Какие аккумуляторы размера аа лучше. Лучшие пальчиковые аккумуляторы

Эпиграф: Не все аккумуляторы одинаково полезны…

Обзор для тех, кто мучается перед выбором китайских аккумуляторов - есть ли смысл их покупать и если да, то где и какие?

Сводная таблица с основными данными (отсортировано по реальной емкости), красным выделены победители в номинации «самая дешевая емкость»:


Более полные данные можно посмотреть . Там же находятся ссылки на магазины, где данные аккумуляторы были приобретены.

UPD 13.03.2014: С определенного момента хоббикинг просек фишку со скидками и не дает добавить более 3-х аккумуляторов. 4 и более - цена становится обычной.
На данный момент в продаже аккумуляторы емкостью 2400mah по $1.59
При покупке 8 шт цена с учетом доставки составляет $20.21 или $2.53 за штуку
Цена за 1 Ah по прежнему вне конкуренции - $1.05

Герои теста (на момент написания):
АА

AA - Sanyo eneloop / Turnigy

1. Sanyo Eneloop - самые первые LSD () аккумуляторы. Отличное качество и характеристики. Имеющиеся у меня экземпляры служат уже более 5 лет, при этом почти не ухудшили своих характеристик.
Недостаток: очень, нет - ООООЧЕНЬ много подделок. А те что неподдельные - стоят достаточно дорого. Но они того стоят! Отличный выбор, если немного придушить жабу.

2. Turnigy LSD - бренд, замеченный только на одном сайте - hobbyking.com. На форумах бытует мнение, что это на самом деле «брендированные» (японский производитель аккумуляторов)
Кто бы ни скрывался под яркой сине-желтой шкурой, но факт остается фактом - аккумуляторы отличные. Самая большая емкость среди LSD аккумуляторов, низкое внутреннее сопротивление, отличная цена, отсутствие подделок.
Доставка на хоббикинге платная, поэтому брать надо сразу 8 и более штук, подгоняя посылку по весу.
На данные аккумуляторы имеется .

AA - BTY 2500 / BTY enesuper

Продукция печально известной фирмы BTY. Но, оказывается, нет правил без исключений:

3. BTY 2500 (справа) - редкостный отстой. Мало кто устоял перед покупкой «аккумулятора за 15 руб». Они не стоят даже тех копеек что за них просят. Сделаны неряшливо, очень легкие, вес и емкость очень отличаются от экземпляра к экземпляру. Нагрузку не держат.

4. BTY Enesuper - на удивление неплохие аккумуляторы. Емкость слегка завышена, но не сильно. Оболочка качественная, наклеена ровно, хорошо напечатана - на этом не сэкономили. С учетом низкой цены - неплохой выбор.

AA GP Recyko+ / Panasonic 2100

5. GP Recyko+ - странные аккумуляторы. Купил коллега, я бы такие не взял. Судя по отзывам - много подделок. Аккумуляторы обтянуты не очень аккуратно отпечатанной пленкой, емкость очень сильно колеблется. Есть сомнения что они LSD. Не рекомендую.

6. Panasonic 2100 . Куплены более 6 лет назад. Обычные, не LSD. Трудятся до сих пор, что подтверждает, что Панасоник умеет делать аккумуляторы.

AA - Technoline 2700

7. TechnoLine 2700 . Аккумуляторы из комплекта ЗУ LaCrosse BC-900. Не LSD. Неплохие аккумуляторы, емкость за 1.5 года упала не сильно. Информация предоставлена CrazyElf.

ААА

AAA - Sanyo Eneloop / Turnigy LSD

1. Sanyo Eneloop - то же что и в случае с АА - отличные параметры, долгий срок службы, опасность купить подделку и высокая цена.

2. Turnigy LSD - то же что и в случае с АА. Отличные аккумуляторы, мой выбор.

AAA - BTY 1000 / BTY Enesuper

3. BTY 1000 - чуда не случилось. Отстой:(

4. BTY Enesuper - а вот тут случилось чудо: самые выгодные аккумуляторы по соотношению емкость / цена. Идеальное решение для пультов, часов и прочего.

5. BTONE - новое имя на аккумуляторном рынке. Чистокровные китайцы, но не все китайское плохо. Отличная емкость, идеальная полиграфия - этикетка в 4-х цветах, с использованием металлизации. Отзывы на буржуйских форумах и на страничке товара на ДХ очень неплохие. Пожалуй, лучшие ААА LSD аккумуляторы на ДХ. Про АА ничего сказать не могу, но судя по отзывам - качество стабильно высокое. Подделок пока не замечено.

АА - SoShine 2700

SoShine 2700 - Не LSD, емкость ниже заявленной, цена высокая.

АА - SoShine 900

SoShine 900 - не LSD, емкость всего 59% от заявленной.

