Е.В. Карпенко:

– целеполаганием в процессе решения профессиональной задачи с использованием новейших информационных технологий, четкой и ясной постановкой и формулировкой цели этой деятельности, планирование стратегии информационно-технологической деятельности;

– ценностным отношением к информации и информационным технологиям, их выбору в соответствии с целью деятельности, к результатам информационнотехнологической деятельности, достигнутым лично и в обществе; стойким интересом к информационно-технологической деятельности;

– активным использованием информационных технологий в профессиональной деятельности;

– ценностным отношением к себе, как к специалисту, обладающему мировоззрением, соответствующим уровню развития общества, современными знаниями и умениями в области информационных технологий; осмыслением результатов своей деятельности, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию.

3 Электронное рабочее место переводчика

За последние 10-15 лет характер работы переводчика и требования к нему существенно изменились. В первую очередь изменения коснулись письменного перевода научно-технической, официальной и деловой документации. Сегодня, как правило, уже недостаточно просто перевести текст, пользуясь компьютером как пишущей машинкой. Заказчик ожидает от переводчика, что оформление готового документа будет соответствовать внешнему виду оригинала настолько точно, насколько это возможно, и при этом удовлетворять принятым в данной стране стандартам.

Индустрия перевода 21 века предъявляет к переводчику новые требования, поскольку объёмы перевода стали больше, сроки стали жёстче, и все чаще приходится работать в международных группах. Переводчику приходится быть менеджером проектов, компьютерщиком, документоведом, специалистом в издательском деле, лингвистом-исследователем.

Письменный перевод технической информации всегда был востребован. Но по данным статистики, переводчик без применения компьютерных технологий может перевести не более 2000 слов в день, что влечет за собой высокую стоимость перевода. Автоматизация существенно увеличивает производительность труда переводчика, позволяя снизить цену на конечный продукт.

Большинство электронных средств – это технология ускорения и создания альтернативных вариантов текста перевода (возможности Интернет); другие позволяют авторитетно отбирать среди альтернативных вариантов (переводческие накопители и всевозможные словари). Переводчики создают и отбирают среди альтернативных вариантов, а различные новые технологии не отменяют этих задач, они лишь расширяют круг возможностей, позволяя иметь дело с большим фрагментом действительности в меньшее время. Изобилие информации в наше время позволяет легко создавать альтернативные варианты текста перевода, что предполагает сосредоточение большего внимания на выбор возможного варианта текста перевода.

Необходимо помнить, что главная задача переводчика – обеспечить коммуникацию между людьми, и только затем – работа с электронными средствами. Взгляд на стержневой элемент компетенции должен способствовать тому, чтобы не упускать из виду цели и найти подобающее место элемента в системе компетенций переводчика и использования информации».

Информационно-технологическая компетенция подразумевает собой не просто переход к иным инструментам, а изменение самого подхода к переводческой деятельности как к процессу перевода. Метафорически это можно выразить при помощи эволюции передвижения человека по местности. Аналогия проста: сначала человек для увеличения скорости осваивает верховую езду, это значительно ускоряет скорость передвижения, но не позволяет перевозить большие грузы, этот этап мы ассоциируем с процессом переводческой деятельности до внедрения понятия информационно-технологической компетенции, т.е. наличие словарей позволяет значительно упростить и ускорить процесс перевода. Использование переводчиком различных видов электронных словарей, текстовых редакторов с проверкой орфографических и лексических ошибок аналогично использованию человеком транспорта с тягловым принципом, т.е. телеги, кареты запряжённые лошадьми или аналогичными животными. Несомненно, подобный переход значительно облегчает сам процесс перевода/передвижения, но говорить о полностью качественном переходе можно лишь при использовании автомобилей легковых или грузовых или, говоря о переводческой деятельности, использовании оболочек электронных словарей, их группировку, использовании систем памяти переводов.

Данное сравнение удачно, поскольку оно подразумевает создание и поддержание определённой инфраструктуры: в случае аналогии это поддержание сети автострад и бензоколонок, а в случае объекта нашего исследования подразумевается как экстенсивное, так и интенсивное развитие ИТ средств перевода.

