Какое программное обеспечение называется термином shareware. Shareware - что было, что будет…. Действительно бесплатное программное обеспечение

Современная Россия – страна контрастов и парадоксов. Ни в одном вузе не готовят программистов в "чистом виде". Вместе с тем, программистов у нас в стране великое множество, и чаще всего они заняты не своим делом – следят за парками компьютеров, прокладывают локальные вычислительные сети, становятся системными администраторами и администраторами баз данных. Самое интересное, что при этом программы все-таки пишутся и в огромных количествах. Но – в индивидуальном, частном порядке. То есть проводится огромная работа, но проводится она без всякой материальной выгоды. Почему? Да потому что слишком уж сложно пытаться наладить одиночке нормальный сбыт своих программных продуктов (даже если это по-настоящему качественные и востребованные изделия), не говоря уже обо всех трудностях, которые возникают при попытке получить какие-либо деньги за свой труд. Недаром в нашей стране только очень крупные фирмы (как, например, "1С" или "ПараГраф") самостоятельно занимаются сбытом своего программного обеспечения. Куда уж тут соваться программисту-одиночке, написавшему в свободное от основной работы время небольшую, хоть и удобную программу-утилиту, за которую просить больше 5 долларов за копию просто неприлично. Не создавать же, в самом деле, сеть дилеров, открывать собственную компанию и все такое прочее. Так что пытаться получать деньги за свой интеллектуальный труд простому человеку – дело безнадежное.

На самом деле, все не совсем так мрачно. Точнее – совсем все не так. Надо просто поближе ознакомиться с тем явлением в современном бизнесе программного обеспечения, которое обозначается термином, в общем-то известным каждому опытному пользователю и уж тем более программисту – "shareware".

Собственно "shareware" – это термин, который можно толковать двояко. С одной стороны, с точки зрения собственно производства программных продуктов, это тип программного обеспечения (ПО), а с точки зрения реализации программ – это способ распространения самого ПО. Все желающие могут получить shareware ПО, но при этом пользователи следуют определенному соглашению, в основе которого лежат правила по ограничению полученного ПО. Основным девизом shareware является "try-before-you-buy" (попробуй, прежде чем покупать). То есть дается определенный временной интервал, в течение которого пользователь должен решить, нравится ли ему программа. Если программа нравится, то за нее можно заплатить деньги, получив право на дальнейшее использование программы (в терминах shareware называется "зарегистрировать программу"). В противном случае, по лицензии shareware пользователь обязуется по истечении определенного срока прекратить использование программы и удалить все ее файлы со своего компьютера. Кроме того, до момента регистрации программа обычно ограничена и в своих функциональных возможностях.

Эти некоторые ограничения призваны дополнительно стимулировать пользователя к приобретению программы. В настоящее время на shareware-продукты принято накладывать следующие ограничения:

– ограничение срока действия ознакомительной версии (так называемые trial version);
– ограничение функциональности ознакомительной версии (так называемые limited version);
– сообщения с напоминанием о необходимости зарегистрировать ПО (nag screen).

Shareware, как метод дистрибуции (т. е. метод распространения ПО), является разрешением автора в соответствии с публичной лицензией копировать и передавать ознакомительную версию другим пользователям для оценки. При таком подходе программы распространяются не только усилиями автора, но и усилиями всех желающих. Кроме того, существует еще freeware – полностью бесплатное программное обеспечение (для него регистрация не требуется), а также довольно редкий термин firmware (это всевозможные прошивки и тому подобное жестко закрепленное за аппаратурой ПО).

Конечно, метод shareware работает только при условии честности пользователей и соблюдения законов об авторском праве. От пользователя требуется, чтобы он зарегистрировал ПО (только в этом случае автор получит деньги за свой программный продукт).

Если же нет никаких законодательных и этических стимулов к соблюдению пользователями публичной shareware-лицензии, то и получение денег за свой интеллектуальный труд становится весьма проблематичным. Может быть, именно поэтому все наши отечественные создатели shareware-программ ориентируются, прежде всего, на западного потребителя.

Итак, вы решили заняться shareware-программами. При этом возникает ряд проблем: как и на каких принципах создать такую программу, как ее защитить, как получать деньги за регистрацию, как разрекламировать свой программный продукт. Этим, а также некоторым другим вопросам и посвящена настоящая статья.

Опыт свидетельствует, что успешно продавать можно практически любой программный продукт. Главное, чтобы он был качественен и востребован. Во всем остальном начальный замысел программы – процесс творческий и неформальный. Единственное, что можно сказать – залогом успешных продаж является надежность, а также удобство и простота интерфейса.

Все остальное может быть каким угодно, лишь бы оно было завершенным (именно поэтому до стадии реализации обычно доходят все-таки достаточно маленькие проекты). При этом не обязательно равняться исключительно на Windows 95/98 или NT. Гораздо больше шансов создать что-либо эксклюзивное под менее распространенную операционную систему (например, Linux, http://www.linux.org/). Хотя большинство shareware-продуктов ориентировано на SOHO (Small office, home office) применение, а там все-таки преобладают Windows-системы.

Что делать после создания конечного продукта? По правилам хорошего тона, пакет приводится к общепринятым нормам, то есть оформляется в виде дистрибутива (программы, которая самостоятельно производит установку программы на компьютер пользователя и ее конфигурацию в соответствии с имеющимся оборудованием). Достигается это при помощи специальных программ инсталляторов.

Примером такой программы может служить InstallShield Professional/Express (http://www.installshield.com/). Этот продукт – один из самых распространенных и старейших продуктов такого рода, появившийся практически одновременно с собственно Windows, и за время ее существования стал стандартом де-факто. Он действительно обладает всеми необходимыми возможностями для создания сколь угодно сложных сценариев установки.

Инсталляторы, распространяемые как shareware, представлены на сайте http://tucows.online.ru/comp95.html

Однако это не значит, что для авторов shareware он будет лучшим выбором. Во-первых, стоимость Professional-версии достаточно высока (более 500 долларов США), хотя с Delphi и Visual C++ поставляются облегченные бесплатные варианты Express. Во-вторых, размер дистрибутива превосходит все остальные инсталляторы, что только создает лишние трудности при распространении программы через Интернет (особенностью такого распространения является прямая зависимость стоимости хранения и получения программного продукта от его объема). И главное, существует достаточное количество других программ-инсталляторов, более дешевых, но обладающих почти такими же функциональными возможностями. В итоге InstallShield имеет смысл использовать при установке действительно больших приложений, на несколько десятков мегабайт.