Как видно из результатов тестирования, максимальная ёмкость аккумуляторов АА составляет 2550 mAh. Все аккумуляторы с красивыми числами 2600, 2700, 2800 и 2850 mAh лишь плод деятельности маркетологов. Их реальная ёмкость иногда даже меньше, чем у аккумуляторов тех же производителей с более скромными числами. На некоторых аккумуляторах с указанными большими значениями ёмкости мелким шрифтом указана минимальная ёмкость (например у Ansmann 2700, Panasonic 2700, Maha Powerex 2700 указаны значения минимальной ёмкости 2500 mAh и их реальная ёмкость близка к этому значению).
А вот у AAA всё по-честному. Максимальная указанная ёмкость 1100 mAh и фактическая ёмкость близка к этому значению.

Аккумуляторы Duracell 1300 после первого цикла заряд-разряд показали очень низкие результаты, но после нескольких циклов заряд-разряд показали те результаты, которые я учитываю.
Один из четырёх аккумуляторов Turnigy 2400 LSD имел ёмкость, на 30% меньшую, чем остальные. Предполагаю, что это брак. Его результат не учитывается.
Два аккумулятора Camelion 2800 имели ёмкость 2270 mAh и 2610 mAh (разница 13%). Хоть лучший из пары и оказался самым ёмким из всех аккумуляторов АА, я вынужден использовать данные худшего экземпляра, ведь никто не знает, какие экземпляры могут ещё попасться при покупке.
Китайские аккумуляторы BTY AA 3000 и BTY AAA 1350 имеют настолько низкую ёмкость, что место им только в помойке и в дальнейших тестах я их упоминать не буду.

В отличие от батареек, аккумуляторы нельзя относить к категории хороший/плохой просто по ёмкости, ведь в продаже есть аккумуляторы разных номинальных ёмкостей. Давайте посмотрим, насколько ёмкость протестированных аккумуляторов соответствует заявленной. Если на аккумуляторе указана не только номинальная, но и минимальная ёмкость, я буду исходить из неё. Для сравнения используются данные, полученные при разряде средним током 500/200 mA.

О качестве аккумуляторов можно судить по тому, как отличаются между собой экземпляры.

У большинства аккумуляторов экземпляры отличаются не более, чем на 5%.

В отличие от батареек, аккумуляторы почти не теряют ёмкость при больших токах разряда. Я сравнил ёмкость при токах разряда 2500 mA и 500 ma для аккумуляторов AA, имеющих ёмкость от 1500 mAh и 1000/200 mA для аккумуляторов AAA и аккумуляторов АА, имеющих ёмкость менее 1500 mAh.

Некоторые аккумуляторы на больших токах способны отдавать даже большее количество энергии, чем на малых (у таких аккумуляторов разница между ёмкостью на большом и малом токе больше 100%).

Половина из всех протестированных аккумуляторов изготовлена по технологии LSD (Low Self-Discharge - низкий саморазряд). Эти аккумуляторы продаются уже заряженными. Я измерил их ёмкость сразу после распаковки без предварительной зарядки.

В среднем LSD-аккумуляторы оказались заряжены на 70%. Конечно уровень их заряда зависел не только от качества аккумуляторов, но и от времени и условий их хранения, а дата изготовления есть лишь на некоторых аккумуляторах.

Я протестировал все аккумуляторы через неделю и месяц после зарядки. Результаты через неделю можно посмотреть в общей таблице, а вот результаты через месяц.

Удивительно, но одними из лучших по сохранению заряда в течение месяца оказались не-LSD аккумуляторы Navigator 2100 AA и GP 1000 AAA. Большинство аккумуляторов (как LSD, так и не-LSD) через месяц сохраняют 90% заряда.

Приведу цены на аккумуляторы на 1.11.2015. Опт - оптовая цена в «Источник Бэттэрис», РРЦ - рекомендованная розничная цена, Маг - минимальные цены в магазинах и интернет-магазинах (в основном это остатки, закупленные при более низком курсе валют), $ и € - цены в долларах и евро в зарубежных интернет-магазинах, руб - цены в пересчёте по текущему курсу ($1=64 руб, 1€=70.5 руб). В магазинах hobbyking.com и ru.nkon.nl доставка платная, стоимость самой дешёвой доставки при покупке 12 аккумуляторов включена в цену в таблице.

Первое сравнение - по стоимости 1000 mAh на основе РРЦ и цен в интернет-магазинах, если аккумуляторы не продаются в обычных магазинах.

Лидируют аккумуляторы IKEA, вслед за ними идут аккумуляторы из зарубежных интернет-магазинов PKCELL и Turnigy. Самыми дорогими на основе рекомендованных цен оказались Panasonic Eneloop.

Многие покупают аккумуляторы в зарубежных интернет-магазинах, поэтому второе сравнение я сделал по ценам зарубежных интернет магазинов и минимальным ценам, которые удалось найти в российских магазинах.

IKEA и тут опережает всех, Panasonic Eneloop оказываются совсем не такими дорогими, если их покупать через интернет, а Fujitsu, производящиеся на том же заводе по той же технологии, ещё дешевле.