Информационно-технологическая компетенция переводчика может быть реализована в условиях информационной среды, которая представляет собой так называемое «электронное рабочее место переводчика». В этой связи, нам представляется оправданным прежде всего рассмотреть вопрос о так называемом «электронном рабочем месте переводчика» («компьютерном рабочем месте переводчика», «современном рабочем месте переводчика»), которое служит основой реализации информационно-технологической компетенции переводчика и основой ее формирования в вузе.

Как отмечает В. Грабовский, на протяжении столетий рабочее место переводчика по существу не менялось. Его орудия, как рукописные, так и машинописные, по своему функциональному назначению все это время фактически оставались одними и теми же. Принципиально не менялись и трудоемкость, и производительность.

До информационной эпохи, которая связана с изобретением персонального компьютера, сети Интернет, средствами работы переводчика были в основном бумага и ручка. Конечно, бумага понимается в широком смысле как средство ручного каталогизирования, архивирования и поиска среди записей переводчика, библиографических ссылок и базы терминологических примеров. К другим традиционным ресурсам переводчика относятся печатные словари и справочники, а также справочные материалы по предметным областям, которые необходимо было прочитывать.

Ситуация начала меняться к середине 80-х годов прошлого века – на вооружение была взята компьютерная техника. В 1984 г. в США было объявлено о первой попытке коммерческого использования компьютерной техники (на фирме Agnew Tech-Tran Inc.). В начале 90-х годов началась компьютеризация труда переводчика и в нашей стране.

Поначалу, как замечает В. Грабовский в своем историческом обзоре, компьютер воспринимался в качестве своего рода продвинутой пишущей машинки, очень удобной для редактирования текстов. Однако вскоре компьютер придал работе переводчика новое измерение, проявляя свои потенциальные возможности во всевозрастающей степени. Стало возможным пользоваться не только программами для написания и обработки текстов, но и электронными словарями, а также всевозможными справочниками. Шла работа по, условно говоря, механизации и автоматизации труда лингвистов.

К первой категории можно отнести программные продукты технологии TM (Translation Memory), являющиеся базами данных большой емкости. Эти базы данных позволяют сохранять фрагменты текстов оригинала и соответствующий им перевод, причем не только отдельные слова, но и целые фразы. Первыми программами такого рода были Translator"s Workbench (фирма Trados) и Transit (фирма Star). Они позволяли сравнивать фразы переводимого текста с фразами, содержащимися в базах данных и анализировать степень их сходства в процентах. Они существенно облегчают работу с текстами, обеспечивая мгновенный доступ ко всем предыдущим наработкам. Сюда очень подходит известное выражение Билла Гейтса «Information at your fingertips» (Информация у кончиков ваших пальцев).

Предпринимались попытки создания программ, способных самостоятельно делать переводы письменных текстов. В этой связи можно упомянуть известные в нашей стране отечественные продукты Stylus (фирма Promt) и Socrat (фирма Arsenal). Сфера применения этих программ была ограниченной, и во многих случаях их роль является вспомогательной.

Велись и работы по воплощению давней мечты переводчика – созданию полностью автоматизированного рабочего места. Наиболее интересной в этом плане представляется разрабатывавшаяся в начале 90-х в университете Carnegie Mellon (г. Питтсбург) технология Interlingua, основывающаяся на теории машинного интеллекта. Суть этой технологии заключается в том, что на основе специально разработанных алгоритмов программа анализирует смысл текста оригинала и переводит его на промежуточный искусственный язык Interlingua. После этого исходный текст компьютер может автоматически переводить на любой язык, предусмотренный программой и имеющий соответствующие алгоритмы. Можно себе представить, насколько это было бы удобно для производителей техники, выпускающей инструкции по эксплуатации и другие технические материалы сразу на нескольких языках. Данная технология также предусматривала потенциальную возможность устного перевода – при помощи дополнительных программ распознавания человеческой речи и устройств-синтезаторов речи.

К сожалению, эти разработки пока не привели к созданию готового к коммерческому применению продукта, в первую очередь из-за недостаточной мощности вычислительных средств и других технических проблем. Тем не менее, работа в этом направлении продолжается.

