Как выглядит монитор компьютера. Монитор: основные характеристики внешнего устройства. Главные параметры для выбора монитора

Жизнь течет, и всё вместе с ней меняется, но за последние годы во всех сферах жизнедеятельности человека ключевое место занял компьютер и пальму первенства отдавать не намерен. Со времен создания первого компьютерного устройства его вычислительная мощность, форма, размеры и ключевые технологии менялись в лучшую сторону. На сегодняшний день компьютеризировано практически все: и медицина, и образование, и производство, и добывающая промышленность, и даже досуг человека. Сейчас один из двух жителей стран с высоким и средним уровнем развития экономики обладает портативными компьютерами - смартфонами или планшетами. В то же время большая часть жителей Земли пользуется десктопами, представляющими собой отдельные системные блоки, устройства вывода информациипериферийные устройства для ввода данных - мышь и клавиатуру. Стоит уделить особое внимание именно монитору, так как это та часть компьютера, перед которой человек проводит очень длительное время. Монитор - это важная составляющая развития человеческого общества, поэтому умение выбора подходящей модели и наличие необходимых знаний о нем лишним не будет ни для кого.

Сферы применения мониторов

Для того чтобы выяснить, где используются мониторы и с какой целью, сначала необходимо разобраться, что такое мониторы для компьютера. Существует ряд их определений, но если выбрать самое основное, то звучит оно так. Монитор - это специальное устройство для вывода информации с вычислительного блока компьютера посредством использования специального экрана, оборудованного либо электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ), либо жидкокристаллической матрицей (ЖК, используется в современных моделях мониторов). Вывод информации осуществляется путем подсвечивания отдельных мельчайших элементов экрана - пикселей, которые в совокупности образуют цельную картину текста, таблиц, картинок, фото или видео.

Смело можно сказать, что мониторы используются везде. В государственных учреждениях и на предприятиях для выполнения текущих функций и обязанностей, включающих:

  • Ведение основной деятельности (производство, сборка, добыча и прочее).
  • Ведение бухгалтерского и складского учета.
  • Логистика.
  • Учет и контроль деятельности учреждений.
  • Прочие сферы деятельности.

То же самое касается и образовательных, медицинских и других учреждений различных сфер деятельности человечества. Все это происходит, потому что любая деятельность давно переведена на компьютерный учет с помощью специально разработанных программных продуктов.

Существует длинный ряд сфер применения такого устройства, как монитор. Это приводит к необходимости разрабатывать и создавать устройства под конкретные нужды. Поэтому производители предлагают широкий выбор мониторов для компьютеров от домашних до профессиональных с особыми функциями.

ЖК или ЭЛТ?

Ключевой особенностью любого монитора является его экран. Первыми такими устройствами были дисплеи с электронно-лучевой трубкой. Они имели большой вес, огромные габариты и небольшую диагональ экрана, но при этом четкую неплохую картинку независимо от угла обзора. Экран монитора с ЭЛТ обновлялся с частотой до 85 Гц, что положительно влияло на глаза пользователя, снижая нагрузку. Однако считается, что пучок света из ЭЛТ, атакуя экран, также атаковал и зрение многих людей, что приводило к быстрому ухудшению показателей их здоровья. Из-за громоздкости, высокого энергопотребления, негативного влияния на зрение пользователей, а также из-за небольших размеров экрана на замену им были разработаны жидкокристаллические матрицы (ЖК). ЖК-дисплеи давали снижение энергопотребления процентов на 60 по сравнению с ЭЛТ, имели значительно меньший вес и габариты, а также правильную подсветку, которая рассеивалась по сторонам экрана, а не била прямо в глаза. Современные модели таких мониторов имеют частоту обновления до 120 Гц и углы обзора до 178 градусов. Однако здесь уже все зависит от типа матрицы.

Матрица TN или IPS?

Будь то монитор ноутбука, компьютера или портативного устройства, в нем применяется специальная матрица из жидких кристаллов. Основных технологий их производства существует всего три (не считая подвидов):

  • TN+Film - Twisted Nematic + film.
  • IPS - Image Packaging System.
  • VA - Vertical alignment.

Учитывая, что монитор - это устройство для вывода результата работы, важно понимать, что разные типы работ по-разному будут смотреться и восприниматься на мониторах с различными матрицами.

TN+Film-технология имеет повсеместное использование и на долгие годы вперед обеспечивает себе лидерство. Главное ее преимущество - это низкая себестоимость производства, что является очень важным фактором в конкурентной борьбе производителей. Однако она имеет небольшие углы обзора и резко теряет цветность, если смотреть на экран со стороны. Скорость отклика таких матриц может быть в пределах 2-8 мс.

Технология IPS появилась позже и была призвана стать профессиональной матрицей для максимально точной цветопередачи и широких углов обзора. Сказано - сделано. Матрица действительно получилась отличной: и цвета сочные, максимально передающие реальность, и углы почти до 180 градусов, и высокая скорость матрицы. Вот только стоимость мониторов с такой технологией значительно выше, чем у конкурента TN+Film. Поэтому не каждый покупатель станет тратить лишние деньги, чтобы просто смотреть фильмы сомнительного качества и листать страницы в интернете. IPS - это действительно для энтузиастов, желающих получить максимально точное соответствие реальности. Обычно их используют дизайнеры, инженеры и геймеры.

Ключевые производители мониторов: Dell, LG, Samsung и Acer - устанавливают на свои аппараты как TN, так и IPS-матрицы. Есть из чего выбрать достойный монитор. Цена их обычно колеблется в пределах от 4 до 120 тысяч рублей.

Матрица VA

Монитор Samsung выполнен в лучших традициях корейского производителя, использующего свою разработку - матрицу VA. Она превосходит технологию TN в передаче глубокого черного цвета, но проигрывает в скорости отклика. Завоевал немало фанатов данный монитор. Цена его ниже процентов на 20-30, чем у IPS, поэтому для киноманов он будет отличным вариантом с хорошей цветопередачей.

Зачем нужна скорость отклика матрицы

Еще одной характеристикой работы монитора является скорость отклика матрицы дисплея. Она показывает, как быстро отдельный пиксель сможет изменить свою яркость после ввода команды пользователя. Современные модели мониторов любых производителей справляются с такой задачей за 2-15 миллисекунд. Самые быстрые матрицы обычно используются на геймерских мониторах и устройствах для вывода результатов видеомонтажа. Медленные, в свою очередь, это обычно профессиональные художественные, дизайнерские или инженерные устройства. Для них важно максимальное качество картинки, а не скорость вывода.

Немаловажное значение на скорость отклика матрицы также может оказывать драйвер монитора, поэтому разработчики стараются максимально оптимизировать программную составляющую устройств.

Разрешение постоянно увеличивается

Из года в год можно наблюдать, как увеличивается вычислительная мощность компьютеров. Это приводит к разработке и созданию более совершенных контент-материалов с лучшей четкостью и более высоким разрешением. Для их воспроизведения создаются новые матрицы мониторов с более высокой разрешающей способностью. Как горячие пирожки разлетается новый улучшенный монитор. Дюймов может там и не прибавляется, но зато плотность расположения пикселей и четкость картинки - уж точно. На данный момент основными стандартами разрешений являются:

  • HD Ready.
  • FullHD.
  • UltraHD.