Для большинства аккумуляторов производители указывают 1000 циклов заряд-разряд, некоторые производители вообще не указывают число циклов (Camelion, Turnigy, GP, Varta). Некоторые аккумуляторы имеют только 500 гарантированных циклов (IKEA LADDA 2000 LSD, Energizer PreCharged 2400, Panasonic Eneloop Pro 2450 LSD, Fujitsu 2550 LSD, IKEA LADDA 750 LSD, Energizer PreCharged 800, Panasonic 750 LSD, Fujitsu 900 LSD, Panasonic Eneloop Pro 900 LSD).
Для AA Panasonic Eneloop 1900 LSD, AAA Panasonic Eneloop 750 LSD, AA Fujitsu 1900 LSD, AAA Fujitsu 800 LSD производители гарантирует 2100 циклов.
Максимальное количество циклов - 3000 гарантируется для аккумуляторов низкой ёмкости AA Panasonic Eneloop Lite 950 LSD и AAA Panasonic Eneloop Lite 550 LSD.

1. Максимальная достижимая ёмкость для NiMh аккумуляторов AA - 2550 mAh, для AAA - 1060 mAh. Все аккумуляторы, на которых написано 2600, 2700, 2800 mAh и более в реальности имеют меньшую ёмкость.
2. Все аккумуляторы AA известных производителей от 950 mAh до 2450 mAh имеют реальную ёмкость не менее 97% от указанной, все аккумуляторы AAА известных производителей от 550 mAh до 1100 mAh имеют реальную ёмкость не менее 94% от указанной.
3. NiMh аккумуляторы в отличие от батареек почти не снижают количество отдаваемой энергии при больших токах разряда.
4. За месяц хранения как обычные, так и LSD аккумуляторы теряют 4-20% заряда.
5. Новые LSD аккумуляторы обычно оказываются заряжены на 70%.

Всю информацию о протестированных аккумуляторах можно посмотреть в файле excel: nadezhin.ru/lj/ljfiles/accu_ammo1.xls . Там есть данные по тестированию всех экземпляров аккумуляторов, ёмкость в ватт-часах, вес и начальное напряжение, штрихкоды, оптовые и розничные цены в рублях, цены в долларах и евро, страны происхождения, результаты всех тестирований, включая ёмкость после недели и месяца хранения.

Фотографии упаковок всех аккумуляторов можно скачать одним архивом: nadezhin.ru/lj/ljfiles/accu.rar

Аккумуляторы для тестирования предоставлены производителями и магазинами:

Ansmann, Duracell, Energizer, Varta, Robiton, GP, Panasonic - оптовой компанией Источник Бэттэрис www.istochnik.ru
Camelion, Duracell, Energizer - оптовой компанией Энергосистемы и Технологии e-s-t.ru
Ikea - компанией Ikea www.ikea.ru
Navigator, Panasonic, Varta - компанией Battery Team batteryteam.ru
Космос - группой компаний «Космоc» kosmos.ru
Fujitsu - российским представительством компании Fujitsu fujitsu-battery.ru
Maha Powerex, IMEDION, Fujitsu, Panasonic Eneloop - интернет-магазином ru.nkon.nl
Turnigy - интернет-магазином HobbyKing www.hobbyking.com

Я потратил четыре месяца на тестирование и три дня на написание этой статьи. Надеюсь, вам это пригодится.

© 2015, Алексей Надёжин

Хорошие и плохие аккумуляторы АА и ААА

Аккумуляторы размеров АА и ААА делятся на три категории, "фирменные", "китайские" и LSD (low self–discharge). Первые две категории можно объединить в одну под названием "барахло". Не стоит смотреть на громкое имя типа Дураселл или Енерджайзер и цифры 3000Mah - это всё аккумуляторы, назовем так, мгновенного использования. Зарядил, тут же вставил в устройство, отщелкал (или отсветил), снова вставил в ЗУ. Эти аккумуляторы очень быстро саморазряжаются, даже без нагрузки (до 20% в первые сутки и до 50% за первую неделю), не умеют отдавать высокий ток и очень быстро дохнут (сто циклов заряд–разряд и в мусор), и самое противное, что у аккумуляторов из одной коробки характеристики могут отличаться вдвое.

LSD аккумуляторы имеют низкий саморязряд и высокую токоотдачу. Они дороже, на них написаны цифры в два раза меньше, чем на образцах из первой категории, но зато это честные цифры и больше 1000 циклов заряд–разряд. LSD аккумы хороши еще тем, что их можно использовать в малопотребляющих или редкоиспользуемых устройствах (часы, пульты, фонари и т.п.) - за год саморазряд составляет всего 10%. Лучшими из аккумов второй категории являются аккумуляторы Eneloop.

Интересный факт: в зарядных устройствах фирмы SkyRC, которая, как известно, выпускает самые крутые зарядные устройства, присутствует отдельная программа для зарядки аккумуляторов Eneloop. По сути, это такая же программа, как и для зарядки обычных NiMH аккумуляторов, но она подразумевает зарядку бо льшими токами. Аккумулятор Eneloop 2100мАч спокойно зарядится за час током в 2А, от которого обычные никелевые аккумуляторы просто вскипят.

