Как преодолеть зависимость от интернета. Проблема современного общества - зависимость от интернета

06.08.2014 Владимир Зуйков Сохранить:

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога! Сейчас я потревожу ваш приятный сон - расскажу о информационной наркомании. Да-да, тема будет большая и очень практическая, так что готовьтесь потрудится. Простое прочтение информации точно ничего не даст.

Сейчас вокруг нас очень много информации, особенно уводящей человека бог знает куда. А большинство из "саморазвивающихся" людей ждет огромный камень преткновения: от чего убегал, то теперь в твоей жизни. Многие люди - инфонаркоманы, особенно это выражено в наш техногенный век. Я заметил, что почти все эти люди (я не исключение), занимаются не саморазвитием, как им кажется, а конкретно сидят на информационной игле - зависимы от информации. Жесть, да?

Представьте картину: человек решил развиваться, он понял, что деградировать не очень хорошо для него же. Что он делает? Идет в интернет и скачивает оттуда умные книжки и курсы. Затем он рад бы их посмотреть и почитать, но вот незадача - не хватает времени, а значит надо отложить на потом. Со временем накапливается огромная куча таких материалов, весь жесткий диск завален под завязку. Хорошо еще если материал отсортирован по папкам, но у большинства это просто все вперемешку, как в мусорной корзине.

Человек только тем и занят, что скачивает из интернета новые видеоуроки и книги, складирует их - снова и снова все по кругу. Бывает, успеет что-то прочитать, но вот времени на практику уже не остается - надо ведь успеть скачать новые файлы! Узнаете себя?

Я узнаю! Был таким еще год-два назад, но сыроедение мозги прочистило конкретно - понял, что здесь что-то не так. Понял куда следует направить желание получать информацию. Вот эта зависимость от информации и есть информационная игла. Она может также проявляться в тупом просмотре видео на Ютубе и сидении Вконтакте часами напролет. Но это уже совсем крайний случай! Большинство таких людей может излечить лишь граммотный специалист, и только при их желании.

Помню, у меня 2 года назад был интернет 80 кбит/с, так что мне не удалось в полной мере насладиться всеми этими инфонаркоманскими прелестями.

Человек просто без разбора скачивает кучу курсов о бизнесе, саморазвити и прочем, но максимум, что успевает - методично пополнять свою коллекцию и отсортировывать по категориям. Времени же на построение своего дела в интернете или саморазвитие совсем не остается! Человек просто тонет под волнами постоянно пребывающей информации. Тем более, что частенько она достается бесплатно из всяких там файлообменников.

Что бесплатно, обычно не ценится и никакого результата не приносит! Из примера выше вы поняли почему.

Вот откладывается это все в темный ящик, на потом. Ведь ОЧЕНЬ СКОРО мы таки разгребем свои дела и приступим к изучению скачанного материала. Только вот это "очень скоро" никогда не наступает.

Человек просто не замечает подмены своей изначальной цели скачивания информации - развития! Он становится окончательно зависимый от информации, как зомби сидит и качает-качает-качает...

Я сам был подсажен на инфоиглу, для меня было важно не научится чему-либо, а просто сам сбор информации, в общем был как киборг. Когда мне наконец удалось осознать, что я иду совсем не в ту сторону - немного спустя я создал блог, на котором вы находитесь сейчас. Уже спустя месяц-два после этого, я понял, что я не один такой инфонаркоман, а почти всех людей в интернете (90%) скосила эта эпидемия, что они конкретно подсажены на иглу.

Знаете, каким-то чудом даже на информационной игле я успевал делать хоть какие-то практические шаги, - ну хоть минимальный опыт получал! Но когда осознал и слез с иглы, - дела пошли вверх.

Надеюсь, вы определили у себя симптомы, и теперь хотите излечится как это сделал я, Владимир Зуйков. Ведь вам как-то не прикольно тратить бОльшую часть своего времени на поиск информации и ее складирование на компьютере.

Как я осознал что я завишу от информации?

Самое первое, хоть и очевидное, что сделал я - это осознал зачем я собираю информацию, зачем храню ее на жестком диске своего ноутбука. Зачем, чтобы изучать эту информацию, и самое главное ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ! Так?

Моя информационная зависимость. Меня интересовал больше сам процесс отслеживания и скачивания новой информации в виде видеокурсов, книг, тренингов и т.п. Кроме того, еще время от времени нравилось рассортировывать всю эту красоту по папкам для "дальнейшего изучения", которое что-то никак не наступало.

Я даже гордился своей коллекцией, но практической пользы эта гора шлака мне не приносила. Просто-напросто времени не было смотреть и читать все это! Да, что-то успевал обработать и даже на практике применить, но меня снова захлестывала новая волна информации.

И вот будучи уже на сыроедении, я задумался: ЗАЧЕМ? Ведь я иду в другую сторону, я не ставил себе цели по сбору инфы из сети. И вот я сделал первый шаг.

Практическая польза нового материала. Изучаемая информация должна быть практического характера, иначе в ней просто нет смысла. Вот что я осознал далее. Сейчас много теоретиков, все они чему-то нас учат, но все их знания - это теория. Они сами ничего не достигли и рассказывают о вещах, которые делают другие, но не они.

Так вот, когда я осознал свою инфозависимость, - информацию от таких людей я сразу же удалил, отписался от их рассылок, забыл их. Кстати, самый тупой пример. Не ведитесь, когда вам предлагают заработать миллион за полгода, ну или обещают что-то неимоверно быстро, да и еще бесплатно. Это может быть и не лохотрон, но практической пользы из таких курсиков и видео нет. В лучшем случае потратите время и еще глубже подсядите на информационная иглу.

Построение своего бизнеса/саморазвитие. Многие начинающие бизнесмены или люди интересующиеся саморазвитием (не важно каким) узнают себя сейчас. "Мне нужно скачать информацию по моей теме, и как можно больше, а потом буду ее изучать." Хорошо! Ну изучил ты море информации и что толку? Практических шагов ведь нет! Это было мое осознание номер 3.

Многие, как и я в свое время, убеждены, что они строят бизнес или развиваются при изучении информации. Но на самом деле, они просто захламляют свой мозг, поскольку НЕ ДЕЛАЮТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ. А потом обиды на автора и уверенность в некачественности изученной информации.