Немногие знают, что у Microsoft (http://www.microsoft.com/) есть свой продукт для инсталляции программ. Вернее, две его половинки. Первая – это inf-файлы, широко используемые в Windows 95/NT для установки драйверов и программ.

Внутри этих файлов используется свой внутренний язык, позволяющий совершать все необходимые для инсталляции операции (копировать файлы, создавать ярлыки, настраивать различные параметры системы, устанавливать драйверы, шрифты, принтеры и т. д.). Однако, к сожалению, язык INF-файлов крайне сложен, практически недокументирован, поэтому его использование крайне затруднительно. Хотя этот язык может служить прекрасным примером области, к которой могут приложить свои силы создатели shareware (например, программа INF-Tool на http://Inner-Smile.com/dl_inf.htm).

Другая половина, необходимая для создания полноценной инсталляции – это программа Microsoft IExpress. Она входит в состав бесплатного пакета Internet Explorer Administration Kit, предназначенного для установки Internet Explorer провайдером или администратором сети, но может использоваться и отдельно от него. IExpress создает самораспаковывающийся exe-архив, содержащий все файлы дистрибутива вместе с INF-файлом, который будет запускаться после распаковки архива и собственно заниматься процессом инсталляции. Уникальное свойство IExpress – самое сильное сжатие, заметно лучше, чем у известных архиваторов ZIP или RAR, поэтому его можно рекомендовать даже просто для создания архивов.

При подготовке инсталляции следует соблюдать несколько неписаных правил хорошего тона или, если угодно, следовать некоторым неформальным стандартам оформления shareware-продуктов. Эти правила, во-первых, облегчат процесс инсталляции для неопытного пользователя и, во-вторых, повысят шансы того, что ваша программа попадет в поле зрения обозревателей известных shareware-сайтов (таких как ZDNet, TuCows и других).

Вот эти правила:

1. Даже используя инсталляторы, которые преобразуют весь дистрибутив в один исполняемый файл, лучше сжать его при помощи архиватора (тем более, что многие shareware-сайты все равно сжимают исполняемые дистрибутивы shareware-программ). При этом лучше всего использовать популярный архиватор ZIP – стандарт де-факто на shareware-архивах, дающий, к тому же, вполне удовлетворительную степень сжатия (тем более, что архиваторов пользователь может и не иметь).
2. Если вы делаете zip-архив, то всегда включайте в него файл readme, который должен содержать подробную информацию о программе. Он должен быть доступен пользователю еще до начала инсталляции (то есть файл readme должен лежать хоть и внутри zip-архива, однако вне исполняемого файла дистрибутива).
3. Нормальный инсталлятор должен включать возможность деинсталляции (стандартный способ сделать это – через пункт "Установка и удаление программ" в Панели управления Windows). Программа без такой возможности вряд ли получит высокую оценку у обозревателей shareware-программ и, главное, создает массу лишних проблем своим пользователям.

Имеет смысл, кстати, ознакомиться с созданными в этой области shareware-программами, поскольку инсталляторы очень часто создаются shareware-авторами для использования shareware- авторами же. Сделать это можно, например, на популярнейшем cайте shareware "Две Коровы" (http://tucows.online.ru/comp95.html).

Материалы по защите программного обеспечения можно посмотреть, например, на http://neworder.box.sk/

После того как программа написана и дистрибутив создан, можно приступать к самому главному процессу – к повышению качества вашего программного продукта. Надо помнить, что репутация важна в любом бизнесе, поэтому продавать следует только качественный товар. В качестве программного продукта можно убедиться при помощи тестирования. Именно этой операции и следует подвергнуть ваш продукт. Первая, "сырая" версия ПО, которая только апробируется, обычно не выпускается для широкого обозрения. Это так называемая альфа-версия. Обычно она довольно ненадежна и содержит множество незамеченных автором ошибок. После того как ПО некоторое время побыло в эксплуатации самого автора и доверенных лиц, все обнаруженные ошибки исправляются и выпускается следующая, бета-версия. Бета-версию, как правило, распространяют уже довольно широко среди специальных людей, которые занимаются тестированием подобного ПО – бета-тестеров. Бета-версии принято распространять совершенно бесплатно (пожалуй, только корпорация Microsoft позволяет себе продавать бета-версии своих продуктов). Бета-версия может работать довольно устойчиво, однако поставляется она исключительно по лицензии "AS IS", то есть "как есть", автор не гарантирует качественную и устойчивую работу подобного ПО. Поэтому, если вы получаете в свое пользование бета-версию какого-либо продукта, то следует помнить, что такие версии не следует применять для серьезной работы. В бета-версии всегда включают информацию о том, куда следует направлять сведения о возникших ошибках в работе приложения. Существует несколько неформальных тестерских организаций (или, если угодно, "тусовок") в Сети. Достаточно заслать в такую тусовку бета-версию своей программы, чтобы люди поставили этот продукт, попользовались и прислали вам свои отклики. Вообще, качественное тестирование можно проводить либо путем осуществления довольно сложных алгоритмов проверки надежности (а это целая наука, притом непростая) или за счет простой массовости участников тестирования (в этом случае вероятность фиксации всех нестандартных ситуаций сильно возрастает). Один из самых старейших и самых популярных сайтов бета-тестеров находится на http://www.betanews.com/ .

Итогом всей проведенной работы становится выпуск "релиза", то есть окончательной версии, которую уже можно и продавать. Осталось только встроить в свое ПО shareware-ограничения и процедуру регистрации.

Тут мы ступаем на довольно скользкую почву. Процесс организации регистрации и проверки легитимности регистрации – краеугольный камень организации защиты ПО от нелегального копирования. У каждого автора он организован по-своему, это ноу-хау (know how), авторская технология. Можно лишь сказать, что внешне это обычно выглядит как ввод имени пользователя, на которого регистрируется программа и некоторого ключа, который пользователь получает после уплаты регистрационного взноса. В случае, если ввод этих сведений корректен, программа считается зарегистрированной.

Хочется еще сказать, что абсолютная защита до сих пор не создана (да, скорее всего, никогда и не будет). Интернет наводнен программами-креками (от англ. to crack – "ломать"), позволяющими обойти защиту любых программ. Полагаться следует больше на честность пользователей и основательность законодательной базы.