Зарядные устройства для аккумуляторов АА/ААА

Делятся на три категории: "фирменные", "китайские" и хорошие. Первые две категории объединяем в одну. Зарядки от Дурасела, Варты, Энерджайзера и т.п. - это тот же самый ширпотреб, что и , только в пять раз дороже. Даже четырехканальные не умеют делать ничего, кроме заряда. А что еще нужно? Контроль. Как я сказал выше, у плохих аккумуляторов уже из коробки характеристики могут отличаться вдвое. Но и у хороших (напоминаю, это аккумуляторы LSD) характеристики начинают скакать через какое–то время использования, например, год–два. Представь, что ты поставил во вспышку 4 аккумулятора, о которых ты доподлинно знаешь только одно: они заряжены полностью. Но вот беда, три аккума имеют номинальную ёмкость, а четвертый ты когда–то случайно уронил и его емкость снизилась наполовину. Вставляешь во вспышку, а она перестает включаться через 20 снимков. Конец батарейкам, думаешь ты и выбрасываешь в мусорку весь комплект, хотя мог бы докупить один аккум и пользоваться комплектом еще много лет.

Так вот, хорошие ЗУ умеют показывать, насколько разряжен каждый аккум, сколько в каждый "залили" при зарядке, считать емкость каждого аккумулятора, а самые лучшие могут даже её восстанавливать. Лучшими из недорогих зарядных устройств на сегодняшний день являются (он же Zeepin) и (она же Colaier). Зарядные устройства начала 2000-х годов разработки, вроде La Crosse (он же Technoline) и MAHA Powerex, я рискну назвать устаревшими идеологически.

Существуют более универсальные зарядные устройства. Например, SkyRC iMAX B6, оригинал или копия (копия гораздо хуже в точности измерений, возможности прошивки и работы с ПО). Его плюс - возможность заряжать что угодно и как угодно, от зарядки аккумуляторов радиоуправляемых моделей до свинцово-кислотных автомобильных и литиевых аккумуляторов фотокамеры и мобильного телефона. Минус - излишняя универсальность сильно усложняет устройство, ну и вообще, для полноценного использования требуется базовое понимание основ электротехники, и нужно докупать дополнительные провода с разъемами и гнёзда под каждый размер аккумулятора.

Королем зарядок для аккумуляторов всех (вообще всех) типоразмеров на сегодняшний день является , которая умеет заряжать аккумуляторы типов NiCd, Ni-MH, LiIon, LiFePO4, NiZn в банках размеров C, D, AA, AAA, 18650, 14500, 16340, 32650, 14650, 17670, 10440, 18700, 18350, RCR123, AAAA, 18500, 18490, 25500, 13500, 13450, 16650, 22650, 17500, 10340, 17650, 10500, 26500, 12340, 12500, 12650, 14350, 14430, 16500, 17350, 20700, 21700, 22500, 32600, Sub-C. Помимо этого, MC3000 имеет интерфейс Bluetooth, и может показывать состояние батарей прямо на вашем смартфоне. Единственный минус - цена. C другой стороны, почти столько стоят два отдельных зарядных устройства для никеля и лития.

Мой отзыв об аккумуляторах и зарядных устройствах

Я много лет пользовался Вартой, Дураселлами и ГП и различным Китаем, а на Eneloop перешел в далёком 2013-м году, сразу после покупки зарядки Лакросс взамен почившей "крутой четырехканальной" от Duracell. С помощью La Crosse я увидел ту кашу, которую из себя представляли мои "фирменные" батарейки после дураселовской зарядки - разброс по емкости от 600 до 2200мАч и потеря 30% заряда в течение первых суток.

Единственные аккумуляторы, емкость которых совпадала с номиналом (удивительно) и которые нормально держали заряд, были купленные на распродаже в 2010 году на ДХ Gsyuasa Enitime. Погуглив, я выяснил, что они изготовлены по стандарту LSD и в некотором роде являются клонами Sanyo Eneloop HR–3UTG. Погуглив еще немного я нашел, что уже существуют HR–3UTGA и HR–3UTGB, которые еще лучше держат заряд. В общем, деньги были, вот на последние я и перешел, рассудив, что оригинал всегда лучше клона. Прошло три года - полет нормальный, параметры не изменились. Кстати, и Gs Yuasa Enitime продолжают служить (уже восьмой год) без нареканий, из 12 штук потерял ёмкость только один.

  1. Вне конкуренции в феврале этого года Panasonic Eneloop - в фирменном магазине Панасоник на Алиэкспресс.
  2. Из недорогих, в первую очередь, это зеленый PKCELL по . Держит два ампера, что вместе с небольшим саморазрядом позволяет отнести их к классу LSD.
  3. Конечно же, у "фирменных" производителей тоже есть LSD–аккумы. Например, Varta Longlife Ready2Use, Duracell StayCharged или GP ReCyko+. Но они, хоть и стоят запредельно дорого (дороже тех же энелупов), по характеристикам не лучше. Это же касается и "простых", не LSD аккумов - какие-нибудь зеленого цвета ничуть не хуже Duracell 2650, которые стоят гораздо дороже (по три комплекта Soshine и Duracell были куплены одновременно, прослужили два года и были отправлены на утилизацию). По моим ощущениям, аккумуляторы Soshine и Duracell вообще делаются на одном заводе, настолько они похожи по характеристикам.
  4. Eneloop Pro - это аккумы с повышенной емкостью. Как и простые Eneloop, умеют держать высокие токи и нормально работать на морозе, но в 4 раза меньше живут: 500 циклов против 2100 у Panasonic BK-3MCCE. И быстрей саморазряжаются (-15% за год у Eneloop Pro против -30% за 10 лет у белых Eneloop четвертого поколения).