Информация то может и не плохая, только вот ты ее не фига не применяешь на практике. Если это хорошая книга или курс, там наверняка автор говорит: сделай вот это и это... Ты сделал, может хоть попытался? Нет, ты скачал еще 10 курсов или книг, чтобы еще лучше в теме разбираться.

Почему так происходит?

Задам вам, Читатель, всего 2 вопроса! Напишите пожалуйста в комментарии свои ответы на них - это будет вашим первым шагом по избавлению от зависимости от информации:

  1. Почему же вместо применения информации, человек снова и снова ее скачивает или что-то там изучает, но не воплощает в жизнь?
  2. Почему зависимость все крепнет и полностью захватывает умы подавляющего количества людей?

Не думаю, что вы с первого раза дадите правильные ответы. Но я вам подскажу. Пишите в комментарии ответы, разберем их. Хорошо, теперь, когда на психологический аспект проблемы выявлен, поведаю о корне зависимости. Все просто: человек не поставил себе конкретной цели, вот и не знает, что ему надо изучать, а что нет. Поэтому и изучает все подряд - и так до бесконечности!

Когда я себе поставил конкретные цели, зависимость от информации сразу начала сходить на нет. Ведь я знаю чего намерен достичь, следовательно знаю, что мне минимально необходимо изучить, а что пустая трата времени и сил.

Но откуда берется зависимость? Когда у человека стоит цель - поиск информации, то найдя нужную, и успешно отложив ее на компе в уже тяжелую папку, он торжествует. В мозг при этом поступает сигнал: какой я молодец, сделал что и было запланировано (найти новый курс и скачать его). Наверняка вы ощущали это и сами? Давайте похлопаем друг-другу в ладошки! Вот и так образуется физиологическая зависимость.

Мозг хочет еще и еще этих самых гормонов, в результате процесс повторяется в замкнутом цикле: отследил, скачал, отложил в папку, получил гормон счастья на некоторое время, и снова отследил, скачал... Напоминает алкогольную зависимость.

Разгребаем хлам!

Вы уже и сами поняли, что накапливая информацию, появляются всякие негативные мыслишки типа:

  • когда успеть все это изучить;
  • надо опять что-то скачать новое;
  • все руки не доходят;
  • как я устал от отсутствия результатов;
  • какой-то я нервный стал.

Отсюда вывод: если вы за этот день скачали несколько книг и курсов, отсортировали их по папкам, и даже что-то прочитали/посмотрели из этого, то ВЫ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ для своей цели. Увы.

Теперь срочно сделайте следующие действия, ибо отложив их, вы снова погрязните в информации, снова будете на игле - проверенно. Ей, проснись, это нужно ТЕБЕ! Я уже прошел через них и НАКОНЕЦ движусь к своей цели, а не тупо скачиваю информацию с интернета и смотрю Ютуб.

Действия для отказа от информационной зависимости

Сразу к практике. Приведу те действия, которые реально помогли мне слезть с иглы. Делайте их одно за другим по порядку приведенному ниже, главное на это все у вас, допустим 2-5 дней (все зависит от уровня зависимости), - НЕ БОЛЕЕ.

Эти действия следует сделать как можно быстрее, иначе опять погрязните в информации и еще сильнее будете сидеть на игле. Итак, вот они:

1. Соберите ВСЮ уже скачанную информацию (книжечки, курсики и т.п.) в одно место

Удалить? Нет! Поступите мудрее. Удалите только явный шлак и одинаковые файлы (они наверняка есть и у вас), а остальные "сокровища" перепишите на внешний носитель или онлайн-облако (например, вот это ).

Лично у меня есть винчестер от USB на 465 Гб, на котором я храню музыку, курсы, книги, даже архивы фотоальбомов. Главное, чтобы на жестком диске компьютера не осталось НИЧЕГО из обучающих материалов. Переписав инфу, очистите свой компьютер от этой коллекции. Это очень важно! В результате от мусора освободится не только винчестер, но и мозг! Вообще я считаю так: порядок на рабочем месте = порядок в голове . Но об этом будет отдельная статья. Не пропустите !

Но что же делать со скопированными на внешний диск сокровищами? Удалять их жалко, да и не нужно! Они пригодятся вам в дальнейшем. Чуть не забыл - коллекцию-то свою хоть по папкам рассортируйте для дальнейшего удобства. Возникает вопрос: а когда же читать, изучать, смотреть всю эту информацию? Ответ: НИКОГДА.

Да и просто зачем ее изучать? Когда возникнет проблема или вопрос, вы легко и быстро найтдете на него ответ в своей коллекции, а не в голове, как в доме советов. В общем ваша коллекция - что-то типа личной Википедии.

Теперь жизнь стало легче! Над вами больше не весит страх невозможности изучить все ЭТО. Первый шаг успешно завершен.

2. Отпишитесь от бесплатных рассылок писем, которые приходят вам на электронную почту!

Вы не читаете почти все из них, а ваш ящик уже содержит 10 000 непрочитанных писем. Больше? - Безжалостно отписывайтесь, а все старые письма удалите, да и вообще, чтобы почта была чистая. Не забудьте удалить предыдуще выпуски рассылок, ведь читать их у вас никогда не дойдут руки, да и устарели они уже наверное

Мне понадобилось всего минут 20 на это все (оставил только 5 рассылок, которые постоянно читаю, но приходят они не часто). Все остальные, хоть и очень полезные классные рассылки, но которые я не читаю или очень редко читаю - отправил в топку (отписался). Извините авторы, но все в жизни не успеешь.

Чтобы отписаться нужно спустится вниз письма и нажать соответствующую кнопочку. Вот специально для вас лично, дорогой Читатель, сделал примеры пяти разных типов отписки:

П.С. Некоторые читатели скажут что-то типа: "Владимир, а если я отпишусь от рассылки новых статей от вашего блога?" - Да ради Бога! Если вам не интересно читать блог - мы с Пелагией вас не держим. Выбирайте, что душе милее.

3. Откажитесь и удалите все намеченные планы по дальнейшему поиску информации

Это критично важно для излечения от информационной зависимости. Без этого пункта зависимость останется, и вы никак не сможете отказаться от нее. Сюда же относятся все уже запланированные закачки - удалите все ссылки, вам легче станет сразу. Проверено!