Если судить по распространенности в Сети shareware ПО, можно сделать вывод, что честных пользователей все-таки достаточно много. Материалы по защите программного обеспечения можно посмотреть, например, на http://neworder.box.sk/ / (там содержится большая база данных со ссылками на подобные ресурсы).

Теперь, когда продукт готов полностью и окончательно, оформлен и проверен, остается самое интересное – получить за него деньги.

На http://www.softlist.ru/ есть форум для обсуждения вопросов shareware

Скорее всего, основной приток денежных средств пойдет все-таки от западных пользователей (ну не привыкли еще у нас платить деньги за то, что можно получить простым копированием). Здесь важно помнить о бесполезности попыток получить деньги напрямую от пользователей. Во-первых, могут возникнуть проблемы с нашим лучшим в мире законодательством, а во-вторых, каждый единичный платеж настолько мал, что банковская комиссия или расходы на пересылку и обналичивание могут попросту поглотить всю прибыль. Лучше воспользоваться услугами специальных фирм-регистраторов. Они берут на себя организацию процесса проверки (верификации) платежа пользователя за регистрацию, оказывают услуги по накоплению (аккумуляции) денег за регистрацию с тем, чтобы пересылать уже достаточно большую сумму. Естественно, работают эти фирмы за какую-то фиксированную комиссию (например 10% от суммы, но не менее 3 долларов США). Предоставляют они и различный набор сервисных услуг.

Вот, например, критерии выбора регистратора по мнению известного российского shareware-автора Александра Каталова. Лучше всего – искать не где процент чуть поменьше, а где уровень услуг выше.

Нормальный регистратор должен:

1. Принимать кредитки не только онлайн, но и по телефону (желательно – 800-му, т. е. бесплатному для звонящего), а также по факсу и по e-mail.
2. Принимать к оплате чеки (хотя бы американских банков), а также дорожные чеки на предъявителя (типа American Express или VISA).
3. Проводить качественную проверку номеров кредитных карточек (как минимум – не пропускать "кодогенераторы", но лучше всего – иметь систему fraud detection и онлайн-связь с карточными системами).
4. Не брать штрафы за chargebacks (т. е. возврат денег) и неподтвержденные платежи.
5. По твоему желанию – не пропускать платежи с "халявных" почтовых ящиков типа hotmail.com или chat.ru
6. Присылать тебе чеки или делать перевод на твой счет – по твоему выбору.
7. Высылать тебе деньги в зависимости от суммы или по графику – по твоему выбору.
8. Отсылать покупателю серийные номера или регистрационные патчи – причем в определенной ТОБОЙ форме.
9. Уметь высылать покупателю программу на физическом носителе – за счет покупателя, естественно.
10. Варьировать и автоматически пересчитывать стоимость программы в зависимости от количества покупаемых одним клиентом копий программы и в соответствии с твоими пожеланиями.
11. Предоставлять тебе возможность настроить форму для регистрации так, чтобы она вписывалась в дизайн твоего сайта.
12. Помогать тебе рекламировать твою программу – то есть он должен сам выпускать диски, иметь свой онлайн-магазин или обслуживать при этом крупный и престижный shareware-сайт. 13. Высылать тебе информацию о каждом покупателе по e-mail, плюс месячный баланс по всем продажам.
14. Предоставлять тебе возможность онлайн-доступа к твоему эккаунту (т. е. счету), причем ко всем покупкам и к ПОПЫТКАМ купить (когда платеж не был сделан), с указанием, какие деньги тебе уже были перечислены, когда и т. д. Причем информация о продажах в этой базе должна сохраняться даже после того, как тебе были переведены деньги – то есть с самого начала твоей работы.

Нормальный регистратор должен делать хотя бы половину перечисленного. Можно пользоваться услугами и сразу нескольких фирм-регистраторов (но больше двух смысла нет).

Два самых популярных способа получения денег – это перечислением на ваш счет или чеком по почте.

Если вы выбрали перечисление на ваш счет, то этот счет сначала необходимо открыть. Лучше всего это сделать во Внешторгбанке или Сбербанке Российской Федерации (они надежнее коммерческих, да и для западных партнеров они известнее всех прочих). Счет нужно открыть валютный, при этом надо узнать у работников банка о том, как должны выглядеть реквизиты вашего счета для иностранного банка. Плюсом такого решения является большая скорость прохождения денег (обычно это одна-две недели). Минус – надо оформлять документы, волокита. Проблема еще и в том, что напишут ваши западные партнеры в графе "назначение платежа". Некоторые записи, вроде "оплата по валютному контракту", могут вызвать пристальное внимание налоговой инспекции.

Второй способ проще тем, что вам по почте приходит чек, который вы можете обналичить в банке. Минус этого подхода в том, что чек по почте идет довольно долго (в худшем случае, несколько месяцев). После сдачи чека в банк надо ждать еще некоторое время, чтобы чек был акцептован (т. е. признан выдавшим его банком) с тем, чтобы получить наконец ваши деньги.

Рассмотрим работу фирмы-регистратора на конкретном примере – фирмы RegSoft (http://www.regsoft.com/). После регистрации своего продукта на их сайте вы получаете уникальный номер-идентификатор и на вас открывается эккаунт (или счет). Через специальную страницу на защищенной части сайта RefSoft пользователь теперь может сделать заказ на регистрацию вашего продукта на свое имя (указав, например, номер своей кредитной карты в качестве средства оплаты). Вы можете вставить ссылку на этот ресурс на своей страничке, посвященной продукту или же, бесплатно скачав специальную утилиту, включить процедуру заказа регистрации в состав дистрибутива своего продукта.

После получения заказа сотрудники RegSoft проверяют введенные реквизиты на правильность и, если все в порядке, высылают вам уведомление о заказе. Если только вы не доверили этот процесс самой RegSot, вы высылаете по указанному в заказе адресу индивидуальный ключ для регистрации программы и имя пользователя. Компания получает деньги и, вычтя комиссию в размере 10% (или 3$ при цене продукта менее 30$), зачисляет их на ваш эккаунт. В конце месяца накопленные деньги перечисляются на ваш счет или вам высылается чек по почте.