И, наконец, совет. Основное правило при переходе на хорошие аккумуляторы - выбрать какие–то одни и купить их сразу несколько комплектов, поскольку использование аккумов разных производителей (хоть и одинаковой ёмкости) неэффективно из–за разных характеристик.
Скажем, все они при разряде от номинала до 0.9В (это считается полным разрядом) отдают 2000 мАч, но одни аккумуляторы быстрей разряжаются в промежутке 1,2–1,1 В, а другие в промежутке 1,1–1,0 В. Или они по–разному греются при нагрузке. При установке их в один комплект, из–за разных кривых разряда может возникнуть ситуация, когда один аккумулятор разрядится в ноль и остальные элементы начнут заряжать его в обратную сторону, что приведет к мгновенному выходу аккумулятора из строя. Сегодня у тебя четыре аккума по 2000мАч, а завтра всего три.

В 2013-м году я купил первую умную зарядку La Crosse BC 700 и аккумуляторы Sanyo, потом, для литиевых батарей - универсальное зарядное устройство , сразу ощутил разницу. С тех пор регулярно тестирую зарядные устройства и аккумуляторы других производителей, постоянно обновляю парк аккумуляторов и слежу за новинками, поэтому могу рассуждать об аккумуляторах не просто умозрительно, а на основании их использования в полевых условиях.

Аккумуляторы и зарядки из Китая, актуальные для 2018-го года

Статье уже 4 года, но я её постоянно актуализирую, поэтому вышесказанное остается верным и для 2017-го. Хочу только дополнить, что производство аккумуляторов Sanyo было выкуплено фирмой Matsushita и теперь те же самые аккумуляторы продаются под маркой Panasonic Eneloop и Fujitsu Eneloop. Именно те же самые, их даже можно смело использовать вместе со старыми в одном устройстве.

Второй момент: китайские универсальные зарядные устройства, которые я приобрел в 2015-м, оказались очень качественными , это за 14,99 долларов, которое умеет заряжать аккумуляторы 3.7V/1.2V AA/AAA 18650/26650/16340/14500/10440/18500, и лучший по соотношению цена/качество супер-универсал . В версии 2.2 он полностью избавлен от детских болезней и на сегодняшний день явялется лучшим устройством. Иногда встречается в продаже под маркой Zeepin с той же маркировкой. Большой плюс Опуса 3100, помимо возможности заряжать одновременно литиевые и никелевые аккумуляторы (для зарядки Li-FeO4 и прочей экзотики предусмотрен переключатель 4,2В/4,35В/3,7В ), является принудительное охлаждение во время зарядки, что снижает вероятность перегрева банок (а это чудо умеет их заряжать токами до 2 ампер, что подразумевает существенный нагрев). Второй плюс - возможность использования этого зарядного устройства в автомобиле с непосредственным питанием от бортовой сети 12 вольт. Ну и всё остальное тоже на высоком уровне - тренировка, замер внутреннего сопротивления, зарядка постоянным током для лития и -ΔV для никелевых аккумуляторов.

Лиитокала по функционалу повторяет Nitecore D4, поскольку не умеет в автоматическом режиме тренировать батареи, но заряжает отлично и стоит дешевле.

Пара слов о зарядных устройствах на 8 и более аккумуляторов АА/ААА

За редким исключением, зарядные устройства на 8 аккумуляторов представляют собой либо одну четырехканальную зарядку (по два аккумулятора на канал), либо две отдельных четырехканальных зарядки в одном корпусе.

Например, за $8 (как и его noname-собрат под названием C808W за $7) заряжает аккумуляторы парами (т.е. у него не 8 слотов по 1,2 вольта, а 4 сдвоенных слота на 2,4 вольта). И, несмотря на 8 слотов, ток заряда для аккумуляторов AA всего 200 mA, что в пять раз меньше, чем у нормальных зарядных устройств. Таким образом, пока TangsPower T - 808C зарядит два комплекта аккумуляторов, Опус успеет зарядить пять комплектов. Еще одно ограничение: один аккумулятор вы зарядить не сможете, минимальное количество - два. Причем, если вы хотите попользоваться аккумуляторами подольше, они должны быть одинаково разряжены. Иначе тот, в котором больше заряд, будет перезаряжен. Это хлам, я его упомянул, чтобы продемонстрировать, что больше - не всегда лучше.

За $45 умеет заряжать литий! Это, собственно, и все его достоинства. Из интеллектуальности в нём - название, да 8 раздельных каналов по 650 mA. На нем даже нет экранчика, который вам покажет, что зарядка правильно поняла тип аккумулятора. Она стоит, как три Liitokala, но не имеет даже маленького экранчика, чтобы показать напряжение и величину залитого тока, не говоря уже о большом экране, тестировании внутреннего сопротивления, тренировке аккумуляторов и т.п.