И еще для преуспевших. Если уже есть куча намеченных планов по внедрению их в жизнь, но эти планы выглядят как салат у начинающего сыроеда - удаляйте, стирайте и забудьте о них! Это не даст вам развиваться, - будете и дальше деградировать, сидя на игле и смотря сладкий сон.

4. Составьте план действий на ближайший месяц и завтра

О планировании говорят многие, поэтому тут я много говорить не буду - избитая это тема. Сам я лично не планирую почасово свой день, у меня все очень гибко и без принуждений. Есть план на год, есть на месяц и на 2 недели. Двухнедельный план обычно я выполняю без проблем, тогда беру дела с месячного и делаю их.

Для меня главное гибкость в решениях: в зависимости от настроения и физического состояния в моменте. Мне так удобно и комфортно работать. А вам как удобно? Напишите в комментариях.

5. Используйте Evernote

Инструмент Evernote - отличная бесплатная онлайн-программа, которая позволяет избавится от информационного беспорядка не только на компьютере, но и в голове.

Она позволяет делать быстрые заметки, списки задач, сохранять фото, записывать голосовые напоминания и многое другое. При этом идет синхронизация со всеми вашими устройствами. Рекомендую использовать ее именно для хранения информации, упорядочивания своих планов и продуктивной работы. Конечно, сначала следует обучится пользованию ей. Это несложно, но недостаточно.

Учится надо четкой системе хранения данных в Evernote, не превратив ее опять в файлопомойку и не подсев снова на информационную иглу. Научится можно по этому курсу .

Думаете, как мне удается так много успевать? Это один из моих секретов.

6. Перестаньте скачивать и искать новую информацию целенаправленно

Все замечательно, скажет Читатель, но что же делать с новой информацией по моей теме, которой в сети каждый день появляется все больше и больше? Ответ следующий. Ничего плохого в новых знаниях нет, но перед просмотром очередного видеоролика или скачивании книжечки задайте себе вопросы:

  1. ЭТО НАПРЯМУЮ ПОМОЖЕТ МНЕ В ТОМ, ЧЕМ Я ЗАНИМАЮСЬ И ЧЕГО ХОЧУ ДОСТИЧЬ?
  2. КАК ИМЕННО?
  3. АВТОР ЗАСЛУЖИВАЕТ МОЕГО ВНИМАНИЯ?

Если ответы НЕТ или вы сильно сомневаетесь, то и тратить время не следует на такой бред, ведь у вас есть чем заняться, кроме удовлетворения информационной зависимости?

На этом все. Но это еще не конец - будет еще статья о том, как же правильно изучать НУЖНУЮ информацию. Не пропустите - будет как всегда интересно! А пока не скучайте - комментарий ниже оставляйте, и вперед к лечится от информационной зависимости

З.Ы. Подписывайтесь на обновления блога – впереди еще много интересного!

Кочанов Андрей Михайлович

ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №1"

преподаватель

Аннотация:

Информационная зависимость получила широкое распространение среди различных возрастных и социальных групп общества. Цель настоящей статьи - рассмотреть общие аспекты негативного влияния информационной зависимости на подготовку медицинских специалистов среднего звена.

Information dependence is widespread among different age and social groups . The purpose of this article - to consider the general aspects of the negative impact of information depending on the training of health professionals middle managers.

Ключевые слова:

информационная зависимость; интернет-зависимость; среднее профессиональное медицинское образование; педагогический процесс.

information addiction; internet addiction; secondary professional medical education; pedagogical process.

УДК 377.5

Трактовка информационной зависимости

Единого научного определения информационной зависимости (используются также термины «Интернет-зависимость», «инфомания» и др.) не существует, ввиду новизны описываемого феномена. В настоящее время под этим явлением принято понимать зависимость от процесса ввода и получения информации с помощью электронных технических средств и сети Интернет.

В 1994 году американский психолог Киберли Янг разработала опросник из 20 вопросов, направленный на выявление Интернет-зависимости, который используется специалистами до сих пор. Данный исследователь сравнивала Интернет-зависимость с «патологической азартностью» .

Впервые термин «Интернет-зависимость» был предложен и описан нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Им были выделены 2 основных симптома данного расстройства: стрессогенность при использовании Интернета, и нарушение физического, психологического, межличностного, экономического либо социального статуса личности .

В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник докладов по интернет-зависимости . В него были включены и переводы полных текстов докладов основных отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы.

Широкое распространение электронных средств коммуникации в 2000-е гг., когда характер межличностного общения претерпел существенные изменения, привело и к появлению термина «информационная зависимость». Она является более широким, по сравнению с Интернет-зависимостью, понятием и явлением, когда зависимость от ввода и получения информации может иметь место как при наличии, так и отсутствии доступа к сети «Интернет». В настоящее время ее часто относят к так называемым «современным вредным привычкам» (наряду с игроманией, шопингоманией и др. зависимостями).

С точки зрения медицинской психологии, общими для всех зависимостей являются психологический и физиологический компоненты, когда формирование и развитие зависимости сопровождается изменениями и (или) нарушениями со стороны эмоционально-волевой и поведенческой сферы человека с одной стороны, и его физиологических процессов с другой. Для «современных вредных привычек» характерным является выраженный психологический компонент зависимости, тогда как физиологический не выражен, или выражен слабо.

На практике, инфозависимым можно считать человека, имеющего доступ к современным средствам коммуникации (мобильный телефон, доступ в Интернет, программы для обмена информацией), который испытывает потребность постоянно вводить и получать информацию (текст, видео- и аудиофайлы, «смайлики» и т.п.), причем эта потребность может оказывать отрицательное действие на эффективность производственного процесса, обучения, а такжебыт, общение и здоровье.

Информационная зависимость и здоровье

С точки зрения современной медицины, при развитии информационной зависимости не формируется психическое расстройство, либо иная единица патологии (согласно действующей Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)), однако не исключается неблагоприятное воздействие на здоровье со стороны ряда органов и систем организма. Таким образом, информационную зависимость можно рассматривать как преморбидное (предшествующее заболеванию) расстройство. Это связано с тем, что остальные виды зависимостей (алкогольная, табачная, кофеиновая и пр.) сопровождаются отклонениями как с физиологической, так и с психологической точек зрения. Для информационной же зависимости в настоящее время выраженных физиологических отклонений не установлено, однако описаны различной степени выраженности социальная дезадаптация инекритичность восприятияпотока информации, нарастающие по мере развития зависимости.