Если продукт удачен, то даже при достаточно низкой его цене можно зарабатывать в месяц довольно приличную сумму. Это тем более приятно, что будучи единожды созданным, программный продукт может приносить прибыль еще довольно долгий срок (за который вы можете написать что-нибудь еще более перспективное). Сравнительный анализ условий большого числа фирм-регистраторов представлен на http://mini.net/pub/sharegs.html . Последнее, о чем хочется еще упомянуть – это о двигателе торговли. Да, да – о том самом, о рекламе. Реклама в Интернете – это вообще тема для отдельной статьи. Возможностей существует просто море. Это и рассылки пресс-релизов, это и shareware-обзоры. Размещение информации на shareware-сайтах, на поисковых серверах и т. п.

Первое, с чего надо начать и без чего не обойтись – это создание специальной странички, посвященной вашему программному продукту. Раскрутка этой странички будет одновременно являться и раскруткой вашей программы.

На страничке должна содержаться информация о собственно продукте, об авторе. Должна быть представлена возможность регистрации продукта (или ссылка на регистрационную форму), ссылка на получение продукта (так называемый download). Недурно было бы поместить и пресс-релиз о будущих продуктах или новых версиях этой программы.

Лучше всего, если страничка будет выполнена на английском и русском языках, а размещена будет не на бесплатном сервере, а у надежного провайдера (на этом лучше не экономить). В идеале, неплохо было бы иметь копию сайта ("зеркало"), размещенную на сервере какого-нибудь западного провайдера.

Напоследок хочется посоветовать еще несколько отечественных ресурсов. По адресу http://www.softshape.%20com/swrus/ можно найти много материалов, собранных участниками списка рассылки (Internet Mail List) по данной тематике – Russian Shareware Authors (сокращение SWRUS). Множество ссылок по вопросам создания и защиты shareware-программ представлено в разделе ресурсов самого известного отечественного shareware-сайта download.ru ().

Еще целый ряд отечественных shareware-сайтов, где можно почерпнуть дополнительную информацию и разместить ссылку на свои программы, – это SoftList (http://www.softlist.ru/), где также есть форум для обсуждения вопросов shareware, ListSoft (http://www.listsoft.ru/welcome.htm), знаменитый своим дизайном и списками рассылки и, конечно же, Shareware.ru (http://www.shareware.ru/). Автор вовсе не думает, что на этом тему можно считать исчерпанной. Цель этой статьи другая – заинтересовать потенциальных авторов, показав им практическую ценность упражнений в программировании.

Лицензия информирует пользователя о том, на каких условиях распространяется данное программное обеспечение.
Наиболее часто встречающиеся следующие виды лицензий:

FreeWare

Абсолютно бесплатное программное обеспечение без каких-либо ограничений по функциональности и времени работы.

ShareWare

Условно-бесплатное программное обеспечение. За использование такой программы Вы должны заплатить деньги. До тех пор, пока Вы этого не сделаете, у Вас могут возникнуть некоторые проблемы с её использованием, например:
  • программа будет ограничена в своих возможностях;
  • программа запустится только несколько раз;
  • программа будет обрабатывать ограниченное количество файлов.
Тем не менее, Вы сможете оценить возможности программы и определить, нужна она Вам или нет.

Trial

Один из видов условно-бесплатного програмного обеспечения. Обычно не имеет ограничений в функциональности, но имеет ограниченный срок работы - программа будет работать только несколько дней.

Demo

Демонстрационная версия программного обеспечения. Даёт представление об интерфейсе и функциональности программы. Попробовать работать с такой программой удаётся не всегда, поскольку она может представлять собой даже видеоролик.

Commercial

Коммерческое программное обеспечение. Прежде чем работать с такой программой её надо купить. Обычно это такие гиганты как MS Windows, MS Office и др..

Adware

Бесплатное программное обеспечение. За использование такой программы пользователь должен не деньги заплатить, а смотреть рекламу. Деньги автору будет платить рекламодатель.

Ad-supported

Бесплатное программное обеспечение без ограничений в использовании, которое содержит компоненты или услуги, не обязательно связанные с функциональностью программы, но предназначенние для получения дохода разработчиком или поддержки проекта в качестве компенсации за предоставление программного обеспечения бесплатно. Обычно программы с лицензией Ad-supported уведомляют пользователя о рекламных и других не обязательных компонентах в процессе установки и дают возможность запретить их установку. Но существует программное обеспечение и без предоставления такой возможности.

Программа относится к категории Ad-supported если она:

  • предлагает изменить домашнюю страницу и (или) поисковую систему по умолчанию в вашем веб-браузере;
  • предлагает создать в меню Пуск и (или) на рабочем столе ярлыки не связанные с функциональностью программы;
  • во время работы показывает рекламу;
  • предлагает загрузить и установить другое программное обеспечение, например, более функциональную платную версию программы или дополнение для веб-браузера;
  • при запуске и (или) закрытии открывает веб-страницы с рекламой или другим содержимым, позволяющим получить доход разработчику программы.

Donationware

За такое программное обеспечение нет необходимости платить. Если программа понравилась и есть желание, то можно сделать пожертвование её разработчику. Никаких ограничений в функциональности такого программного обеспечения нет.

Postcardware

За использование такого программного обеспечения надо написать письмо их авторам. Обычно авторам интересно кто, где, как и для чего использует их программу.

GPL

GNU General Public License (Универсальная общественная лицензия GNU) - разрешает пользователям свободно использовать программу, изучать, как она работает, модифицировать и улучшать её, распространять копии исходного кода и исполняемые файлы программы.

Социальные опросы показали, что многие пользователи ПК довольно плохо понимают разницу между shareware и freeware лицензиями, а выбор между ними часто ставит многих в тупик. В этой статье я постараюсь объяснить разницу между этими типами лицензий.

Набор программ и инструкций для компьютера, отвечающий за выполнение требуемых задач, известен как программное обеспечение. Программное обеспечение претерпело множество изменений с момента своего зарождения. Сейчас для закачки из интернета доступно три типа программ: shareware, freeware и open source.

Итак, давайте поговорим о каждом из этих типов для того, чтобы понять их сущность. Возможно, эта статья поможет вам проверить ваши знания в области программного обеспечения.