Ну и наконец, чемпион восьмиячеечных зарядных устройств, . Цена $63, превосходный информативный экран, возможность заряда аккумуляторов Ni-MH 1.5V, LiFePO4 3.6V, Li-ion 4.2 В / 4.3 В / 4.35 В практически всех размеров. Ток заряда 1А на каждый слот, возможность установки режима зарядки для каждого слота отдельно. И можно даже использовать, как Powerbank. Стоит, как два Опуса. Но не умеет тренировать и тестировать аккумуляторы, поскольку, в первую очередь, это устройство для зарядки литиевых аккумуляторов в полевых условиях (от бортовой сети автомобиля), в которое в качестве опции добавлена возможность заряжать никель.

Соответственно, от увеличения количества слотов нет положительного эффекта. В первом случае устройство будет заряжать аккумуляторы парами (о какой-либо интеллектуальности подобного устройства даже речи не идёт), во втором и третьем эффективней и дешевле купить два отдельных зарядных устройства. Например, как было раньше у меня: одно только для никелевых АА/ААА, с возможностью восстанавливать аккумуляторы (и тренировать их раз в полгода), а второе без такой возможности, но с поддержкой литиевых аккумуляторов. Преимущества такой схемы:

  • можно одновременно быстро заряжать восемь аккумуляторов NiMH (ключевое слово "быстро", поскольку ток заряда в восьмиячеечных зарядках обычно ниже);
  • в случае необходимости тренировать их (в свободное время, по 4 за раз);
  • заряжать литиевые аккумуляторы вторым зарядным устройством (литию тренировка не нужна)
  • экономия средств и возможность купить вначале одно устройство, а потом докупить второе.

Каждый раз при покупке батареек у меня возникало много вопросов:

Насколько дорогие батарейки лучше дешёвых?
Насколько ёмкость литиевых батареек больше обычных?
Насколько ёмкость солевых батареек меньше, чем у щелочных?
Отличаются ли батарейки для цифровых устройств от обычных?
Какие из батареек, стоящих одинаково, лучше покупать?

Чтобы получить ответы на эти вопросы я решил протестировать все батарейки АА и ААА, которые удастся найти в Москве. Я собрал 58 видов батареек АА и 35 видов ААА. Всего было протестировано 255 батареек - 170 АА и 85 ААА.


В начале года я протестировал 18 батареек формата АА и ААА и опубликовал пост Большое тестирование батареек . Он вызвал огромный интерес, его просмотрели более 150 тысяч раз в ЖЖ и растащили по всему интернету. После этого Олег Артамонов отдал мне свой анализатор батареек и я решил сделать глобальный тест.

Для повышения точности измерений анализатор батареек не использует ШИМ - он создаёт постоянную резистивную нагрузку на батарейку. Прибор может работать в разных режимах. Для тестирования батареек АА использовались три основных режима:

Разряд постоянным током 200 mA. Такая нагрузка свойственна для электронных игрушек;
Разряд импульсами 1000 mA (10 секунд нагрузка, 10 секунд пауза). Такая нагрузка свойственна для цифровых устройств;
Разряд импульсами 2500 mA (10 секунд нагрузка, 20 секунд пауза). Такая нагрузка свойственна для мощных цифровых устройств - фотоаппаратов, вспышек.

Кроме того по четыре батарейки были разряжены маленькими токами 50 и 100 mA.

Измерение делались при разряде батареек до напряжения 0.7 V.

Все данные тестирования сведены в таблицу: nadezhin.ru/lj/ljfiles/bat_ammo1.xls

По графику разряда отлично видно, как ведут себя батарейки разных типов.

Разряд батареек АА током 200 mA:

Первые пять линий - солевые батарейки. Хорошо видно, насколько меньше их ёмкость.
Последние три линии - литиевые батарейки. Они не только имеют большую ёмкость, но и разряжаются по-другому: напряжение на них не снижается почти до самого конца, а затем резко падает. Особенно ярко это выражено у батарейки GP Lithium. Кроме того литиевые батарейки могут работать на морозе.
Среди множества похожих щелочных батареек хорошо видны два аутсайдера - Sony Platinum и Panasonic Alkaline и два лидера - Duracell Turbo Max и Ansmann X-Power. Остальные батарейки отличаются между собой по ёмкости всего на 15%.

Вы можете изучить каждую батарейку на интерактивном графике разряда: nadezhin.ru/lj/ljfiles/aa200.html . Если навести мышку на любую точку графика, отобразится название батарейки. Если щёлкнуть по точке, выделится кривая разряда этой батарейки. Можно также щёлкать по названиям батареек внизу. За интерактивные графики огромное спасибо Алексею Тягелову. К сожалению на интерактивном графике неправильно отображается время разряда. Фактически оно вчетверо меньше.

На первой диаграмме батарейки АА отсортированы по ёмкости при токе разряда 200 mA.