В 90-х годах в распоряжении переводчиков появились такие средства коммуникации, как факс и электронная почта. Без электронной почты сейчас уже просто не обойтись. Значительным шагом вперед явилось широкое распространение сканеров, позволяющий работать с графикой и иллюстрациями, а также распознавать текстовые данные и преобразовывать их в электронный формат. Трудно переоценить значение для переводчиков таких продуктов для создания текстовых файлов, как FineReader и CuneiForm. Переводить текстовые файлы гораздо удобней, чем бумажные версии. Появляются программы, предоставляющие дополнительные удобства и сервис в работе. В этой связи можно упомянуть Либретто (анализ и аннотация текстов), Следопыт (поиск текстовых данных на локальном и сетевых дисках), Punto Switcher и др. Особенно удобной представляется последняя, предназначенная для переключения языка клавиатуры.

Punto Switcher

Программа распознает язык, на котором пишется текст, и автоматически переключает на него. Особенно важно, если вы набираете текст, не глядя на экран. Если вы по рассеянности наберете в адресной строке браузера ццц, то Punto Switcher самостоятельно преобразует это в www.

С помощью этой бесплатной программы можно:

1) переключать раскладку автоматически (она распознаёт набранный текст) и горячей клавишей;

2) менять стандартные системные комбинации клавиш для смены раскладки;

3) в выделенном тексте и в тексте из буфера обмена исправлять раскладку и регистр;

4) пользоваться функцией автозамены при наборе часто употребляемых слов.

Кроме того, в программе предусмотрены звуковые сигналы для работы с клавиатурой.

Возвращаясь к историческому обзору электронного рабочего места переводчика, упомянем и быстрый прогресс в сфере носителей электронной информации. Дискеты 5" давно ушли в прошлое. Помимо дискет 3", MO-дисков и всевозможных картриджей появились и все шире применяются диски CD-ROM, в том числе перезаписываемые. Оборудование для записи давно перестало быть экзотикой.

Следует отметить, что за последние лет десять по мере развития программнотехнических средств, находящихся на вооружении лингвистов, изменялся и конечный продукт их труда. Появилась возможность не только подготавливать переведенные и отредактированные текстовые данные, но создавать оригиналмакеты для последующего тиражирования. Наиболее распространены в нашей стране такие программы для компьютерной верстки и создания оригинал-макетов, как PageMaker и QuarkXpress, вытеснившие популярную в первой половине 90-х Ventura Publisher. Менее известны программы FrameMaker и Interleaf.

Оригинал-макеты включали в себя не только текст, но и другие компоненты, необходимые для печатного издания – иллюстрации, графику, предметные указатели и т.д.

Это в корне изменило характер взаимодействия переводчика и потребителя его продукции. Если раньше заказчик получал лишь полуфабрикат – т.е. текстовые данные, и этот полуфабрикат ему приходилось самому доводить до стадии готового продукта, то сейчас он получает готовую к дальнейшему использованию продукцию.

Далее, по мере прогресса мультимедийных технологий, стало возможным не ограничиваться выпуском информации на бумажных носителях, а во взаимодействии со звукозаписывающими студиями готовить CD и видеокассеты с учебными материалами, презентациями и т.д.

Следует упомянуть и о всевозрастающей роли в работе переводчика Интернета. Постоянно растет количество всевозможных справочных ресурсов по любым отраслям знаний. Их значение трудно переоценить. Нельзя не упомянуть и о проблемах для переводчика, возникающих в связи с работой с электронной почтой и в Сети. Главная проблема – это вирусы. Неизбежным инструментом его рабочего места становятся антивирусные программы, прежде всего Нортон Антивирус и Антивирус Касперского.

Сделав небольшой экскурс в историю, мы проследили, как за последние десять лет изменилось рабочее место переводчика и его оснащение. Перейдем к конкретному рассмотрению наполнения термина «компьютерное рабочее место переводчика».

В отечественной литературе практически не встречается понятие, и нет устоявшегося термина для обозначения состава аппаратного и программного обеспечения, а также электронных ресурсов, как единого комплекса обеспечения переводческой деятельности. В англоязычной литературе для обозначения рабочего места переводчика давно используется и вполне привычны такие наименования, как Translator"s Workstation («рабочая станция переводчика», «автоматизированное рабочее место переводчика») или Translator"s Workbench («рабочее место переводчика»).

Что же входит в состав «компьютерного рабочего места переводчика»?