Shareware

Боб Уоллес (Bob Wallace) — первый, кто предложил термин shareware. Этот термин зародился ещё до появления персональных компьютеров от IBM. Shareware — это проприетарное программное обеспечение, которое предоставляется пользователям на испытательный период абсолютно бесплатно. Функциональность таких программ, как правило, ограничена, т.е. на самом деле, пользователям не предоставляется полная версия программного продукта. Такие программы доступны для загрузки на многих веб-сайтах, испытательных дисках, а также в CD-приложениях ко многим популярным журналам. Фразы «испытательный период» или «бесплатный испытательный срок» напрямую связаны с shareware программами. Сейчас такие программы совместимы со всеми компьютерными платформами.

Суть таких испытательных программ в том, чтобы обеспечить её широким кругом покупателей. Потенциальный покупатель получает право попробовать программный продукт, а потом решить, стоит ли оплачивать полную версию. Многие «shareware» не имеют ограничений в функциональности, но имеют ограничение на время использования.

По окончании испытательного периода программа перестаёт работать и, чтобы она снова заработала, необходимо оплатить полную версию. Во время испытательного периода для покупателей shareware программ не доступна техническая поддержка, обновления, а также вспомогательная документация. Всё это становится доступным после оплаты полной версии. Если вы пользуетесь shareware программой, то вы не можете делать её копии и распространять её среди друзей и коллег до тех пор, пока она находится на испытательном периоде, который обычно длится от 10 до 60 дней. Также бывают программы с ограничением на количество запусков.

Автор shareware программы может сделать её бесплатной для пользования и развивать её за счёт пожертвований. Такие программы остаются под защитой закона.
Исходный код shareware обычно не доступен, для того, чтобы никто другой не мог сделать на их базе свои программы.

Freeware

Эндрю Флюгельман (Andrew Fluegelman) — тот, кто ввёл термин «freeware». Он был отцом коммуникационной программы, называемой PC-Talk. Он хотел распространять свою программу, но хотел делать это не традиционным методом.

Freeware — это обычно полностью функциональное программное обеспечение, которое доступно в неограниченном количестве копий на неограниченное время. Эти программы распространяются абсолютно бесплатно. Также они могут быть проприетарными и цена у них, в таком случае, установлена нулевая.

Так или иначе, автор такой программы может удерживать права, например, на копирование, распространение или использование программного обеспечения для создания нового на его базе. Также такие программы могут иметь лицензию, ограничивающую её использование. Это означает, что на программу будут накладываться ограничения по сферам использования. Например, использование программы может быть: персональным, научным, коммерческим и некоммерческим, а также комбинированным. Я уверен, что вы сталкивались с программами, лицензия которых гласит «бесплатно для персонального и некоммерческого использования». Это и будет примером бесплатного программного обеспечения.

Если программное обеспечение является freeware, то не обязательно, что оно обладает открытым исходным кодом и не имеет ограничений, поэтому следует различать freeware и бесплатное программное обеспечение. «Фонд бесплатного программного обеспечения» даже попросил авторов программного обеспечения избегать использования слова freeware в бесплатном программном обеспечении, чтобы не порождать путаницу. На самом деле freeware отличается от бесплатного программного обеспечения тем, что оно может иметь какие-либо ограничения на использование.

Я надеюсь, что после прочтения данной статьи, вы поняли разницу между shareware и freeware. Для того чтобы узнать больше, вам следует почитать материалы на тему «Основные типы программного обеспечения».

  • Перевод

До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.

И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.

Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.


Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса – что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.

Пять shareware программ, поменявших мир вычислений

1. PKZIP . Утилита для сжатия, созданная разработчиком Филом Кацем в конце 80-х, сжимала файлы так эффективно, что стала стандартом de facto, используемым по сию пору. Кац после юридических проблем со схожим форматом.arc, сделал формат.zip открытым, и брал деньги лишь за реализацию этого формата. В результате он получил хит. Но его жизнь была очень непростой, умер он в 2000-м году.

2. McAfee Antivirus . До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в , он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec’s Norton Antivirus – особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.

3. Wolfenstein 3D . Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры – ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки – доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.

Как adware испортило доброе имя shareware

Shareware не было идеальной бизнес-моделью – очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно – но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy .

Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.

В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware – эта проблема .

Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.

Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.

В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать "shareware" как "дилетантство"».

Конечно, у shareware есть ещё свои ниши – разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).

Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.

В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don’t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.

Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.

Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.

Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.

Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.

Теги:

  • shareware
  • adware
  • условно-бесплатное по
  • программное обеспечение
Добавить метки

"Шаравара"

Каждый, кто покупает диски с коллекциями программ, кто посещает Интернет, кто вращается в кругу таких же пользователей, как он сам, наверняка знает, что такое shareware.

Однако, несмотря на столь широкую известность предмета, из весьма скудной русскоязычной литературы по вопросу "shareware" удается выжать только такую интерпретацию: "условно-бесплатное программное обеспечение - УБПО". По нашему мнению, это объяснение хорошо только для того, чтобы как можно сильнее запутать читателя и его язык. Во всех других отношениях оно неприемлемо.

Смысл shareware на русский язык достаточно адекватно передает перевод другого эпитета этого сорта программ - "пробное" (trial). В том смысле, что эти программы можно бесплатно попробовать, а дальше думай - купить или не купить. В тусовках же принято не искажать без нужды фонетику и не портить содержание: "шаравара".

Мы же будем оперировать оригинальным термином shareware, тем более что его происхождение и судьба, как будет пояснено ниже, весьма необычны.

Итак, shareware… Что отличает этот сорт программ? Набор замечательных свойств, которыми эти программы противопоставлены коммерчески распространяемым пакетам:

  • shareware-программу можно получить бесплатно, либо по цене носителя, либо по цене трафика скачивания с сайта WWW или с BBS (Bulletin Board System);
  • программу можно бесплатно испытывать и проверять (иногда - в течение оговоренного срока либо с ограничениями некоторых возможностей, например, состава функций);
  • цена регистрации shareware, то есть получения прав и фактического состава на полноценную программу, как правило, не превышает 50 долларов (максимум 100 долларов);

Что привлекло массовое внимание к shareware в наши дни? Во-первых, то, что в бурно развивающемся Интернете shareware стало настоящим "товаром народного потребления". Но не только.