Вместе с тем, рядом специалистовмедицины и психологии отрицается Интернет-зависимость как негативное явление . Они рассматривают стремление к современным средствам коммуникации и доступа к информации как естественное, и согласно проводимым ими исследованиям, работа в Интернете вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит) .

Распространенность и классификация

В настоящее время отсутствуют достоверные сведения о распространенности и выраженности информационной зависимости в глобальном масштабе. Это связано с отсутствием соответствующих исследований, так как нет ясности с вопросами о видах такой зависимости, способах диагностирования и воздействии на человека на физическом и психологическом уровнях.

Российский психолог Мария Дрепа в 2009 году предложила следующую рабочую классификацию Интернет-зависимости:

  • Веб-серфинг (поиск информации и стихийные путешествия по Интернету).
  • Пристрастие к виртуальному общению.
  • Игровая зависимость.
  • Навязчивая финансовая потребность.
  • Пристрастие к онлайн-просмотру фильмов.
  • Киберсексуальная зависимость .

Психолого-педагогические аспекты информационной зависимости

В соответствии с информационной модельюобучения объект преподавания представляет собойинформационную систему, в которой специфическим образом осуществляютсяввод и закрепление информации, ее сортировка и практическое применение, задействованы кратковременная и долгосрочная память, творческое мышление, происходит развитие интеллекта и всей личности .

Научный интерес представляет также изучение мотивации информационной зависимости у обучающегося. Студенческую среду принято считать благоприятной для развития любых зависимостей благодаря высокой активности жизнедеятельности, стремлению испытать новое, широкому кругу общения.

В качестве теоретического обоснования исследования структуры мотивов, побуждающих студентов к приобщению к современным источникам информации и развитию информационной зависимости, можно считать классический подход советского психолога А.Н. Леонтьева к проблеме мотивационной сферы, потребностей и мотивов. Созданная им модель структуры мотивационной сферы личности является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для изучения мотивов, побуждающих студентов к развитию зависимостей. Мотивационную сферу А.Н. Леонтьев представлял как конфигурацию иерархизированных мотивационных линий или систем жизненных отношений, которая детерминирует деятельность и в своем наивысшем развитии не напоминает застывшую пирамиду, поскольку в ней присутствует постоянная конфликтность образующих ее мотивационных линий. Потребность А.Н. Леонтьев определял как состояние организма, вызванное его нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания существования личности. Потребность получает свою содержательную характеристику через предмет, который удовлетворяет эту потребность. Следовательно, потребность студента, склонного к формированию информационной зависимости, выявляется и характеризуется через предмет удовлетворения нужды, в качестве которого выступает информация. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, объективен, это сам предмет, который побуждает и направляет деятельность, конкретизирует потребность и, естественно, удовлетворяет эту потребность. В этом случае доступная информация, как известный предмет предполагаемого удовлетворения субъективной потребности, следует понимать как мотив, конкретизирующий эту потребность.

Следует заметить, что обучающиеся и ранее не испытывали недостаткав информации — учебные пособия, библиотеки, педагоги являлись и являются носителями более чем достаточного объема информации. Учитывая, что в последние десятилетия изменилась структура носителей информации, принципы ее накопления и обмена, содержание и социальная значимость, можно сделать вывод о том, что решающим фактором формирования информационной зависимости у студентов является не наличие, а доступность и содержание информации.

Таким образом, психологической основой склонности к развитию информационной зависимости является структура мотивов, побуждающих индивида к поиску и обмену информацией определенного содержания на фоне технической доступности к ней. Выяснение же побуждающих стимулов, приводящих к информационной зависимости, возникающих в структуре личности студента, нуждается в дальнейшем изучении в рамках комплексногорассмотрения современного человека.

Наличие информационной зависимости в выраженной степени, как и любой зависимости, означает, что продуктивность обучения у обучающегося снижается, т. к. у него ухудшается концентрация на учебном материале, деятельности преподавателя, потому что сознание постоянно находится в состоянии готовности отреагировать на новую информацию, появляющуюся благодаря техническому обеспечению, вместо того чтобы посвятить себя выполнению текущей учебной задачи. Кроме того, снижается общая эффективность умственной деятельности, так как мозг пытается решить сразу несколько задач, что удается далеко не всем.

Доступность процесса ввода и получения информации позволяет избегать затруднительного процесса осмысления и формулирования мыслей, достижения необходимой глубины при исследовании, самоанализа и поиска ошибок в информации и т.п. что не способствует развитию системного, аналитического мышления, а наоборот, делает мышление и речь упрощенными, бессистемными и лишенными завершенности («клиповое мышление») .

Особенности обучения медицинским специальностям в системе среднего профессионального образования имеют свои особенности:

  • тесная связь между общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами (модулями);
  • ориентированность при подготовке специалиста на практическую деятельность (работа с пациентами);
  • высокая ответственность за жизнь и здоровье пациентов;
  • высокие требования к культуре общения и поведения (медицинская этика и деонтология);
  • значительная доля производственной практики на базе лечебно-профилактических организаций и др.

Таким образом, информационная зависимость студента может являться сдерживающим фактором педагогического процесса по подготовке специалиста. Она способна не только серьезно нарушить процесс его подготовки, но и вызывать задержку развития и деформацию личности. Медицинские работники среднего звена, страдающие информационной зависимостью, могут быть низкоэффективны и профессионально деформированы.

Распространенность информационной зависимос среди студентов-медиков среднего звена

Ранее считалось, что информационная зависимость наиболее распространена среди взрослых категорий пользователей современных средств коммуникации, однако в настоящее время доступность электронных средств общения, простота в их использовании и широкий спектр жизненных интересов, на которые они оказывают влияние, сделали информационную зависимость «достоянием» почти всех возрастных и социальных групп.