Важен ли размер?

При выборе монитора всегда встает вопрос о том, как он будет использоваться. Если просто как машина для интернета, то экран может быть и небольшим, а если для воспроизведения фильмов или компьютерных игр, то желательно взять устройство побольше. Будет это монитор Samsung, Dell, LG или Acer - совершенно не имеет значения, когда выбираешь его по характеристикам. Поэтому здесь важно только то, какую функцию он будет выполнять, исходя из этого, и выбирается размер. Да, он важен.

Почему монитор уже не квадратный?

Часто приходится слышать от консервативных пользователей, что монитор должен быть квадратным, как раньше, так как новые мониторы растягивают изображение. Действительно, раньше они были почти квадратные и имели соотношение сторон 4:3 или 5:4. Но в индустрии фото, видео и компьютерных игр все разработчики сошлись во мнении, что такой формат не способен показать широкую картинку, близкую к обзору человеческого глаза. Поэтому был создан широкий формат с соотношением сторон 16:9 и 16:10. Сейчас эти форматы повсеместно используются в производстве мониторов, телевизоров, а также в телетрансляциях цифрового качества. Так что если драйвер монитора установлен корректно, то проблем с растяжением картинки точно не будет.

Какие бывают конструкции корпуса мониторов

Исходя из поставленных задач, мониторы могут иметь различные корпуса и крепления, что позволяет оборудовать как отдельные рабочие места с одним устройством вывода изображения, так и целые стенды с десятками оных.

Часто случается, что сложно решить, как подключить монитор в том или ином месте, так как, например, на заводе или фабрике существуют специально отведенные места, в которые на смену старой технике устанавливается новая. В этих случаях подойдут специфические корпуса от изготовителя или особые крепления. Если же предложенные варианты не подходят, всегда можно заключить контракт на изготовление корпуса и крепление монитора по собственным меркам.

Правила ухода за монитором

Для монитора с ЭЛТ важно протирать пыль и не подвергать его воздействию повышенных/пониженных температур и влаги.

Для жидкокристаллических дисплеев нужен более «нежный» уход, так как даже неосторожное сильное надавливание на дисплей может привести к его непригодности. Поэтому для протирки от пыли желательно использовать специальные спреи и микрофибровые тряпочки либо влажные салфетки, созданные специально для таких типов экранов. Так же как и в случае с ЭЛТ-экранами, необходимо устранить воздействие отрицательных внешних факторов.

Выбор любого компьютера или какого-либо комплектующего начинается с определения критериев, коими в данном случае
являются технические характеристики. Согласитесь, при покупке, например, монитора определения «чтобы хорошо показывал» мало, надо знать, какого размера нужен дисплей, с каким разрешением, как он будет подключаться, для каких целей использоваться (для игр, офисной работы). Чтобы ответить на эти и целый ряд других вопросов надо знать, какие характеристики мониторов есть, какие важны, какие не очень, а о чем обычно в официальных спецификациях умалчивается.

Давайте кратко перечислим те характеристики, которыми обладает каждый монитор без исключения. Сделаем небольшой гайд с кратким описанием, что это такое, насколько важен параметр, на что влияет и к каким значениям желательно стремиться.

К сожалению, отнюдь не все характеристики можно встретить в описаниях на монитор, будь то экран ноутбука или дисплей для стационарного ПК. В то же время среди тех параметров, которые обычно скрываются, есть весьма интересные, которые могут повлиять на качество изображения.

1. Тип матрицы

2. Разрешение экрана

Это размер экрана по вертикали и горизонтали в точках (пикселях). Наиболее популярные и часто встречающиеся в ноутбуках экраны имеют разрешение FullHD (1920×1080). Помимо этого, есть еще большое количество других разрешений, некоторые из которых встречаются чаще, некоторые реже.

Физически эта характеристика означает количество пикселей на экране, из которых состоит изображение. Чем больше пикселей на единицу площади экрана, тем, в теории, более качественная картинка, т. к. пиксели становятся меньше и все менее и менее заметными. Пропадает «зернистость» изображения.

В то же время не следует забывать и про стоимость. Чем больше разрешение, тем выше цена (в данном случае я оперирую неким усредненным дисплеем, и не сравниваю высококачественный экран с меньшим разрешением с бюджетным, но с более высоким разрешением).

Если речь идет об игровом ноутбуке или мониторе, то следует учитывать и другой момент. При использовании видеокарт класса GTX 1070/1080 практически в любой игре вы сможете выставить настройки графики на максимум или близко к нему.

Если же экран имеет разрешение 4K (3840 х 2160), то для того, чтобы получить удовольствие в играх от картинки на максимальных настройках графики, видеокарт GTX 1070/1080 уже может и не хватить. Может понадобиться установка пары таких видеокарт, а то и больше.

3. Яркость

Указывается в спецификациях на любой монитор. Это величина, измеряемая в кд/м 2 , (канделах на квадратный метр). Собственно, что это за характеристика, понятно из названия. Строго говоря, чем выше значение этого параметра — тем лучше. Отрегулировать экран, снизив его яркость, не составляет труда.

Что касается экранов ноутбуков, то этот параметр важен еще по той причине, что сама конструкция этого вида компьютера допускает использование его не только в условиях офиса или дома, но и в поездках, на улице, где яркое солнце или иной источник освещения будет засвечивать изображение на экране.

При небольших значениях яркости пользоваться таким экраном при ярком свете будет сложно. Если максимальное значение соответствует 300 кд/м 2 или даже выше, то это означает, что яркий солнечный свет не станет помехой. В конце концов, лучше иметь запас по яркости, т. к. ее всегда можно уменьшить, а вот добавить того, чего нет – увы.

4. Контрастность

Этот параметр отражает отношение уровня яркости белого цвета к черному. Обычно его указывают в качестве отношения, например, 1000:1. Как и с яркостью, чем выше это значение – тем лучше. Изображение будет более естественным.

Контрастность зависит от технологии изготовления матрицы. Так, IPS экраны уступают по этому параметру экранам, выполненным по технологии VA, не говоря уже об OLED, квантовых точках и т. п.

Условно можно принять, что экраны с контрастностью 500:1 и менее можно отнести к посредственным. Лучше ориентироваться на значения 1000:1 и выше. Особенно если в своей работе вам приходится иметь дело с редактированием изображений, колоризацией и т. п.

5. Динамическая контрастность

Этот параметр указывается почти всегда, по крайней мере для обычных, не ноутбучных, мониторов. Согласитесь, что не привести в спецификации, например, значение 100000000:1 –упущение. Большие цифры привлекают внимание и нравятся потенциальным покупателям (при условии, что это не цена).

Что означает эта характеристика? Это результат работы электроники монитора по подстройке изображения в каждый момент времени с целью улучшения «картинки». Происходит управление яркостью ламп с целью добиться высокой контрастности изображения.