Прежде всего, это аппаратная часть компьютера (системный блок, монитор, принтер, сканер, МФУ и др.). Поскольку так называемая «hardware» часть рабочего места переводчика является скорее объектом дипломного проекта какой-либо технической специальности, мы не будем подробно останавливаться на ней, заметив лишь на основании собственного опыта, что на сегодняшний день большинство ИТ инструментов мало зависит от аппаратной части ЭВМ и выбор как аппаратной платформы, так и технических характеристик компьютера может быть продиктован субъективными предпочтениями, он практически не влияет на работоспособность отдельно взятого программно-аппаратного комплекса.

В состав электронного рабочего места переводчика входят также соответствующие программные средства (программное обеспечение), которые вместе с аппаратными средствами предоставляют ему различные возможности и позволяют переводчику выполнять различные виды операций, необходимых ему для выполнения задач в ходе своей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо наличие определенных ресурсов: словарей, справочников, корпусов (параллельных) текстов. На наш взгляд именно выбор и степень овладения программной частью рабочего места переводчика оказывает влияние на эффективность переводческой деятельности.

Зарубежные эксперты отмечают, что необходимо разделять понятия «электронных средств» и «электронных ресурсов», несмотря на их близость и взаимозависимость в работе переводчика в современных условиях. По сути, «средства» – это те инструменты или оборудование (например, компьютер, программное обеспечение), которые им необходимы для выполнения той или иной повседневной работы (например, программа-конкорданс, проверка орфографии). Не менее важны и ресурсы (например, уже упомянутые нами корпусы текстов, словари, глоссарии, справочные материалы).

Согласно данным Европейского союза, к 2020 году 90% всех профессий в Европе будут связаны с информационными технологиями. Впрочем, уже сейчас они проникают в самые разные области науки, техники и являются составляющей частью практически любой деятельности.

Востребованность перевода в сфере информационных технологий тоже растет. Она совсем не ограничивается одним только переводом руководств для пользователя и технических описаний. Перевод в сфере информационных технологий включает в себя локализацию программного обеспечения, сайтов, мобильных приложений и компьютерных игр, проекты, связанные с внедрением Интернета вещей и многое другое.

Чем отличается перевод в сфере информационных технологий?
Прежде всего, обилием аббревиатур и сокращений.
Наличием специализированной терминологии, которая, к тому же, постоянно обновляется, ведь вся сфера ИТ стремительно растет и развивается.
Особой стилистикой, характерной только для этой отрасли.

Недавно мы сняли новый бесплатный видеоурок о переводе в сфере ИТ. Его можно посмотреть здесь:

Хотите попробовать свои силы в этом виде перевода? Хотите приобрести новые знания и навыки работы с текстами этой тематики?

Добро пожаловать на наш новый курс «Основы перевода в сфере информационных технологий»!

Для кого этот курс?
Начинающие и практикующие переводчики, желающие получить, систематизировать и/или дополнить свои знания в области ИТ-перевода.

Расписание:
Дата начала – ориентировочно июнь 2019 г .
Количество занятий – 8.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Дни и время – уточняются .

Преподаватель курса – , переводчик-фрилансер, преподаватель, независимый консультант по ИТ-переводу и локализации с 15-летним опытом работы в этой сфере.

Краткая программа курса:
1. Знакомство и введение. ИТ-терминология
2. Основы ИТ для пользователей
3. Перевод описаний программного обеспечения
4. Интернет: браузеры, Word Wide Web, протоколы передачи данных и т.д.
5. Аппаратное обеспечение: компьютеры и серверы, сетевое и телекоммуникационное оборудование, мобильные устройства
6. Антивирусное ПО, ИТ для бизнеса и перспективные направления в сфере ИТ
7. Введение в локализацию программного обеспечения
8. Перевод в сфере ИТ как бизнес, обзор отрасли, положение переводчика в отрасли.

Стоимость курса: 6000 или 8400 рублей в зависимости от выбранного .

Что входит в стоимость?
Обучение по заявленной программе с выполнением домашнего задания, полный комплект раздаточных материалов с видеозаписями всех вебинаров (высылаются всем в течение суток после лекции, независимо от присутствия на занятии), экзамен в конце курса, а также сертификат в электронном виде, высылаемый после обучения по эл. почте.

Как можно записаться на курс «Основы перевода в сфере информационных технологий»?
Чтобы записаться на курс «Основы перевода в сфере информационных технологий», нажмите на одну из кнопок «Записаться» или на и заполните заявку. Мы свяжемся с вами.