Shareware и способы его обитания в Сети дают основу не только для торговли и распространения, но и для экономически полезной деятельности программистов. Причем как! Выводя творцов интеллектуальной продукции вне национальных границ, вне географии, вне окружающей технологической, интеллектуальной и социальной среды… Как это может быть? Авторы этой темы попытаются не только ответить на поставленный вопрос, но и предлагают практические рекомендации - как это делать.

Начнем ab ovo…

Отцы-основатели

Задолго до того, как появились первые персональные компьютеры, профессиональные программисты, объединенные в группы по интересам и связанные через BBS, вовсю обменивались программами собственного изготовления. Такие программы назывались public domain programs - что можно с некоторой натяжкой перевести как "программы общего пользования".

Никто не задумывался о том, чьей собственностью они являются, никто не пытался продавать эти программы. Да и платить за них никто и не подумал бы: программы эти не рассматривались как коммерческий продукт. Напротив, авторы и пользователи этих программ всячески подчеркивали их противоположность коммерческим продуктам.

Как правило, среда распространения и применения таких программ была узка, а авторы не собирались обеспечивать им какую-либо поддержку и даже развитие.

Вторым важным обстоятельством было то, что в этих же кругах шел активный обмен пиратскими копиями коммерческих программ и систем. Это означает только то, что питательная среда для shareware (впрочем, термин этот появился позднее) существовала изначально.

Как гласит легенда, в 1982 году два американских программиста, Эндрю Флюгльман (Andrew Fluegleman) и Джим Кнопф (Jim Knopf), известный также как Джим "Кнопка" (Jim Button), написали прикладные программки для своих только что приобретенных IBM PC. Флюгльман написал коммуникационный пакет PC-Talk, а "Кнопка" - небольшую СУБД PC-File. С самого начала не намереваясь торговать этими продуктами, программисты просто отдали их в сети распространения самодельной и пиратской продукции. Тем самым всем желающим было позволено свободно копировать эти программы.

Однако - важный момент! - в документации, прилагаемой в виде файлов к этим программкам, содержалось пожелание: лица, заинтересованные в развитии и сопровождении этих программ, могут, проявив добрую волю, отправить небольшое денежное вознаграждение авторам.

Именно тогда Флюгльман придумал для своей программы эпитет "freeware". Но этим он не ограничился и, как показала история, совершил ошибку: зарегистрировал слово как товарный знак, привязанный к PC-Talk. После этого без санкций Флюгльмана никто не мог использовать слово "freeware" применительно к программам-изделиям. Можно, конечно размышлять о последствиях поступка Флюгльмана с точки зрения становления понятий и общественного прогресса. Но, как выяснилось, автор PC-Talk потерпел неудачу совсем по другим причинам.

Как это было типично в практике public domain software, PC-Talk распространялась вместе с исходными кодами, и вскоре Флюгльман полностью утратил контроль над своим творением: на свет появлялись все новые и новые "усовершенствованные" версии его PC-Talk, разработанные другими программистами. В конце концов Флюгльман утратил интерес к PC-Talk и перестал ее сопровождать.

А вот "Кнопка" преуспел гораздо больше: он не распространял исходных кодов, но обеспечил развитие и сопровождение программы. Таким образом ему удалось развернуть бизнес с PC-File в миллионное предприятие.

Через год после описанных событий еще один программист, Боб Уоллейс (Bob Wallace), воспользовавшись той же моделью дистрибуции, выпустил на свободу свою собственную программу - текстовый процессор PC-Write. За короткий срок и Уоллейс доказал, что shareware может быть весьма успешным бизнесом.

Конечно, в среде пользователей первых персональных компьютеров вращалось великое множество других малых программ и утилит, но получилось так, что именно эти три приложения в силу своей особой популярности сформировали представление о программах shareware как о качественных и недорогих продуктах. Именно они обозначили среду, в которой теперь обитают многие удачные программы (и гораздо больше неудачных).

Слова и смыслы

В 1984 году один из корифеев движения shareware Нельсон Форд (Nelson Ford), основавший в 1982 году систему PsL (Public software Library, www.pslweb.com ), объявил на страницах некоего популярного компьютерного издания (ныне не существующего) конкурс на лучшее название для обсуждаемого способа распространения и самих программ этого вида.

Использовать "freeware" нельзя - это слово было зарегистрировано на Флюгльмана. Как альтернатива, иногда употреблялось "user supported software", но не прижилось: фраза длинная и неоднозначная. После недолгих выборов лучшим было признано слово "shareware " - именно так Уоллейс характеризовал свой редактор PC-Write. Форд спросил у Уоллейса: требует ли тот исключительных прав на это слово. Уоллейс ответил: нет, никаких прав он не изыскивает. И объяснил, что само это слово он увидел в каком-то старом компьютерном журнале, - еще из тех времен, когда ни о каких ПК никто и не думал.

Так победил термин "shareware". Через какое-то время программа PC-Talk вышла из употребления, термин "freeware", привязанный к ней как зарегистрированный товарный знак, утратил это специфическое значение и стал обозначать вид программ, за которые вообще не требуется плата.

Часто ошибочно относят freeware (а иногда даже shareware!) к программам общего пользования (public domain software). На самом деле лишь малая часть freeware относится к public domain software, а shareware - вообще не относится. Поскольку копирайт является неотъемлемой частью права автора и атрибутом любого распространяемого ПО, следует обнаружить прямое указание автора на принадлежность его программы к public domain, то есть на то, что программа отчуждена от автора и является общей собственностью. Что касается freeware, то это такие программы, за которые не нужно платить, однако копирайт к которым остается собственностью автора. Из этого следует, что автор продолжает контролировать судьбу программы - вплоть до того, что может перевести ее в статус shareware и даже коммерческого изделия.

Опыты: технологии и маркетинг

Первоначально программы freeware/shareware распространялись в группах бесплатно - передавались на дискетах или же скачивались с бесплатных BBS. Однако количество программ, которые надо было тестировать, анализировать и организовывать, росло. Одновременно увеличивались штаты привлеченных к работе профессионалов, возрастали объемы отнюдь не бесплатного трафика через BBS. Эти обстоятельства вынудили администраторов архивов и сисопов BBS начать собирать с пользователей деньги - чтобы оплачивать накладные расходы.

В начале 1982 года образовалась группа пользователей HAL-PC (Houston Area League of PC Users, www.hal-pc.org ). Именно там проходила апробация методов распространения программ shareware. К слову сказать, в настоящее время HAL-PC представляет собой процветающее сообщество, объединяющее более 12 тыс. участников, - возможно, это самая большая группа по интересам в мире - со своими офисами, библиотеками, журналами, конференциями и т. п.