Я бы не стал обращать особого внимания на этот параметр, т. к. это скорее маркетинг, чем реальная характеристика, говорящая о достоинствах того или иного монитора. Тем более, что какой дисплей не выбери, количество нулей в значении динамической контрастности сосчитать трудно, да и не надо.

6. Глубина черного цвета

А вот этот параметр редко указывается в технических характеристиках, хотя на качество изображения влияет. При использовании монитора в обычных условиях, при дневном свете или искусственном освещении, оценить этот параметр может оказаться сложно.

Другое дело, если вывести на экран картинку черного цвета, то при низком уровне внешнего освещения, или в полной темноте станет заметно, что черный цвет какой-то не совсем черный, а может даже больше походить на серый. Некоторые области экрана могут оказаться ярче соседних.

Это все связано с тем, что для получения изображения на экране ЖК мониторов используется подсветка, и для отображения черного цвета она не выключается, а блокируется поворотом кристаллов таким образом, что они не пропускают свет.

К сожалению, свет они ПОЧТИ не пропускают, часть света все же преодолевает этот барьер. На приведенной выше картинке можно заметить, что черный цвет имеет все же какой-то серый оттенок.

Опять-таки, многое зависит от технологии изготовления матрицы. Черный цвет на экранах VA более похож на черный, чем, например, на IPS. Конечно, многое зависит от качества используемой матрицы, настроек, регулировок, но в целом это так. Лучше всех с черным цветом справляются экраны OLED, на квантовых точках и прочих новых технологиях.

С определенной долей погрешности уровень черного можно вычислить, если поделить яркость на контрастность. Например, при яркости экрана 300 кд/м 2 и контрастности 1000:1 получаем значение 0.3. Это означает, что пиксели черного цвета будут светиться (в теории, они вообще не должны светиться, и только в этом случае можно говорить про действительно черный цвет) с яркостью 0.3 кд/м 2 .

Надеюсь, понятно, что чем ниже это значение – тем лучше, тем «чернее» будет черный цвет, уж простите за тавтологию.

7. Тип поверхности экрана

Рассматривая сами мониторы, можно заметить, что некоторые из них глянцевые, поверхность блестит, имеет зеркальный эффект. Другие же экраны наоборот, практически ничего не отражают и хорошо справляются с бликами. Различают два типа поверхности — глянцевую и матовую. Можно встретить и полуглянцевые модели, но это попытки скомбинировать достоинства обоих типов, уменьшив недостатки, присущие каждому из них.

Так, к несомненным достоинствам глянца можно отнести лучшую яркость и контрастность, лучшую цветопередачу, изображение воспринимается более четким. Тем, кто работает с изображениями, лучше предпочесть именно этот тип.

Есть и недостатки у глянцевых экранов. Это, конечно же, блики и отражения ярких предметов – светильников, светлых окон и т. п. Это может утомлять глаза. Такие экраны плохо подходят для ноутбуков, которыми часто пользуются на улице, при ярком солнце. Еще одна неприятная черта – несанкционированный сбор отпечатков пальцев экранами с такой поверхностью, как и других загрязнений. Лучше не тыкать в экран пальцами, дабы постоянно не оттирать остающиеся следы.

Матовые экраны «по определению» не бликуют, лучше ведут себя при ярком свете, но дается это за счет ухудшения контрастности, цветопередачи. Есть и еще один недостаток, характерный для матовых экранов, это «кристаллический эффект». Проявляется он в том, что отображаемая точка не имеет четких границ, а может иметь некие неровные края с различными оттенками.

Насколько он заметен – зависит от особенностей зрения. Кому-то такие «кристаллы» буквально бросаются в глаза, а кто-то их и не замечает. Тем не менее четкость изображения от этого страдает.

8. Время отклика

Параметр, который почти всегда указывается. Для тех, кто любит игры, это один из основных параметров экрана. От времени отклика зависит то, насколько четкой будет картинка в динамичных сценах. Проявляется он, например, в виде шлейфов, которые тянутся за быстро перемещающимся по экрану элементами изображения. Чем меньше время отклика – тем лучше.

Этот параметр зависит от технологии изготовления применяемой в том или ином дисплее матрицы. Так, наиболее «скоростные» — TN экраны, и это едва ли не единственная (если не брать стоимость) причина того, что этот тип дисплеев еще не «умер». IPS – более медленные, а VA находятся между этими типами матриц по скорости отклика.

Если экран выбирается для офисной работы, для серфинга в интернете, просмотра видеороликов, работы с изображениями, то этот параметр не сильно важен. Вот если вы истинный любитель виртуальных баталий, то экран с минимальным временем отклика – обязательное требование. И тут даже можно смириться с худшей цветопередачей, неважными углами обзора у TN матриц. Время отклика у них самое маленькое.

9. Углы обзора

Как можно понять из названия, это означает, под каким углом можно смотреть на экран, при котором изображение не теряет цветности, яркости, не ухудшается качество картинки. Тут явный аутсайдер – это TN матрицы. Особенности технологии таковы, что приблизиться к максимальным значениям не удается.

Зато с этим хорошо у IPS панелей. Углы обзора в 178° как по вертикали, так и по горизонтали – обычное явление. Откровенно говоря, при столь большом угле изображение все же ухудшается, но столь катастрофических последствий, как у TN, тут нет. VA матрицы ближе к IPS, хотя немного и уступают им.

Насколько важен этот параметр – зависит от того, как используется монитор. Если вы не собираетесь большой компанией просматривать ролики из ютуба или снятые на последней вечеринке, а используете монитор в гордом одиночестве, то углы обзора не столь важны.

10. ШИМ

Характеристика, которая практически никогда не указывается. (англ. — PWM)? Это Широтно-Импульсная Модуляция, которая используется для регулировки яркости экрана. В чем суть возникающей проблемы?

Как я уже упоминал при разговоре про глубину черного, в ЖК мониторах используется подсветка. Далеко не всегда нужна максимальная яркость свечения экрана, и ее требуется уменьшить. Как это можно сделать? Как минимум двумя способами:

  • Снизить яркость свечения ламп/светодиодов подсветки.
  • Заставить источники света включаться и выключаться, подавая на них импульсы с определенной частотой и скважностью, что воспринимается как снижение яркости свечения.

Второй вариант и является ШИМ управлением яркостью. Чем он плох? Вот этим самым мерцанием ламп. Хорошо, если частота мерцания высока и составляет десятки кГц. Неплохо, если амплитуда импульсов невелика. Хуже, когда частота мерцания низкая, и это может стать заметным «на глаз».

Принцип действия состоит в следующем. Для снижения яркости экрана импульсы на лампы подсветки подаются таким образом, что они часть времени включены, а часть – выключены. Например, при 50% яркости ламы половину времени горят, а половину времени нет.

Результирующим значением отношения времени, когда подсветка включена, ко времени, когда выключена, будет тот или иной уровень яркости экрана. При дальнейшем снижении яркости время свечения ламп уменьшается, а время, когда они находятся в выключенном состоянии, увеличивается. Мерцание становится более заметным.

Естественно, многое зависит от индивидуальных особенностей зрения. Кто-то мало реагирует на такое мерцание, а у кого-то через пару часов, фигурально выражаясь, глаза начинают «вытекать».