Батарейки Duracell Turbo Max действительно имеют ёмкость, немного большую, чем у всех остальных щелочных батареек, однако мне попалась одна упаковка Duracell Turbo Max, которые были значительно хуже других. По ёмкости они соответствовали обычным дешёвым батарейкам. В таблице и на графиках они помечены «Duracell Turbo Max BAD». Пост об этих батарейках: ammo1.livejournal.com/548534.html .

Из диаграммы хорошо видно, что разные батарейки по-разному проявляют себя при разряде большими и малыми токами. Например Camelion Plus Alkaline даёт больше энергии, чем Camelion Digi Alkaline на маленьком токе. А на большом всё наоборот. Как правило на батарейках, рассчитанных на большие токи указывают, что они предназначены для цифровых устройств. При этом есть множество универсальных батареек, отлично работающих с любыми токами.

Я усреднил количество энергии, которое батарейки выдают на больших и малых токах и на основе результатов и цены батареек (которая в некоторых случаях только приблизительна) составил диаграмму стоимости одного ватт-часа для всех батареек АА.

Все типы батареек ААА были разряжены постоянным током 200 mA. Некоторые типы батареек ААА были подвергнуты второму тесту - разряду током 1000 mA в режиме «постоянное cопротивление» (ток при этом снижался по мере разряда). Этот режим эмулирует работу батареек в фонаре.

В формате AAA Duracell Turbo Max оказался далеко не лучшей щелочной батарейкой. У многих дешёвых батареек (например Ikea, Navigator, aro, FlexPower) ёмкость была больше.

Интерактивный график разряда батареек ААА: nadezhin.ru/lj/ljfiles/aaa200.html .

Технические выводы:

Большинство щелочных батареек отличается между собой по ёмкости всего на 15%;
Литиевые батарейки имеют в 1.5-3 раза (в зависимости от тока нагрузки) большую ёмкость, чем щелочные;
В отличие от щелочных, напряжение на литиевых батарейках почти не снижается в процессе разряда;
Солевые батарейки в 3.5 раза хуже щелочных на малых токах и совсем не могут работать на больших;
Существуют три вида щелочных батареек: универсальные, рассчитанные на малые токи нагрузки и рассчитанные на большие токи нагрузки. При этом универсальные лучше двух других на всех токах.

Потребительские выводы:

Солевые батарейки покупать нецелесообразно. Даже в устройствах с самым малым потреблением щелочные (Alkaline) прослужат гораздо дольше за счёт своего большого срока годности;
Выгоднее всего покупать батарейки, продающиеся под брендами магазинов Ашан и Ikea;
В других магазинах можно смело покупать самые дешёвые щелочные батарейки;
Из того, что продаётся в продуктовых магазинах, лучший выбор - GP Super;
Литиевые батарейки дорогие, зато они лёгкие, ёмкие и могут работать на морозе.

Большинство батареек предоставили оптовые компании

Наверняка уже сталкивались с проблемой, когда в нужный момент у вас садятся батарейки. Причём, это происходит в самый неподходящий момент, когда под рукой нет запасного комплекта. Естественно, возникает вопрос, какие батарейки купить, чтобы такое больше не повторялось.

Современные источники питания можно разделить на три основных типа, которые встречаются повсеместно:

Щелочные батарейки (Alcaline) – это одноразовые элементы питания, которые продаются в любом магазине. Обычно в экстренной ситуации вы покупаете именно их, потому что они готовы к использованию, их не надо заряжать (они для этого и не предназначены). Увы, но для вспышек эти батарейки подходят плохо, так как в силу особенностей устройства, эти батарейки быстро выдыхаются на мощных импульсах вспышки. Удел щелочных батареек – маломощные устройства, не требующие больших токов, такие как будильники, пульты дистанционного управления и прочее. Там они могут работать годами. Но, к сожалению, выбирать не приходится. Комплекта дорогих щелочных батареек вам хватит на 100-200 кадров. Кстати, почему-то некоторые называют щелочные батарейки “алкалиновыми”, но это безграмотно, потому что alcaline по-русски – это “щелочной”. Цена щелочных батареек обычно зависит от ёмкости – чем больше ёмкость, тем выше цена. В данном случае вы заинтересованы купить более ёмкую батарейку, чтобы она дольше продержалась.

Щелочные батарейки не в состоянии обеспечить большой ток, поэтому вспышка с ними будет перезаряжаться не очень быстро.

Никель-металл-гидридные аккумуляторы (Ni-MH) . Это самый распространённый вид многоразовых аккумуляторов. Когда вы покупаете аккумуляторы AA (пальчиковые) или AAA (мизинчиковые), на которых написано Rechargeable (перезаряжаемые), то это они и есть. Это то, что нам нужно для вспышки. Ni-MH аккумуляторы отличаются по ёмкости, но не торопитесь покупать самые ёмкие. Ёмкость измеряется в миллиампер-часах (mAh) и обозначается большими красивыми цифрами на корпусе аккумулятора.

У никель-металлогидридных аккумуляторов с очень большой ёмкостью (больше 2000 mAh) есть тенденция к саморазряду из-за высокой плотности элементов и более тонких изоляторов. Именно поэтому, купив новые аккумуляторы и полностью их зарядив перед поездкой, вы через месяц вдали от цивилизации обнаруживаете, что заряда хватило на 50 кадров, не больше. Это не вина аккумуляторов, это результат вашей неорганизованности. Раз уж вы купили аккумуляторы большой ёмкости, не надо их хранить, перед использованием их надо полностью зарядить.