Примерно в то же время произошло еще одно событие, повлиявшее на становление концепции shareware. Калифорниец Ричард Питерсон (Richard Peterson), получив бесплатно копию библиотеки программ от местной группы пользователей, дал объявление в популярное компьютерное издание: он предлагал копии этой библиотеки - но по 6 долларов за дискету!

Участники группы пользователей, конечно, возмутились и характеризовали эти действия как попытку брать деньги за воздух. Другие же - те, которые не участвовали в группах по интересам и/или не могли работать с BBS, поддержали Питерсона, причем, что важно, - не только и не столько морально. Учрежденная Питерсоном компания PC-SIG (Special Interest Group) стала первым примером удачного бизнеса на массовой дистрибуции shareware.

Сам принцип того, что каждый должен платить за "бесплатные" программные средства, действует как красная тряпка на быка на вольных ветеранов-профессионалов, воспитанных в эпоху "до персональных компьютеров". Некоторые из уважаемых авторов программ, особенно из мастеров старой закалки (в том числе и сам Джим "Кнопка"), не позволяют "перепродавать" свои изделия на коммерческой основе.

Но сегодня подобное отношение является скорее исключением. На рынке shareware курсирует великое множество других программ, изготовленных менее романтично настроенными авторами, что и дает основу для процветания поставщиков shareware. Да и сами программисты тоже не бедствуют. Главное - понять простой факт: сами авторы никогда не найдут тех покупателей, которых находят и обслуживают профессионалы-поставщики.

В конце 80-х годов на рынке shareware доминировали такие крупные коллекционеры-дистрибуторы, как Public Brand Software, PsL, Software Labs и Reasonable Solutions, и другие распространители больших каталогов. Но именно в то время, как грибы после дождя, начали появляться мелкие торговцы программами - сотнями, если не тысячами. Даже не обладая профессиональными знаниями и опытом, с парой сотен долларов начального капитала, каждая из этих скороспелых компаний пытается купить (или одолжить) у кого-нибудь программы, напечатать "каталог" и начать продавать эти программы другим.

Идет этот процесс и до сих пор. Большая часть таких "продавцов shareware" оперирует на компьютерных выставках и "блошиных" рынках.

Shareware как индустрия

Варварская практика тысяч мелких поставщиков, работающих на быстрых деньгах, вполне определяется их публичными воплями: "Расхватывайте бесплатные программы!" С одной стороны, все это делается за счет авторов, пребывающих в сладостных мечтаниях о том, что кто-то все-таки купит их продукты, а продавец отдаст положенные гонорары. С другой стороны, привлеченные "бесплатным сыром" покупатели с испугом обнаруживают, что за полученный товар все-таки надо платить: для того, чтобы зарегистрировать программы.

Документация, прилагаемая к shareware, часто свидетельствует об убежденности авторов в том, что все пользователи - жулики и воры, помышляющие только о том, как бы попользоваться программой "на халяву". И авторы, конечно же, пытаются разрешить эти проблемы своими методами. Многие из них готовят для распространения версии shareware, искалеченные до такой степени, что пользователи не могут не то что испытать их, но даже понять назначение. Другая часть авторов просто теряют интерес и прекращают поддержку программ - сразу же после первого неадекватного отклика. Покупателям же в любом случае остается право платить деньги кому попало - любому, кому они поверят. Либо не платить, - что и делает большинство. К счастью, тех, кто все-таки платит, тоже немало.

С 1985 года предпринимались попытки учредить организацию профессионалов shareware, задачей которой стало бы решение проблем, описанных выше. В апреле 1987 года в Хьюстоне (Техас) состоялась конференция, на которой присутствовали ведущие деятели в области shareware. В числе участников были Уоллейс, известный продуктом PC-Write, Том Смит (Tom Smith), автор популярного коммуникационного пакета ProComm, Джим "Кнопка" с его PC-File, многочисленные компании-поставщики shareware, такие как PC-SIG и Public Brand Software, сисадмины BBS.

Именно на той конференции была учреждена организация участников промышленности shareware - неприбыльная корпорация ASP (Association of Shareware Professionals), а "Кнопка" был избран первым председателем совета. Штаб-квартира ASP находится в Мускегоне (Мичиган). За одиннадцать лет существования ASP девять раз меняла свою "конституцию" (bylaws). Совет директоров ASP заседает в онлайне непрерывно с самого начала деятельности - возможно, это мировой рекорд. По состоянию на декабрь 1997 года в ASP состоит 405 компаний. Благодаря активности участников деятельность ASP была весьма успешной и сыграла исключительную роль в развитии цивилизованной практики shareware.

Сразу же после учреждения ASP ее участники приняли нечто вроде морального кодекса. Среди его основных положений были такие обязательства: не выпускать на рынок "кастрированных" версий shareware, не оскорблять и не провоцировать пользователей (в том числе в тексте документации), обеспечить минимально необходимый уровень сопровождения продукции, гарантировать возврат денег. Логотип "ASP", помещенный на программе, должен был стать для покупателей гарантией качества и надежности. Кроме того, в спорных ситуациях и пользователь, и продавец могли обращаться к третейскому судье - выборному должностному лицу ASP.

ASP попыталась защитить бизнес shareware как промышленную деятельность: то есть, сделать так, чтобы частники, не желающие вступать в организацию и предпринимающие при этом действия, противоречащие ее интересам, не смогли бы работать эффективно (если вообще смогли бы). В одном из таких случаев ASP приостановила попытку компании PC-SIG зарегистрировать слово "shareware" как товарный знак. Известны случаи, когда ASP вносила изменения в законопроекты, прежде, чем они были приняты Конгрессом США.

ASP постоянно отслеживает и наказывает тех поставщиков, которые вводят в заблуждение клиентов, заявляя, что их программы совершенно бесплатны (free). А вообще, стать участником ASP могут только те поставщики, которые выполняют правила честного раскрытия информации о shareware и уважают права авторов.

Среди прочих льгот и возможностей для членов ASP - обмен информацией на профессиональном форуме в системе CompuServe, предоставление бесплатных ресурсов WWW на сайте ASP (www.asp-shareware.com ), бесплатная подписка на ежемесячные информационные сборники, специальные каналы пересылки программ продавцам и на BBS.