Как бы то ни было, наличие ШИМ – это минус монитора. К сожалению, узнать о наличии или отсутствии этого неприятного эффекта можно либо из обзоров или отзывов на тот или иной дисплей, либо проверить это самостоятельно. Можно провести простую проверку, которая получила название «карандашный тест».

Суть в том, что надо взять обычный карандаш и в плоскости экрана помахать им как веером. Естественно, дисплей должен быть включен. Если при быстром перемещении контуры карандаша видны, то, к сожалению, мерцание есть. Если же контуры не видны, то мерцания нет. Следует повторить тест на меньших значениях яркости.

Если в выбранном мониторе ШИМ присутствует, то при наличии подробных обзоров, лучше узнать, как он действует. Если частота импульсов большая, или ШИМ задействован только при небольших значениях яркости, например, от 0 до 25-30%, а дальше используется непосредственное управление яркостью свечения ламп подсветки, то это не так плохо.


Сейчас, если посмотреть на предлагаемые модели мониторов, у некоторых из них можно встретить обозначение «Flicker free», т. е. отсутствие мерцания. У ноутбуков я такое обозначение не встречал, но вот у обычных мониторов встречается. Такая маркировка означает, что мерцания нет, и это дополнительный плюсик к модели дисплея.

11. Цветовой охват

Еще одна характеристика, которая далеко не всегда указывается в спецификациях на монитор, но значение которой может оказаться одним из решающих аргументов в пользу той или иной модели. Чаще всего она указывается, когда производитель хочет подчеркнуть высокое качество установленной в ноутбук или монитор матрицы.

Думаю, этому вопросу есть смысл посвятить отдельный материал, но сейчас расскажу кратко. Наверняка в обзорах на ноутбуки или мониторы вы видели подобную картинку. Это диаграмма цветового охвата экрана ноутбука Dell XPS 15.

Эта разноцветная область – то, что видит человеческий глаз, те цвета и оттенки, которые мы можем различить. Треугольники внутри – диапазон отображаемых цветов конкретным монитором, а также границы, соответствующие принятым стандартам цветового пространства для компьютерного оборудования: мониторов, принтеров и т. п.

Чаще всего используются два цветовых пространства:

  • sRGB – стандарт, разработанный в 1996-м году компаниями HP и Microsoft. Охватывает небольшую часть цветового пространства, доступного человеческому зрению.
  • Adobe RGB – стандарт, который шире sRGB и покрывает большее количество цветов.

Обычно цветовой охват выражается в процентах от того или иного стандарта. Так, экран, покрывающий порядка 60% sRGB можно назвать посредственным, т. к. достоверную передачу цветов на нем получить сложно. Для офисной работы годится, серфить в интернете тоже, а для редактирования изображений такой монитор не подходит. Тут нужны дисплеи с цветовым охватом порядка 100% sRGB и выше.

Как вывод, если хотите хорошую картинку с натуральным цветами, то цветовой охват нужен как можно шире, значение – чем больше, тем лучше.

12. Глубина цвета

Еще один параметр, который сложно найти в спецификациях на тот или иной монитор, но такая информация есть в характеристиках используемой матрицы. Если выражаться проще, то это – количество отображаемых цветов. Часто можно встретить, что монитор отображает 16.7 млн цветов. Это наиболее часто встречающееся значение данного параметра. Проблема в том, что достигаться это может разными способами.

Напомню, что любой цвет формируется из трех основных – красный, синий, зеленый. Соответственно, матрица монитора имеет определенную разрядность на каждый такой цвет, измеряемую в битах. Если на каждый цвет имеется 8 бит, то получаем 256 оттенков каждого цвета, что в комбинации дает 16.7 млн цветов. Все хорошо, монитор показывает отлично, можно брать.

А если каждый цвет кодируется не 8-ю битами? В дешевых дисплеях часто применяют 6-битовые матрицы, но в дополнение еще указывается аббревиатура «+FRC». Что означают эти буквы?

Для начала надо учесть, что при 6-битном кодировании цвета можно получить 262 тыс. цветов. Как же получаются итоговые 16 миллионов? Вот именно за счет технологии FRC (Frame rate control).

Суть состоит в том, чтобы получить «недостающие» полутона за счет показа промежуточного кадра с двумя другими цветами, которые в итоге дают те оттенки, которые недоступны для 6-битной матрицы. Фактически, имеем еще одно мерцание.

Наличие FRC это плохо? Опять-таки, многое зависит от тех задач, которые выполняются на мониторе, и от особенностей зрения. Кто-то не замечает FRC, кого-то наоборот, это раздражает. Да и чисто субъективно, если приходится работать с цветом, то лучше бы иметь монитор с «честной» 8-битовой матрицей.

Для профессионалов выпускаются мониторы с 10-битовой матрицей, позволяющей выводить более миллиарда оттенков. Думаю, не надо говорить, что стоимость таких мониторов не самая маленькая, и для офисного/домашнего/игрового применения вполне сгодится 8-битовый монитор или даже 6 бит+FRC, если мерцание не заметно и к экрану не предъявляются высокие требования.

13. Частота обновления экрана

В отличие от старых ЭЛТ мониторов, этот параметр не столь важен для дисплеев, выполненных по технологии ЖК, особенно, если все ограничивается офисной работой, серфингом в сети, просмотром видео. Если матрица выдает 60-75 Гц, этого более чем достаточно.

На этот параметр следует обратить внимание тем, кто играет в игры, особенно с быстрым перемещением объектов на экране. Важно еще и то, какая видеокарта используется в данном случае. Если она способна выдавать большое количество FPS, то было бы лучше, чтобы и частота обновления экрана была выше.

Если посмотреть на модели дисплеев, в том числе в игровых ноутбуках, то можно заметить, что предлагаются экраны с частотой обновления 120, 144 Гц или даже выше. В этом случае быстрое движение на экране будет более плавным и с меньшим размером шлейфов, тянущихся за перемещаемыми объектами.

Строго говоря, в данном случае не только частота обновления, но и скорость матрицы важна. Пиксели, из которых состоит изображение, должны успевать изменять параметры свечения в зависимости от смены отображаемого изображения. Кстати, малое время отклика в сочетании с высокой скоростью обновления – реальные аргументы в пользу того, что технология TN по-прежнему актуальна для игровых мониторов.

Надо упомянуть и то, что высокая скорость обновления экрана это неплохо, она позволяет снизить остроту проблемы рассинхронизации частоты кадров, которую выдает видеокарта, и скорости обновления картинки на мониторе. Это актуально для игр, и решать эту проблему помогает следующий параметр.

14. NVidia G-Sync и AMD FreeSync

Для начала кратко опишем проблему. Идеальная ситуация – это когда видеокарта формирует и выдает монитору каждый кадр с частотой, равной частоте обновления экрана. К сожалению, в каждый момент времени видеочипу приходится обсчитывать совершенно разные сцены, одни из которых более «легкие», и на них уходит меньше времени», другие же требуют заметно большего времени на рендеринг.