С целью оценки распространенности информационной зависимости студентов, обучающихся в Филиале №3 ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» (бывшее Медицинское училище №19) было проведено анонимное анкетирование среди студентов 1-го и 4-го курсов двухотделений («Сестринское дело»и«Лабораторная диагностика»). Анкетирование проходило в ноябре 2015 г., в нем приняли участие 154 студента: 78 студентов 1-го курса и 76 студентов 4-го курса.

При составлении анкеты за основу был взят опросник по выявлению Интернет-зависимости, разработанный К. Янг (1994), и адаптированный для более широкого понятия «информационная зависимость» (вместо сети Интернет введены все источники информации, вопросы об их количестве, возрасте приобщения к ним).

Вопрос о наличии электронных средств коммуникации в анкету не включался — изначально предполагалось их наличие у участников анкетирования.

Средний возраст, когда ребенок обзаводился личным мобильным телефоном, составил 7 лет, получил постоянный доступ к интернету — 8 лет. 92% опрошенных ответили, что располагают 2-мя и более электронными средствами коммуникации.

62% (70% на 1-м курсе и 54% на 4-м курсе) считают, что их привычка постоянно проверять текстовые сообщения и электронные письма настолько глубоко вошла в их образ жизни, что даже дома, во время занятий, в дороге или на отдыхе они испытывают настойчивую потребность внимательно просматривать и вводить сообщения, на которые не требуется немедленного реагирования. 51% (59% на 1-м курсе и 43% на 4-м курсе) из них всегда немедленно отвечают на письма, а 21% (26% на 1-м курсе и 16% на 4-м курсе), чтобы ответить на послание, всегда оставляют основное занятие, каким бы оно не было.

Выводы

Хотя современные технологии обладают огромными преимуществами, их чрезмерное и безответственное использование может нанести вред не только умственным способностям человека, но и его социальной роли и активности.

Широкое распространение информационной заивисимости в подростковой среде способно нанести значительный ущерб системе подготовки медицинских работников среднего звена, особенно, вследствие специфики медицинской профессии.

Влияние информационной зависимости на личность и образовательный процесс нуждается в дальнейшем изучении.

Библиографический список:


1. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010.
2. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. // Сост. и ред. А.Е. Войскунской - М.: Акрополь, 2009.
3. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. // Гуманитарная экспертиза- 2009. № 2. - Махачкала, с.189-193.
4. «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». Материалы симпозиума. - 2009 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - 2004 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
7. Янг К. Пойманные в Сеть. - 1997 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.netaddiction.com

Рецензии:

5.01.2016, 16:19 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия : Некоторые постулаты весьма спорны. В общем и целом, статья имеет прикладной характер и может быть интересна широкому кругу читателей. Рекомендуется к печати.


5.01.2016, 16:29 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия : Интересная статья с позиции информационной зависимости студенческой молодежи к использованию средств коммуникации. Статья наверняка была бы интереснее, если б автор приводил больше фактов негативного влияния средств коммуникации на здоровье молодого человека. Рекомендую к печати.

Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию, к сожалению, фактор настолько новый, что в статье освещено максимально возможное из систематизированных описания негативного влияния информзависимости на обучающихся.


7.01.2016, 3:08 Кропотова Наталья Анатольевна
Рецензия : Андрей Михайлович, тема несомненно актуальна. 1. Следует провести корректировку текста (имеются печатки, орфографические ошибки, т.д.) 2. Казалось бы, Вы только приблизились к негативным факторам ("Информационная зависимость и здоровье" второй абзац), но их не приводите и не упоминаете дальше, а следующее предложение говорит об обратном. 3. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР...... 1979 год информационные технологии только начали развиваться в Советском Союзе. Может есть современник???? Если нет, то гипотетически можно ссылаться на теоретические выкладки. 4. Требуется вычитка и правка текста. Статья рекомендуется к печати.

07.01.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Кочанов Андрей Михайлович :
Спасибо за рецензию! 1. В Word текст был оформлен, однако при перекодировании на сайте действительно выглядит с опечатками, возможности редакции опубликованного текста к сожалению нет. 2. Разъясните, пожалуйста, Ваше замечание п.2. я его не понял. 3. В отсылке к трудам Леонтьева говорится о том, что он дает общие психологические трактовки мотиваций, и что это применимо к любым зависимостям.


14.01.2016, 22:38 Шабага Степан Богданович
Рецензия : Отметим актуальность статьи и ее информативность. Возможно, некоторые утверждения носят частично субъективный характер, но все равно вфзфвают интерес к проблеме исследования. Рекомендуется к публикации

17.01.2016, 14:25 Белых Александр Сергеевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована.

16.02.2016, 13:10 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия : При устранении опечаток статья может быть опубликована. Представляет интерес, даже независимо от слишком высокой терминологической перегруженности.

При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

Что такое интернет-зависимость?

Еще не так давно утверждение, что интернет-зависимость - это диагноз болезни, вызвал бы саркастическую улыбку или недоумение, но сегодня это стало суровой реальностью. Причем это заболевание начинает приобретать все признаки эпидемии, так как распространяется с огромной скоростью и грозит поглотить страны и континенты, обратив их жителей в послушных ее служителей. К сожалению, нередки и трагические случаи, связанные с общением в интернете через сообщества, наносящие вред психо-эмоциональному и физическому здоровью. Особенно подвержены влиянию интернет сообществ подростки.

Виды интернет-зависимости

Всемирная паутина широко раскинула свои сети, в которые попадаются все новые жертвы ее коварных соблазнов, при этом возраст зависимых снижается с каждым годом. «Болезнь интернетом» распространилась до такой степени, что сегодня специалисты стали выделять типы интернет-зависимости, которые имеют свои признаки и последствия для пораженных этим странным заболеванием.


Признаки интернет-зависимости

Человека, пораженного «вирусом интернет-зависимости » узнать очень легко. Как правило, эти люди полностью погружены в виртуальную реальность, поэтому их меньше всего интересует, как они выглядят в глазах окружающих. Им не интересно мнение других, они равнодушны к замечаниям, не реагируют на скандалы, от которых уходят, не обращая внимания на тех, кто находится рядом с ними. Специалисты определили симптомы интернет-зависимости:

  • постоянное увеличение времени нахождения в интернете, доходящее до 24 часов;
  • постоянная проверка почты;
  • увеличение средств, используемых на оплату интернет.