Кстати, это важный момент, потому что у Ni-MH есть эффект памяти. Если вы много раз подряд разряжали батарейки до половины, а потом заряжали полностью, в какой-то момент, они начнут ложно сообщать о том, что разряжены, хотя осталась ещё половина заряда. Чтобы этого не происходило, аккумуляторы этого типа надо разряжать до нуля. Для фотографов это лишние неудобства, поэтому была придумана другая разновидность Ni-MH аккумуляторов – с низким саморазрядом (low self-discharge). Это то, что я рекомендую для вспышки.

Обычно после фотосессии вы заряжаете аккумуляторы, упаковываете оборудование и кладёте на полочку. В следующий раз вам вспышка может понадобиться неожиданно, и у вас не будет времени, чтобы разрядить аккумулятор и снова его зарядить. Поэтому аккумуляторы у фотографов быстро деградируют и подводят в критический момент. У аккумуляторов с низким саморазрядом есть большое примущество – они могут оставаться заряженными на протяжении нескольких лет!

По крайней мере, Sanyo для своих аккумуляторов Eneloop гарантирует заряд на уровне 75% через 3 года хранения. Такие элементы стоят дороже при том, что ёмкость у них меньше. Кстати, такие батарейки часто продаются заряженными (это написано на упаковке, Pre-charged), что удобно, так как их можно сразу же использовать.

Не стоит вестись на большую ёмкость аккумулятора, если это обычная версия с саморазрядом, так как эффективная ёмкость у него окажется через неделю меньше, чем у аккумулятора с низким саморазрядом. И дело даже не в ёмкости, а в том, что с разряженным аккумулятором вы можете оказаться в неприятной ситуации. Если вам не хватает ёмкости, лучше взять запасной комплект, а не аккумуляторы с увеличенной ёмкостью.

Ni-MH аккумуляторы отлично дружат с высокими нагрузками и большими токами, поэтому их хватает кадров на 250-300 с ёмкостью в районе 2000 mAh, а вспышка перезаряжается очень быстро. Однако, для всяких маломощных будильников они не подходят – быстро разряжаются по сравнению с щелочными батарейками.

Для Ni-MH аккумуляторов существует великое множество зарядных устройств .

Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion) . Это самый продвинутый тип аккумуляторов, сейчас во всех камерах, телефонах , планшетах и плеерах используются только такие элементы питания. Для вспышки вы такой вряд ли найдёте, потому что они намеренно не выпускаются в форм-факторах AA и AAA, так как дороги в производстве и требуют специального контроллера для зарядки, а в обычной зарядке могут просто сгореть.

Для прочих приборов наоборот – Li-ion аккумуляторы очень хороши, так как умеют держать напряжение до последнего вздоха, что очень важно для постоянно работающего устройства. Кстати, если Ni-MH любят, когда их отжимают, то Li-ion наоборот – их желательно держать заряженными и не опустошать досуха. Если вы Li-ion элемент будете разряжать полностью, он долго не протянет. В самой фотокамере стоит именно такая батарейка, поэтому рекомендую держать её всегда в заряженном состоянии, тогда она прослужит вам очень долго. Кстати, Li-ion аккумуляторы не подвержены саморазряду, поэтому вы можете смело купить запасной аккумулятор для камеры и держать его в заряженном состоянии с собой в долгих путешествиях.

Значительно реже встречаются литий-полимерные аккумуляторы (Li-Pol). Такие аккумуляторы лучше литий-ионных, но требуют специальное зарядное устройство и дороже в производстве. В будущем литий-полимерные вытеснят литий-ионные.

К слову сказать, изредка встречаются ещё литиевые одноразовые батарейки (Lithium, то есть не Li-ion), на них нет надписи Rechargeable (перезаряжаемые), их нельзя зарядить, они как щелочные, только в несколько раз дороже. Короче, такие вам не нужны.

Ну и на закуску для самых внимательных и терпеливых, кто дочитал до конца, рассказываю что на заглавной картинке. Это схема радиоизотопного термоэлектрического генератора (РИТЭГ), такая большая и очень мощная батарейка, на которой работает космический фотоаппарат Кассини (ну да, мы можем смотреть на Кассини, как на крутой фотик с радиосинхронизатором), который был запущен в 1997 году, около 7 лет летел к цели и в настоящий момент исследует Сатурн (на фото выше) и его спутники. Всё это время он работает на этой самой батарейке, внутри которой больше 30 килограммов плутония-238. Такая ядерная батарейка получилась, в магазинах не продаётся. Сатурн расположен очень далеко от Солнца, поэтому солнечной энергии недостаточно для питания фотоаппарата, а гальванические элементы попросту замёрзнут в космосе. Подобные радиоизотопные элементы также используются в маяках и метеостанциях, которые с вертолёта опускают в непролазные болота Сибири и за полярным кругом, где нет розеток.

А какие у вас аккумуляторы?