В результате, кадры подаются на монитор с частотой выше или ниже скорости обновления экрана. При этом если видеокарта успевает обсчитать, выдать кадр, да еще и немного отдохнуть перед рендерингом следующего в ожидании очередного цикла обновления экрана, то особых проблем нет.

Другое дело, если в игре выставлены высокие настройки графики и для расчетов сцены видеопроцессору приходится напрягать все свои кремниевые силы. Если же на расчет уходит много времени и кадр не готов к началу цикла обновления, тут возможны два сценария:

  • Цикл пропускается.
  • Отрисовка начинается тогда, когда кадр готов и подан на монитор.

В первом случае необходимо задействовать режим вертикальной синхронизации V-Sync. Если к началу обновления экрана новый кадр не подготовлен, то продолжает отображаться предыдущий. Результат – появляющиеся микрозадержки изображения, подергивания. Зато картинка полноценная.

Если режим V-Sync отключить, то движение станет более плавным, но может появиться другая проблема – если кадр подготовлен где-то внутри цикла обновления экрана, то кадр будет состоять из двух частей, старого и нового, который начнет отрисовываться с момента его подачи на монитор. Визуально это выражается в горизонтальных разрывах изображения, ступеньках.

Более высокая частота обновления снижает остроту проблемы. Но полностью ее не решает. Помочь избавиться от этих неприятных проблем с изображением позволяют технологии NVidia G-Sync и AMD FreeSync.

Как следует из названия, они предложены производителями видеокарт. Поэтому, при выборе монитора, в котором есть одна из этих технологий, следует учитывать, какая видеокарта стоит в вашем компьютере, или какую собираетесь поставить. Неразумно к видеокарте AMD покупать монитор с G-Sync и наоборот. Пустая трата денег на то, что использоваться не будет.

Теперь о самих этих технологиях. Принцип действия их схож, но методы решения различаются. NVidia использует собственный программно-аппаратный способ, т. е. в мониторе есть специальный блок, отвечающий за работу G-Sync, а AMD обходится средствами протокола DisplayPort Adaptive-Sync, т. е. без установки дополнительных аппаратных блоков в монитор.

В данном случае не важно, какими средствами решается проблема, важно то, что можно получить в итоге. Если кратко, то принцип действия G-Sync и аналога от AMD таков.

Частота обновления экрана не фиксирована, а привязана к скорости рендеринга видеокарты. Изображение на мониторе появляется в тот момент, как кадр готов к показу. В результате, мы получаем не фиксированные, например, 60 Гц обновления экрана, а плавающее значение. Один кадр обсчитан быстро – и он сразу появляется на экране. Второй рендерится дольше – матрица дисплея ждет и не обновляет изображение, пока кадр не будет готов.

В итоге имеем плавное изображение без разрывов и прочих артефактов. Таким образом, в случае с монитором, выбираемом для игр, идеальным вариантом является модель с наличием одной из этих двух технологий (с учетом совпадения производителя видеокарты в компьютере) и, желательно, с частотой обновления 120 Гц и выше. Правда, дешевым такой дисплей точно не будет.

15. Интерфейсы

Тут я подробно останавливаться не буду, т. к., думаю, и так понятно. Это установленные в мониторе разъемы для подключения к видеокарте. Для ноутбуков параметр вообще неактуальный, т. к. дисплей идет «в комплекте» и подключен изначально.

Остальное

Думаю, такие характеристик, как вес, размер, тип блока питания (встроенный или выносной), потребляемая мощность при работе и в простое, наличие встроенных динамиков, возможность крепления на стену и т. п. не является чем-то сложным и непонятным. Потому и описывать их я не буду.

Заключение. Характеристики мониторов — какие важны больше, какие — меньше

Надеюсь, я ничего важного не упустил, и если вдруг про что-то забыл написать – укажите это в комментариях, дополню, расширю, углублю. По результатам же сказанного становится ясно, что выбор монитора – это не только решение вопросов, связанных с требуемой диагональю, типом матрицы и разрешением.

Для офиса этого, может, и хватит, но если дисплей выбирается для домашнего пользования, для игр, обработки изображений или других специфических задач, то для того, чтобы не разочароваться в покупке, приходится глубже влезать в характеристики монитора.

Осложняется дело и тем, что свои корректировки вносит собственное зрение, которому не нравится, например, наличие мерцания, недостатки матового покрытия или заметна на глаз работа FRC. И не учитывать это нельзя, ибо глаза у нас одни и новых не будет.

Есть и еще один «тонкий» момент – изначальная настройка монитора производителем. То, что он показывает «как-то не так» не означает, что он не может показывать лучше. Впрочем, калибровка монитора – дело кропотливое, и, порой, требующее специального оборудования. Как минимум, можно попробовать настроить параметры «на глаз», попытаться получить то изображение, которое будет нравиться визуально.

Я сам недавно купил себе монитор, правда выбирал что-то недорогое на IPS или VA, и игровые «примочки» мне были не важны. Тем не менее, отсутствие мерцания было одним из основных критериев.

Хороших вам покупок и пусть глаза кажут «спасибо» за правильно выбранный монитор.

Вопрос пользователя...

Добрый день. Помогите пожалуйста, я хочу купить монитор точно такой же, какой у меня сейчас, но не знаю его точную модель. Все что есть, это наклейка на корпусе устройства, на которой указана лишь его марка (Samsung). Как можно узнать модель моего монитора, не разбирая его и не возя в магазин к мастеру (и возможно ли это)?

Здравствуйте.

Есть несколько способов определить модель монитора и все они достаточно просты . И, кстати, должен заметить, что модель монитора бывает нужна не только в случаях, когда вы хотите его заменить, но и для того, чтобы знать его возможности и допустимые режимы работы.

Рассмотрим несколько способов ниже...

Определение модели монитора

Способ №1: наклейка на корпусе

Самый простой и быстрый способ определить, что у вас за монитор - это найти наклейку на корпусе устройства. Если на лицевой стороне ни наклейки ни надписи нет, то в большинстве случаев она есть с задней стороны устройства, рядом со входами VGA (D-Sub), HDMI и др..

Пример ниже показан на фото: модель монитора AOC F22s+. Собственно, зная модель монитора, можно легко узнать все его характеристики в интернете (на том же Яндекс-маркете)...

Способ №2: с помощью спец. утилит (Aida, Everest, Astra 32)

Иногда, наклейки на корпусе монитора нет (могла, например, за давностью лет использования устройства просто оторваться...).

В этом случае рекомендую использовать одну из утилит для определения характеристик компьютера. Их сейчас довольно много, но получить максимум информации о вашем мониторе - может далеко не каждая. Рекомендую использовать Everest или Aida 64 (ссылка на них ниже).

Определение характеристик компьютера -

В программе EVEREST достаточно открыть вкладку "Отображение/Монитор" , далее вы увидите следующую информацию: имя монитора, его ID, модель, тип монитора, серийный номер, яркость, разрешение. соотношение сторон, частоту кадров (развертки) и т.д. В общем, все что требовалось!

Программа AIDA 64 работает аналогичным образом: нужно открыть эту же вкладку "Отображение/монитор" : увидите примерно ту же информацию (кстати, отображаемая информация еще зависит от модели вашего монитора, ниже на скрине показаны свойства монитора ноутбука Dell Inspiron 3542 - LG Philips LP156WHB (Dell DCR74)) .