Причины интернет-зависимости

Если зависимость уже налицо, избавиться от нее можно только при содействии специалиста: потребуется лечение интернет-зависимости, при этом родственники и сам «больной» должны осознавать важность этого процесса. Но чтобы исцеление было эффективным, необходимо выявить причины возникновения зависимости от интернета. Их немало, и большинство из них имеют глубокие истоки:

  • неуверенность в себе, заложенная слишком требовательными родителями, желавшими видеть своего ребенка «самым-самым», который не оправдал их надежд;
  • трудность в общении, вызванная особенностями характера или состоянием здоровья;
  • крайняя неудовлетворенность своей реальной жизнью;
  • отсутствие контакта и понимания внутри семьи;
  • вредные привычки и пристрастия, осуждаемые родными и близкими.

Интернет-зависимость у подростков

Одной из наиболее распространенных и трудноизлечимых является интернет-зависимость подростков. Анализ причин, приводящих к зависимости подростков от интернета, чаще всего, кроется в межличностных отношениях в семье и сообществе сверстников. Нередко родители сами подталкивают еще маленького ребенка к «болезни интернетом». Подарок в виде компьютера, планшета, ноутбука или айфона – первый шаг в виртуальную реальность, двери в которую приоткрывают близкие люди.

И если сначала все начинается с безобидных, как кажется, игр, которые подкупают своей графикой и спецэффектами, то со временем круг интересов подрастающих детей расширяется. Чаще всего, вход родителям в их виртуальный мир закрыт. Интернет-зависимость подростков возникает разными путями:

  • отсутствием внимания и любви родителей;
  • страхами и фобиями, сформированными на фоне низкой самооценки, возникшей в результате общения с одноклассниками, ровесниками, живущими по соседству;
  • желанием найти понимание, любовь, сочувствие;
  • стремлением познакомиться с необычными людьми, наполнить свою жизнь неординарными поступками, нередко расходящимися с общепринятой моралью.

К чему приводит интернет-зависимость?

Многочасовые путешествия по разным сайтам и сообществам оказывают пагубное влияние на физическое и зависимого. Чем дольше он находится в паутине, тем сложнее ему отличить реальность от виртуального состояния. Тяга к другой жизни в сети не проходит бесследно для любого человека, но у каждого последствия интернет-зависимости выглядят по-разному:

  • неряшливость, отсутствие внимания не только к своему внешнему виду, но даже личной гигиене;
  • подчеркнутое равнодушие к мнению родных и близких, их проблемам и просьбам, домашним делам;
  • повышенная агрессия, особенно, если родные пытаются запретить или сократить время общения с компьютером;
  • сужение круга реальных знакомых, отказ от общения с ними.

Помимо психологического отказа от реальной жизни, интернет-зависимость приводит и к нарушениям состояния физического здоровья заболевшего. Чаще всего, отмечается снижение зрения, зрительная утомляемость, рези в глазах, сухость, а позднее резко падает острота зрения. Однако этим проблемы со здоровьем не ограничиваются, добавляются и некоторые другие:

  • снижение иммунитета;
  • бессонница;
  • повторяющиеся головные боли;
  • усиливающиеся боли в спине.

Интернет-зависимость и одиночество

Удивительно, но одиночество может быть и причиной, и следствием зависимости от интернета. В первом случае, ощущение отверженности, загнанности, затравленности родственниками или сверстниками порождают желание спрятаться, найти тех, кто поймет, примет человека таким, какой он есть. В этой ситуации вынужденный отказ от общения с реальными людьми и интернет-зависимость становится спасением от травли и отчаяния, вызванного унижениями, нелюбовью и невниманием.

В другом случае, одиночество становится следствием ухода пользователя от реальности: он поглощен виртуальной жизнью, с друзьями и знакомыми ему становится неинтересно - они не понимают и не поддерживают его образа жизни и разговоров, которые касаются только интернета. Проблема интернет-зависимости в обоих случаях здесь становится в «полный рост», потому что человек все более отрывается от существующих реалий и погружается в мир фантазий и придуманной им жизни.


Как избежать интернет-зависимости?

Словно болото, зависимость от интернета затягивает тех, кто не может ему противостоять, но избежать ее тоже можно, без использования специальных средств и приемов. Удивительно, но именно интернет-зависимость среди молодежи занимает одно из первых мест. При этом замечено, что компьютерным недугом не страдают те, чья жизнь насыщена и разнообразна, наполнена делами и встречами, интересными поездками и хорошими книгами.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Жизнь в наш скоростной век, ежедневно меняющийся, полный соблазнов, обмана, лжи и обрушивающий на человека потоки информации, порой, ненужной и даже вредной, для многих оказалась слишком тяжелым испытанием. Кроме того, точное название данное интернет: «всемирная мировая паутина» - вполне оправдывает действия владельцев сайтов и .

Они не только предлагают необходимую для работы и жизни информацию, которой можно, в случае необходимости, воспользоваться. Словно пауки, они затягивают в свои сети слабых духом, не нашедших своего места в жизни, ищущих друзей, единомышленников и любителей приключений и острых ощущений. Недаром эксперты в один голос утверждают, что интернет-зависимость проблема - современного общества.

Пути избавления от нее во многом зависят от степени запущенности заболевания, желания освободиться от нее и правильно назначенного лечения. А оно может содержать разные методы и приемы, в том числе, кажущиеся, на первый взгляд, если не абсурдными, то – малоэффективными, но в комплексе все они дадут положительный результат. Начать можно с самых простых и понятных:

  • ежедневно планировать свой день, уделяя работе в интернете минимум времени;
  • вспомнить о родных и близких и уделять время для помощи им и посещениям, если они живут не рядом;
  • ввести в свою жизнь занятия спортом и посещения фитнес-клуба, бассейна, тренажерного зала, работу на свежем воздухе.

Информационная зависимость и перенасыщенность: две стороны медали

В настоящее время информация играет огромную роль в жизни людей. Для некоторых, например бизнесменов, она является основой рабочей деятельности.

Повышенная потребность в информации, а также информационное поле, в котором живет человек, порождают множество проблем. С одной стороны, входящий поток информации, который обрушивается на человека, настолько велик, что с ним временами тяжело справиться. С другой – привычка жить в нем порождает потребность в ее получении – так возникает информационная зависимость.