Кроме ASP известны и другие профессиональные объединения программистов и торговцев shareware. К примеру, есть такая "праздничная" организация, как Shareware Industry Awards Foundation (www.sic.com ), которая занимается только тем, что ежегодно присуждает премии лучшим shareware-программам.

Vita Nova

Старые онлайновые системы, например, такие как AOL, CompuServe или Prodigy, не уделяли особого внимания распространению shareware. В 80-х годах модемы работали медленно, тарифы на онлайновый информационный сервис были высокими. Было куда проще и дешевле брать программы на дискетах или же скачивать их с локальных BBS - конечно, если таковые были в данной местности вообще.

Последовавшее в начале 90-х годов распространение высокоскоростных модемов и снижение тарифов на доступ в Internet катализировали развитие систем shareware: они стали одним из самых распространенных и популярных ресурсов Сети.

(Хотя, надо заметить, растущие объемы установочных файлов не позволяют посетителям Сети испытывать радость в полной мере: в настоящее время загружаемые модули в 5, 10 и даже 20 Мбайт - вовсе не редкость.)

И вот получилось так, что, когда бывшие продавцы shareware на дисках и платных BBS попытались обустроить свои отнюдь не бесплатные магазины в Сети, они обнаружили, что место уже занято популярными сайтами, которые без проблем торгуют теми же программами и при этом не требуют оплаты за доступ. Мало кто из ветеранов выжил…

Онлайновые продажи shareware неизбежно будут расти. Слишком привлекательна для клиентов возможность немедленной оплаты товара, получения ключа регистрации или же зарегистрированной версии - без задержек и ожидания почтового отправления. Ощутив вкус мгновенной покупки, клиент навсегда привязан к технологии - он больше никогда не захочет ждать прибытия обычной почты.

Shareware сегодня

Не касаясь вопросов современной технологии shareware для программистов, которые весьма подробно освещены в последующих статьях темы, хотим дать быстрый срез этого сектора рынка программ. Иначе совершенно непонятно: есть ли вообще смысл этим заниматься.

Скажем сразу и откровенно: не существует точных данных о рынке shareware. Есть только намеки на то, что его объемы оцениваются суммами от 500 млн. до 6 млрд. долларов в год. Проистекают эти оценки из того, что в общем объеме программ, продаваемых ежегодно, на долю shareware приходится до 5% (но не более!). Эта оценка является общепринятой (хотя аргументации нигде найти не удалось). Замечу, что в предварительном отчете IDC по итогам 1997 года объем всемирного рынка розничных продаж пакетов программных средств оценивался суммой 122 млрд. долларов.

К сожалению, пока совершенно непонятно, как можно увеличить долю shareware в общем составе рынка. Авторитет Джим "Кнопка" по этому поводу сказал в конце 80-х - начале 90-х примерно следующее:

После четырех лет участия в бизнесе shareware каждый может считать себя утвердившимся на этом рынке. Это происходит тогда, когда каждый, кто обращается к вашему складу программ, заранее знает о нем. А это означает, что теперь продажи сами по себе расти не будут! Теперь невозможно расти быстрее, нежели растет вся промышленность, то есть расширяется весь рынок.

Поэтому, если оглядеться, то можно обнаружить, что, скажем, 90% всех потребителей программ вообще не приблизятся к вашим shareware, а вы в отместку можете считать их "асоциальными элементами" (действительно, они вне вашей социальной среды). Они покупают программы в розничной продаже, либо вообще не покупают, а пользуются непонятно откуда взятыми копиями. И shareware никогда не проникнет на этот рынок, куда более обширный, нежели рынок shareware.

Прошли годы. С тех пор ситуация изменилась, однако точная статистика все так же недоступна. Исходное противопоставление shareware и коммерческих программ, которое столь рьяно проповедовали отцы-основатели, похоже, сыграло злую шутку - эта среда так и осталась недоступной для промышленных методов статистики рынков. Ясно только, что рынок shareware расширяется, поскольку посетители Internet - активные потребители этого товара.

Теперь многие дистрибьюторы shareware самостоятельно занимаются сбором данных о рынке - благо организовать сбор таких данных на сайтах WWW совсем не сложно. Вот, к примеру, некоторые цифры о shareware из накопленных на сайте компании InterCommerce, занимающейся сбором статистики о разных аспектах онлайновой торговли.

Из 1,5 тыс. опрошенных 62,2% заявили о том, что регистрировали shareware. 25% ответили, что регистрировали такие программы 3-5 раз. Главным источником программ является Internet (54,7% опрошенных), далее следуют BBS (15,6%). Только 4,5% респондентов назвали источником shareware диски. 36% опрошенных считают, что плата за регистрацию программы shareware должна составлять 10-20 долларов. 18,7% согласны регистрировать программу за 20-30 долларов. Только 0,5% готовы платить более 70 долларов.

Поразительно, но на практике 5,7% платили за регистрацию единственной программы по 60-100 долларов, а 1,7% - более чем 100 долларов. Среди мотивов покупки shareware главенствуют два: желание приобрести полнофункционального продукта (31,2%) и оказать авторам материальную поддержку (23,3%). Интересно, что 0,5% ответили так: "я продал так много копий этой программы, что уже могу позволить себе самому зарегистрированную версию". 73,5% считают, что оплата регистрации означает дальнейшее развитие и поддержку продукта.

С другой стороны, 85,1% опрошенных признались, что пользуются нерегистрированным shareware, а 27,5%, пользуясь такими программами, вообще никогда их не регистрировали. Основной причиной отказа от регистрации (как хотят представить респонденты) является высокая цена.

А вот наиболее успешные продукты shareware (или же респонденты сочли их таковыми): PKZip (26,5%), браузеры Netscape (24,5%), "Doom" (20,5%), McAfee Virus Utilities (3,5%).

Некоторое представление о рынке shareware и его участниках дают диаграммы, которые мы публикуем с любезного разрешения Джея Бьондо (Jay Biondo) - главы компании Biondo Software (www.bsoftware.com ), на сайте которой ведется сбор статистики.

Заключая этот очерк, заметим, конечно: "думайте сами, решайте сами". Но: отработанные и продолжающие эволюционировать механизмы shareware обладают поразительной гибкостью - в этом залог их будущего, а может быть, и вашего.