Несколько более расширенную информацию может показать программа ASTRA 32 . В ней есть целый раздел, посвященный мониторам, подключенным к вашему компьютеру (ноутбуку). Зайдя в него, вы узнаете практически все данные о вашем мониторе, которые только можно получить (наверное, столько же, сколько есть в паспорте на это изделие).

ASTRA 32 - монитор: производитель, дата выпуска, гамма фактор, соотношение сторон, серийный номер, ID монитора, тип дисплея, входной сигнал, прошитый производитель, статус драйвера и т.д.

Способ №3: в свойствах (через панель управления Windows)

Так же получить частично информацию о мониторе можно в Windows, Для этого необходимо открыть панель управления по следующему адресу:

Далее среди устройств, вы должны увидеть ваш монитор. Нужно щелкнуть по нему правой кнопкой мышки и зайти в его свойства или параметры . Таким образом вы узнаете текущее разрешение (и максимально возможное), частоту развертки , модель монитора (часть информации может быть недоступна, если у вас не установлены драйвера на монитор (не путать с драйверами на видеокарту!) ).

На сим у меня всё, за дополнения - заранее отдельное спасибо. Удачного определения типа и модели!

При этом большинство покупателей желают иметь непременно качественный, яркий, суперконтрастный и долговечный экран.

Прежде, чем приступить к такой ответственной покупке, стоит выяснить, каких типов бывают сами мониторы и какие матрицы в них установлены? Ведь для онлайн-сражений и профессиональной работы с фото подойдут разные по видам экраны. Один должен иметь отличную скорость отклика, другой – обладать достоверностью цветопередачи. Также не лишним будет разобраться с интерфейсом подключения девайсов.

Типы экранов

Сегодня пользователи отдают предпочтение ЖК-экранам, популярностью пользуются LED и OLED дисплеи. Подобные экраны используются во всех видах гаджетов: от навигаторов до . При этом все они обладают собственным набором преимуществ и недочетов. Как выбрать самый лучший, яркий и контрастный монитор? Какие бывают типы матриц? Об этом – далее в статье.

Жидкокристаллическая матрица

Представляет собой стеклянную пластину с жидкими кристалликами внутри. Как же работают ЖК-мониторы? Кристаллики меняют оттенки по схеме RGB: красный, зеленый, синий. Пассивная ЖК-матрица реагирует на электрические сигналы и отображает инфо на дисплее, активная (TFT) – имеет элементы управления оттенком и яркостью.

А как устроен ЖК-монитор? Он сконструирован из:

  • жидкокристаллической матрицы;
  • источника света для подсветки;
  • контактных проводков;
  • оболочки с рамкой из металла для придания жесткости изделию.

LCD

Такие экраны пользуются популярностью у производителей , используются и для мобильных девайсов. Аббревиатура расшифровывается как Liquid Crystal Display. Дословный перевод – жидкокристаллический экран. С момента своего появления LCD успешно «подвинул» ЭЛТ дисплеи.

TFT

Сокращение от Thin Film Transistor. Технология экранов с активной матрицей. Это обыкновенный ЖК-экран, но на тонкопленочных транзисторах. Большая часть мониторов в продаже – это LCD TFT.

Как же устроен LCD монитор? Его основа – пиксели и субпиксели, с помощью которых можно создавать миллионы оттенков на экране. Отдельный субпиксель включает в себя: цветовой, вертикальный и горизонтальный фильтр, прозрачные электроды и ЖК-молекулы.

Как работает LCD монитор? Каждый из огромного числа пикселей несет цветовую информацию в отдельный временной отрезок, что в совокупности дает картинку. Для ее выведения на экран используется матрица и подсветка из светодиодов.

IPS

Жидкокристаллическая матрица. Была создана для ликвидации недостатков TN матрицы. Технология увеличила обзор до 178° по вертикали и горизонтали, ее характеризует высокий уровень контрастности и хорошая передача оттенков. Такая матрица позволяет создать яркую и четкую картинку. Оптимально подходит для экранов, которые используются для работы в инете, просмотра кинолент, обработки фото.

TN

Одна из самых простых технологий матрицы. TN плюс film означает дополнительный слой, используемый для обеспечения обзора на 90-170 градусов по горизонтали и 65-160 – по вертикали. Слово film часто упускают в названии, называя просто – мониторы T. Они наиболее бюджетные из всех описанных выше. Из-за того, что у таких экранов не идеальное изображение при просмотре под углом и цветопередача уступает мониторам на IPS или MVA, их не рекомендуют приобретать фоторедакторам или видеомонтажерам.

TN матрицы обладают высокой скоростью отклика, что делает ее очень популярной среди геймеров. К тому же, экономичны в энергопотреблении и долговечны.

Мониторы LED: что это такое?

Самый популярный тип подсветки в современных ЖК-мониторах – светодиодная (LED).

Светодиоды отличаются низким энергопотреблением, минимальным уровнем нагрева и стойкостью к высоким нагрузкам. Именно по этим причинам технология быстро осваивалась производителями разнообразной техники и развивается в настоящее время. Нашла свое применение в экранах для TV (например, ) и ПК.

На полках интернет и оффлайн-магазинов можно встретить экраны:

  1. LED – разновидность подсветки ЖК-матриц, где вместо ламповой используется светодиодная LED-подсветка монитора, что же это такое? Светодиоды находятся либо по краям панели, либо позади кристалликов, подсвечивая матрицу. Последняя регулирует степень проходящего света, создавая картинку на экране. Изображение здесь очень сочное и контрастное. Также присутствует невероятная глубина черного оттенка. Благодаря светодиодной подсветке картинка становится максимально реалистичной.
  2. OLED – монитор, в матрице которого основным элементом являются органические светодиоды. OLED мониторы (есть TV с ними, например, ) не нуждаются в дополнительной подсветке, т.к. органические светодиоды излучают свет самостоятельно. Благодаря отсутствию подсветки такие устройства могут быть очень тонкими. Подобные изделия менее распространены из-за дороговизны.

Данная технология широко используются в экранах для суперсовременных TV, смартфонов. При прямых солнечных лучах изображение остается четким и контрастным.

Еще несколько достоинств LED технологии:

  • существенная экономия электроэнергии;
  • не содержит вредных веществ (например, ртуть);
  • способность выдерживать вибрации, низкие температуры;
  • позволяет создавать супертонкие мониторы.

Минус – OLED дисплеи в настоящее время достаточно дорогие.

На сегодняшний день эта технология устарела и практически не представлена на рынке. Тем не менее, будет полезно знать принцип ее работы. В плазме каждая ячейка экрана – самостоятельно светящийся элемент. Мерцание происходит настолько быстро, что человеческий глаз его не улавливает, перед юзером предстает только насыщенное изображение с высоким уровнем цветопередачи.

Плюсы плазменных панелей:

  • плоский и очень яркий экран с минимальной толщиной;
  • можно конструировать большие по размеру панели;
  • широкие углы обзора экрана;
  • изображение с суперконтрастностью;
  • длительный срок службы агрегатов (от 10 лет);
  • дисплей не притягивает к себе пыль.