Речь сейчас не идет об интернет–аддикции, когда человек испытывает потребность находиться в онлайне, а о зависимости от потребления информации, причем в любом виде – бумажном, электронном, аудио или видео (хотя следует отметить, что такая зависимость возникла именно в эпоху Интернета с его огромным информационным потоком).

Проблема сегодня состоит в том, что человеку доступно слишком много информации. Он не в состоянии воспринять всю доступную ему – объем знаний в современном мире действительно огромен.

Объем знаний все время увеличивается, а современные средства делают их доступными, и у человека возникла неизвестная еще 30–40 лет назад проблема отбора необходимой информации.

Большой объем сведений, доступных конкретному человеку, привел к потере их ценности, а также к возникновению новых умений и навыков. Современный человек должен не столько воспринимать информацию и превращать ее в знания, сколько работать с ней– упорядочивать, отсеивать лишнее и классифицировать.

Специалисты даже изобрели термин – «информационная компетентность», означающий умение упорядочивать входящий информационный поток и выделять главное.

Перед человеком сегодня стоит еще одна задача – информационный поиск. Интернет, журналы, газеты, видео–и аудиопродукция – этот поток превышает способности человека воспринимать и обрабатывать данные. Чрезвычайно сложным становится сам поиск, а также сортировка информации по принципу ее полезности.

Информационное поле, в котором живут люди в XXI веке, породило множество новых проблем. Одной из них – информационной зависимости – не уделяется достаточного внимания, однако она довольно серьезна и может негативно повлиять на человека в будущем.

Люди, страдающие информационной зависимостью, не могут находиться вне информационного поля: в их мозг должны постоянно поступать новые данные – в любом виде. Постоянное получение информации – это их наркотик. В дороге читается пресса, в обеденный перерыв – новостные сайты, в выходной день дома – блоги (сетевые дневники) или смотрится телевизор, в машине прослушивается аудиокнига. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого – человек пытается использовать время максимально эффективно. Однако такое обращение с информационным потоком со временем может привести к негативным последствиям.

Люди, которые привыкли потреблять информацию, не ощущают проблемы – они считают, что так живут все и это нормально. Отрицание проблемы – это один из признаков ее наличия.

Результатом этого является притупление восприятия информации – информация не остается в голове, не превращается в знания, а значит, и опыт, не вызывает реакции в виде мыслей.

Мозг, который привык только получать, теряет способность к другим видам мыслительной деятельности – анализу и творческой работе. Подобные ситуации приводят к усталости, в частности являются одной из причин возникновения синдрома хронической усталости, о котором будет рассказано позже.

Жизнь часто сама делает человека невольным потребителем информации: водители включают радио без согласия пассажиров, в спортивных залах или супермаркетах постоянно звучит музыка или рекламные объявления, а мозг потребляет, фиксирует и откладывает эти сведения в память помимо воли человека.

У большинства людей дома часто работает в фоновом режиме радио или телевизор, что означает постоянное принудительное информационное вторжение, поэтому, если вы не можете находиться в тишине, лучше включить спокойную музыку.

Вернемся к электронной информации и Интернету. Сколько раз, просматривая веб–страницу, вы находили интересный заголовок и переходили по ссылке или начинали читать статью об очередном исследовании сексуальности или сплетни об известных людях? Задумайтесь, сколько действительно полезной и нужной информации содержится в таких статьях. Сколько новостных сайтов и блогов вы читаете ежедневно? Теперь оцените потраченное на них время и полученную необходимую информацию. Вряд ли они сопоставимы. При этом следует помнить, что даже от чтения заголовков в мозгу фиксируется информационный мусор.

Такая информация является не просто ненужной. На ее потребление тратится много времени, часто – рабочего. Доступность сведений и электронных развлечений (онлайновых игр или чатов) приводит к тому, что человек теряет на них время, а потом обнаруживает, что не успевает выполнить основную работу. Время отдыха так же уходит на подобные вещи. Вернувшись домой после рабочего дня, можно просидеть весь вечер в Интернете, читая новости, блоги и форумы. После этого не стоит удивляться плохому сну и самочувствию утром.

Решать эту проблему следует комплексно.

Прежде всего стоит оценить важность информационного потока и необходимость потребляемых сведений. Нужно оградить себя от лишних информационных воздействий:

♦ пересмотреть фоновые шумы – телевизор, радио;

♦ купить плеер и записать хорошую музыку;

♦ произвести ревизию RSS–потоков и почтовых рассылок.

Полезно периодически устраивать информационную тишину, например провести один день без чтения новостей, а находясь в Интернете, заниматься только работой.

Еще один чрезвычайно полезный и связанный с управлением информацией навык – это информационный поиск. Сегодня Интернет представляет собой универсальный справочник, который содержит практически любые сведения, однако возможностями Сети нужно уметь пользоваться. Стоит изучить принципы поиска в Интернете, почитать страницы помощи, и поиск станет профессиональным и быстрым.



Это же касается других видов информационной деятельности. Овладев современными технологиями работы с электронной информацией, можно работать гораздо эффективнее и не испытывать стресса, в том числе от информационной перегруженности.

Зависимость от компьютера и Интернет.

1.Компьютер – заветная мечта каждого современного подростка. Многие родители покупают компьютер своим детям и, не задумываясь дают деньги на игры в компьютерных клубах. Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе играть в компьютерные игры. Обучение работе на компьютере происходит достаточно быстро и овладеть правилами увлекательной игры не составляет особого труда.

Игра на компьютере - это хорошая психологическая разрядка и средство для снятия напряжения после тяжелого дня, но средство зачастую превращается в самоцель. Причем момент этого перехода едва уловим, и установить его вовремя весьма трудно.

Компьютерная зависимость – вид нехимической зависимости, которая ведет к разрушению физического и психического состояния человека, деградации его как личности из-за пристрастия, чрезмерного увлечения компьютерными играми, Интернет.

Если смотреть реально, компьютерная зависимость – это настоящая эпидемия коварной болезни.

Стадии заражения:

1. Случайное - наступает, когда человек начинает играть « от нечего делать» или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез.