Среди недостатков плазмы – достаточно высокая стоимость и повышенное потребление электроэнергии. С учетом яркого, контрастного изображения плазма стоит того, чтобы на нее обратили внимание покупатели.

Какие бывают разрешения экрана для мониторов?

Всего их существует более одного десятка. Разрешение измеряется в пикселях и от него зависит четкость картинки на экране. Например, SXGA (1280х1024), WXGA+ (1440х900 точ), WFHD (2560 на 1080 px). Какое максимальное разрешение монитора? 8K. В пикселях это будет 7680 на 4320 точек. Подобные разрешения пока не сильно распространены из-за дороговизны поддерживающих их устройств и очень малого количества 8К контента.

Какое разрешение экрана для монитора лучше, зависит от целей использования агрегата: для развлечения, серфинга инета, работы с графикой и прочего подойдет стандартное – 1920 на 1080 px. Соотношение сторон при этом будет 16 на 9. Можно приобрести модель и с другим соотношением сторон: 16:10 соответствует разрешению 1920x1200 или 2560x1600, а новое популярное соотношение 21:9 – разрешению 2560х1080, 3440х1440 или 3840х1600. Все варианты прекрасно зарекомендовали себя в работе и играх.

Какое самое распространенное разрешение монитора:

Определяясь с параметрами разрешения, стоит также руководствоваться размерами дисплея. Какое нормальное разрешение экрана для монитора:

Диагональ монитора

Разрешение
(дюймы) (px)
до 21,5 1366х768 и выше
24 не менее 1920х1080
27 1920х1080, 2560х1440
32 2560х1440, 3840х2160

Интерфейсы мониторов

Основные разъемы экранов для подключения к ПК:

  1. VGA – аналоговый разъем. Стандарт появился в 1987-м, был создан компанией IBM. Разъем используется и поныне на некоторых видеокартах, компьютерных дисплеях, TV. Это 3-рядный 15-контактный DE-15 разъем. В новых девайсах обычно используется вместе с разъемами, представленными ниже.
  2. DVI – цифровой видеоинтерфейс (есть здесь: ). DVI-I разъем может передавать цифровые данные и VGA сигнал.
  3. HDMI – мультимедийный интерфейс. Появился относительно недавно, в 2003 году. Чаще всего встречается в ЖК-дисплеях. Здесь используется метод цифровой передачи инфо. Есть передача аудиосигнала (в отличие от предыдущих вариантов).
  4. DP (DisplayPort) – один из новейших интерфейсов. В продаже также есть девайсы с DP++, с помощью переходников к ним можно присоединить мониторы HDMI и DVI.

Наличие дополнительных, современных портов в мониторе – расширение функциональности девайса.

При выборе типа мониторов стоит учитывать цели его использования: для ПК игр – устройства с минимальным временем отклика, для дизайнерских работ – с высоким уровнем передачи оттенков. LED – наиболее популярные экраны, а OLED более дорогостоящий вариант.

FullHD разрешение, несмотря на появление все новых типов, по прежнему в фаворитах у юзеров. А мониторы 4K уверенно продвигаются вперед. Фирмы-производители все чаще отступают от разъема VGA, переходя на HDMI и DP.

ТЕМА № 2. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Устройства вывода графических изображений, их основные характеристики. Мониторы, классификация, принцип действия, основные характеристики. Видеоадаптер. Принтеры, их классификация, основные характеристики и принцип работы. Плоттеры (графопостроители). Устройства ввода графических изображений, их основные характеристики. Сканеры, классификация и основные характеристики. Дигитайзеры. Манипулятор «мышь», назначение, классификация. Джойстики. Трекбол. Тачпады и трекпойнты. Средства диалога для систем виртуальной реальности.

Мониторы, классификация, принцип действия, основные характеристики

Одной из наиболее важных составных частей персонального компьютера является его видеоподсистема, состоящая из монитора и видеоадаптера (обычно размещаемого на системной плате). Монитор предназначен для отображения на экране текстовой и графической информации, визуально воспринимаемой пользователем персонального компьютера. В настоящее время существует большое разнообразие типов мониторов. Их можно охарактеризовать следующими основными признаками:

По режиму отображения мониторы делятся на:

    Растровые дисплеи;

    Векторные дисплеи.

В векторных дисплеях с регенерацией изображения на базе электронно–лучевой трубки (ЭЛТ) используется люминофор с очень коротким временем послесвечения. Такие дисплеи часто называют дисплеями с произвольным сканированием. Из–за того, что время послесвечения люминофора мало, изображение на ЭЛТ за секунду должно многократно перерисоваться или регенерироваться. Минимальная скорость регенерации должна составлять, по крайней мере, 30 (1/с), а предпочтительнее 40–50 (1/с). Скорость регенерации меньшая 30 приводит к мерцанию изображения.

Кроме ЭЛТ, для векторного дисплея необходим дисплейный буфер и дисплейный контроллер. Дисплейный буфер – непрерывный участок памяти, содержащий всю информацию, необходимую для вывода изображения на ЭЛТ. Функция дисплейного контроллера заключается в том, чтобы циклически обрабатывать эту информацию со скоростью регенерации. Сложность рисунка ограничивается двумя факторами – размером дисплейного буфера и скоростью контроллера.

Растровое устройство можно рассматривать как матрицу дискретных ячеек (точек), каждая из которых может быть подсвечена. Таким образом, оно является точечно–рисующим устройством. Невозможно, за исключением специальных случаев, непосредственно нарисовать отрезок прямой из одной адресуемой точки или пиксела в матрице в другую адресуемую точку. Отрезок можно только аппроксимировать последовательностями точек (пикселов), близко лежащих к реальной траектории отрезка.

Отрезок прямой из точек получится только в случае горизонтальных, вертикальных или расположенных под углом 45 градусов отрезков. Все другие отрезки будут выглядеть как последовательности ступенек. Это явление называется лестничным эффектом или «зазубренностью ».

Чаще всего для графических устройств с растровой ЭЛТ используется буфер кадра. Буфер кадра представляет собой большой непрерывный участок памяти компьютера. Для каждой точки или пиксела в растре отводится как минимум один бит памяти. Эта память называется битовой плоскостью . Для квадратного растра размером 512 х 512 требуется 2 18 , или 262144 бита памяти в одной битовой плоскости. Из–за того, что бит памяти имеет только два состояния (двоичное 0 или 1), имея одну битовую плоскость, можно получить лишь черно–белое изображение. Битовая плоскость является цифровым устройством, тогда как растровая ЭЛТ – аналоговое устройство. Поэтому при считывании информации из буфера кадра и ее выводе на графическое устройство с растровой ЭЛТ должно происходить преобразование из цифрового представления в аналоговый сигнал. Такое преобразование выполняет цифро–аналоговый преобразователь (ЦАП).

По типу экрана мониторы делятся на:

    Дисплеи на основе ЭЛТ;

    Жидкокристаллические (ЖК);

    Плазменные.

Дисплеи на основе электронно-лучевой трубки

Чтобы понять принципы работу растровых дисплеев и векторных дисплеев с регенерацией, нужно иметь представление о конструкции ЭЛТ и методах создания видеоизображения.

На рисунке схематично показана ЭЛТ , используемая в видеомониторах.

Катод (отрицательно заряженный) нагревают до тех пор, пока возбужденные электроны не создадут расширяющегося облака (электроны отталкиваются друг от друга, так как имеют одинаковый заряд). Эти электроны притягиваются к сильно заряженному положительному аноду . На внутреннюю сторону расширенного конца ЭЛТ нанесен люминофор . Облако электронов с помощью линз фокусируется с узкий, строго параллельный пучок, и луч дает яркое пятно в центре ЭЛТ. Луч отклоняется или позиционируется влево или вправо от центра и (или) выше или ниже центра с помощью усилителей горизонтального и вертикального отклонения. Именно в данный момент проявляется отличие векторных и растровых дисплеев. В векторном дисплее электронный луч может быть отклонен непосредственно из любой произвольной позиции в любую другую произвольную позицию на экране ЭЛТ (аноде). Поскольку люминофорное покрытие нанесено на экран ЭЛТ сплошным слоем, в результате получается почти идеальная прямая. В отличие от этого в растровом дисплее луч может отклоняться только в строго определенные позиции на экране, образующие своеобразную мозаику. Эта мозаика составляет видеоизображение. Люминофорное покрытие на экране растровой ЭЛТ тоже не непрерывно, а представляет собой множество тесно расположенных мельчайших точек, куда может позиционироваться луч, образуя мозаику.

Экран жидкокристаллического дисплея (ЖКД) состоит из двух стеклянных пластин, между которыми находится масса, содержащая жидкие кристаллы, которые изменяют свои оптические свойства в зависимости от прилагаемого электрического заряда. Жидкие кристаллы сами не светятся, поэтому ЖКД нуждаются в подсветке или во внешнем освещении.

Основным достоинством ЖКД являются их габариты (экран плоский). К недостаткам можно отнести недостаточное быстродействие при изменении изображения на экране, что особенно заметно при перемещении курсора мыши, а также зависимость резкости и яркости изображения от угла зрения.

Жидкокристаллические дисплеи

ЖК – дисплеи обладают неоспоримыми преимуществами перед конкурирующими устройствами отображения:

1. Размеры. ЖК–дисплеи отличаются малой глубиной и небольшой массой и поэтому их более удобно перемещать и устанавливать, чем ЭЛТ–мониторы, у которых размер в глубину приблизительно равен ширине.

2. Энергопотребление. ЖК–дисплей потребляет меньшую мощность, чем ЭЛТ–монитор с сопоставимыми характеристиками.

3. Удобство для пользователя. В ЭЛТ электронные лучи при развертке движутся по экрану, обновляя изображение. Хотя в большинстве случаев можно установить такую частоту регенерации (число обновлений экрана электронными лучами в секунду), что изображение выглядит стабильным, некоторые пользователи все же воспринимают мерцание, способное вызвать быстрое утомление глаз и головную боль. На экране ЖК–дисплея каждый пиксел либо включен, либо выключен, так что мерцание отсутствует. Кроме того, для ЭЛТ–мониторов характерно в небольших количествах электромагнитное излучение; в ЖК–мониторах такого излучения нет.

Недостаток – высокая цена

HCA–панели обеспечивают такую же контрастность изображения, как TFT–матрицы, и почти не уступают им по скорости реакции при воспроизведении видео. Фирма Arithmos разработала процессор визуализации для DSTN–панелей, который позволяет еще более улучшить качество изображения. Таким образом, для пользователей, ограниченных в средствах, DSTN–дисплей может оказаться хорошим компромиссным решением.

В ЖК–дисплеях угол обзора не только мал, но и асимметричен: обычно он составляет 45 градусов по горизонтали и +15...–30 по вертикали. Излучающие дисплеи, такие как электролюминесцентные, плазменные и на базе ЭЛТ, как правило, имеют конус обзора от 80 до 90 по обеим осям. Хотя в последнее время на рынке появились модели ЖК–дисплеев с увеличенным углом обзора 50–60 градусов.

Представитель Hitachi Тим Паттон (Tim Patton) считает, что в традиционных ЖК–дисплеях наблюдается зависимость контрастности и цвета изображения от угла зрения. Эта проблема обострялась по мере увеличения размеров ЖК–дисплеев и приобретения ими способности воспроизводить больше цветов.

Hitachi при создании своего нового дисплея SuperTFT воспользовалась иной технологией – IPS. Как известно, в обычных ЖК–дисплеях молекулы жидкого кристалла меняют свою ориентацию с горизонтальной на вертикальную под воздействием электрического поля, а адресующие электроды помещаются на две расположенные друг против друга стеклянные подложки. В IPS(in–plane switching) – дисплеях, наоборот, происходит чередование двух углов в горизонтальной плоскости, причем оба электрода находятся на одной из подложек. В результате угол обзора, как по горизонтальной, так и по вертикальной оси достигает 70 градусов.

Плазменные дисплеи

Газоплазменные мониторы состоят из двух пластин, между которыми находится газовая смесь, светящаяся под воздействием электрических импульсов. Такие мониторы не имеют недостатков, присущих ЖКД, однако их нельзя использовать в переносных компьютерах с аккумуляторным и батарейным питанием, так как они потребляют большой ток.

Размер по диагонали (расстояние от левого нижнего до правого верхнего угла экрана) приводится в дюймах. Наиболее распространены мониторы с диагональю 14". Однако работать с монитором с диагональю 15" намного удобнее, а для работы с графическими пакетами, издательскими системами и системами автоматизированного проектирования необходимы мониторы с диагональю не меньше 17";

теневая маска экрана . Единицей измерения является расстояние между отверстиями маски в мм. Чем меньше это расстояние и чем больше отверстий, тем выше качество изображения. Этот параметр часто отождествляют с зерном экрана монитора, однако это справедливо не во всех случаях;

разрешение , измеряется в пикселах (точках), помещающихся по горизонтали и вертикали видимой части экрана. В настоящее время наиболее распространены мониторы с расширением не менее 1024*768 пикселей;

кинескоп. Наиболее предпочтительны следующие типы кинескопов: Black Trinitron, Black Matrix и Black Planar. Данные кинескопы очень контрастны, дают отличное изображение, однако их люминофор чувствителен к свету, что может сократить срок службы монитора. К тому же при работе с контрастным монитором быстрее устают глаза;

потребляемая мощность. У мониторов с диагональю 14" потребляемая мощность не должна превышать 60 Вт, иначе повышается вероятность теплового перегрева монитора, что сокращает срок его службы. У более крупных мониторов потребляемая мощность соответственно выше;

антибликовое покрытие. Для дешевых мониторов используют пескоструйную обработку поверхности экрана. При этом качество изображения ухудшается. В дорогих мониторах на поверхность экрана наносится специальное химическое вещество, обладающее антибликовыми свойствами; – защитные свойства монитора. В настоящее время распространены мониторы с низким уровнем излучения (LR–мониторы). Они отвечают нормам стандарта MPRI или MPR II.