2. Втягивание – происходит, когда одной игры становится мало и начинается поиск новых ощущений, хочется быть вечно побеждающим компьютерным героем с придуманным образом, красивой внешностью и т.д. в виртуальной жизни. А в реальной жизни воздержание от красочной игры сопровождается настоящей «ломкой»: состояние депрессии не позволяет решать повседневные дела, появляется апатия, раздражение, рассеянность и состояние потерянности.

3. Полная зависимость – наступает, когда «зависимый» не может оторваться от монитора компьютера, даже когда возникают естественные физиологические потребности: кушать, спать, сходить в туалет.

Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов компьютерной зависимости, в которые входят:

Чрезмерное время, проводимое в сети;

Увеличение беспокойства в реальном мире;

Скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве;

Снижение дееспособности в реальном мире;

Частично ведет к социальной изоляции;

Депрессии;

Распаду семьи;

Неуспеваемости в учебе;

Финансовой нестабильности;

Потере работы.

Исследования операторов- программистов позволили выделить 22 наиболее часто встречающиеся состояния при работе с компьютером. Причем это может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Положительное Отрицательное

________________________________________________________________

Азарт

решительность __________ неуверенность

сосредоточенность __________ растерянность (замешательство)

восторг, восхищение __________ разочарование

удивление

радость

хорошее настроение __________ злость, огорчение

спокойствие __________ страх (испуг)

волнение (беспокойство)

заинтересованность

любопытство (любознательность)________ равнодушие (безразличие)

удовольствие ___________ неудовлетворенность

облегчение __________ раздражение

Позитивное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Увеличение интеллектуальных возможностей;

Развитие процесса логического мышления и памяти;

Деловой хватки;

Точности;

Аккуратности;

И др.

Негативное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Упрощение решения задач снижает требования к интеллектуальным способностям;

Процесс принятия решения сводится к логическим компонентам;

Снижается гибкость познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память.

2.Компьютерная зависимость подразделяется на 3 основные типа:

1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Чрезмерное увлечение работой в Интернете, заключающееся в поиске новой информации, расширяет возможности активного фантазирования, отождествления себя с персонажем виртуального мира и удовлетворения сексуальных фантазий. Из-за неограниченного доступа к информации она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Кроме того, огромное количество порносайтов, включающих педофилию, зоофилию и другие виды сексуальных извращений, постоянно предлагает пользователю свои услуги. При этом 35% вебсайтов бесплатные. А что уж говорить об эротических страничках, которые практически все бесплатные и имеются практически в каждом крупном сайте. По статистике самыми посещаемыми страничками и вебсайтами являются те, которые содержат какую-либо информацию о сексе. Также на сегодняшний день существует достаточно много сайтов знакомств, в которых пользователи женятся и выходят замуж, совсем не зная друг друга или зная заочно всего несколько минут. Как показывает практика, у людей, которые «виртуально женятся», процент разводов и ухода из семей намного выше. Киберсексуальное влечение обычно является симптомом скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь зависимого. К сожалению, киберсексуальная зависимость ведет к серьезным психическим отклонениям, последствиями которых являются сексуальные извращения и насилие в реальной жизни.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – предпочтение общаться с виртуальными знакомыми более, чем с реальными.

Увлечение общением с друзьями по сети дает возможность найти себе виртуального собеседника, который по всем критериям удовлетворяет твои потребности в общении. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особенности. Подростки из-за чрезмерного увлечения общением в Чате часто не могут остановиться, из-за этого:

1) опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, при этом зная о проблемах, ожидающих их впоследствии;

2) у некоторых возникают мысли о посещении сети сразу после утреннего пробуждения;

3) возникновение феномена «воображаемого друга», характерный для игрового возраста.

Развитие активного воображения в это время приводит к появлению у 65% подростков «воображаемых друзей», которые выполняют несколько функций:

Являются компаньонами в игре воображения;

Появляются в отсутствие реальных друзей;

Являются объектом для выражения своих сокровенных желаний и чувств.

Когда в жизни подростка увлечение общением в Чате становится приоритетным: круг интересов сужается, заинтересованность и оживление в беседе возникает лишь при обсуждении компьютерных тем. В этот момент у подростка учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо, диалог превращается в его монолог (он может подолгу рассказывать нюансы и тонкости о работе с компьютером). Подростки почти не замечают окружающих, не реагируют на слова собеседника (аффективное сужение сознания). Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают группироваться по признаку наличия компьютера. Всё свободное время и карманные деньги тратятся на покупку компьютерных принадлежностей. Часто они предпочитают остаться голодными, потратив деньги родителей, данные на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Нередко у них наблюдается нарушение сна.

3. Навязчивое увлечение компьютерными играми (стрелялки, стратегии, квесты, азартные онлайновые игры).

В настоящее время компьютерные игры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение. Для многих подростков они становятся единственной целью работы с компьютером

Среди компьютерных игровых программ выделяются 2 типа:

1. Развлекательные программы и тренинги.

2. Обучающие и развивающие программы.

Первый тип программ не требует высокого уровня интеллектуального развития и предназначен для тренировки скорости реакций. Опасность, появляющаяся в болезненной зависимости от игр, заключается в бесконтрольной 3) компьютерной игровой деятельности.

Установлено, что побочными эффектами видеоигр являются:

Чрезмерная вовлеченность;

Нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего возраста (12-15 лет);

Повышенный уровень тревожности при отсутствии возможности играть.

Почему же подростки «подсаживаются на игры»?

Ребенок в игре получает власть над миром, при этом компьютерная мышка выполняет роль волшебной палочки, благодаря которой ты становишься властелином мира, не прикладывая усилий. Всегда есть возможность переиграть: добиться лучших результатов, изменить ситуацию. Это особенно захватывает тех, которые в реальной жизни неуспешны, а также тех, кому мало внимания уделяют родители. Практически все игры построены на агрессии и убийствах, во многих играх происходит дозволенное убийство и подростки быстро усваивают такую модель поведения.

В Украине был проведен эксперимент операторами- программистами, который заключался в следующем: включается в компьютере звуковой сигнал определенной частоты и на экране появляется геометрическая, свободно вращающаяся фигура. Оказалось, что под воздействием этого приема, мозг человека программируется таким образом, что возникает потребность в просмотре этого фрагмента еще раз. Этот способ, как выяснилось, применяется при разработке компьютерных игр, с коммерческой целью.