Как не потерять квадрокоптер. Советы и личная история. Как найти дрон, который улетел или Куда спешат квадрокоптеры

09.08.2016 09:41

Давайте поговорим о том, как найти квадрокоптер , который мог во время полета потеряться по ряду причин. Исчезновение летательного аппарата может произойти, если произошел программный сбой и не были записаны стартовые координаты. Также в устройстве дрона может произойти аппаратная поломка, которая повлечет за собой невозможность возврата полетного устройства на базу по причине разрядки автономного источника питания. Современные Innovations и другие летательный аппараты бренда, в частности Phantom, Matrice, Spreading Wings и Inspire имеется встроенный GPS-модуль. Данное устройство позволяет не только записать данные о точке вылета, но и полностью контролировать пилоту местоположение многороторной беспилотной платформы.

Как найти квадрокоптер, если отказали все бортовые поисковые системы и модули, отвечающие за безопасную эксплуатацию летательных аппаратов? Чтобы избежать этой крайне неприятной ситуации, необходимо перед каждым запуском дрона выполнять аппаратную проверку либо установить трекер, о котором мы поговорим чуть позже. Разберем простые правила использования летательных платформ, которые помогут избежать потерь дорогостоящего оборудования. Прежде всего, перед запуском коптера, пилоту необходимо убедиться в работоспособности компаса и выполнить калибровку. Эта процедура не займет более 2 минут, зато позволит уверенно запускать платформу даже на неизвестной местности.


Также необходимо взять за правило выполнять проверку записи коптером стартовых координат. Аппараты DJI дадут знать пилоту о готовности к вылету, сигнализируя горящими индикаторами, а если произойдет сбой, оператор сможет вовремя исправить ситуацию. Следующее, о чем пилоту необходимо позаботиться, безусловно, является контроль уровня заряда автономного источника питания. Начинающим пилотам не лишним будет проверить при запуске работу функции принудительного возврата дрона домой.

Как найти квадрокоптер при помощи трекера


Установка GPS-трекера на борту многороторной платформы позволит существенно улучшить уровень безопасности устройства, а также уверенно запускать ее, не боясь о потере. На трекере экономить не стоит, поскольку дешевые модели являются абсолютно бесполезным модулем на дроне. Как показывает практика, точность передачи данных у таких устройств очень низкая, ведь погрешность может колебаться в пределах нескольких километров. Что и говорить, если порой, находясь в двух шагах от дрона, бывает очень сложно найти его. При выборе трекеров обязательно нужно поинтересоваться у продавца, какой точностью поиска обладает модуль, а также совместим ли он с контроллерами беспилотных аппаратов.


Трекер легко устанавливается на борту дрона и его можно закрепить при помощи клея. Для его работы необходимо установить «симку» в слот модуля, на которую пилот может осуществить звонок в случае исчезновения платформы. В этом случае вопрос о том, как найти квадрокоптер потеряет свою актуальность, поскольку при звонке пилот получит сообщение с точными координатами местоположения полетного устройства. Пилоту останется лишь направиться в точку приземления аппарата и забрать его. Согласитесь, это очень удобно, тем более что не придется тратить много времени, чтобы найти «пропажу». Квадрокоптеры DJI, например, Фантомы или Инспайр в случае возникновения аварийной ситуации автоматически вернутся на базу, при условии, что пилот выполнил проверку записи нулевых координат.

Кошмар владельцев квадрокоптеров добрался и до меня. :-)

Был на льду Ершовского залива Иркутского водохранилища. Решил поснимать вид на сверху своим . Все делал как сам . Калибровал компас, дождался определения 7 спутников, проверил стабильность полета.

Был ветер. Не такой уж и легкий, но доводилось летать и при более сильном. В ручном режиме коптер летал стабильно во всех направлениях. Было видно 9 спутников.

Отснял кадры и перешел, как обычно, в режим возврата домой (правым тумблером вниз: использую режим Naza). Коптер повернулся передом к месту взлета (это было видно по передаваемой картинке). Но почему-то расстояние до точки взлета стало не уменьшаться, а возрастать. Довольно шустро он начал удаляться от меня.

Щелкаю правым тумблером вверх (режим ручного управления с GPS), но коптер не реагирует (он всегда как-то заторможено на это реагирует), а через некоторое время пропадает и сигнал. Последняя картинка, что передал коптер:

По ней видно, что коптер уже умотал за мыс лесопитомника и стремительно уходил в сторону Иркутска. А камера (т.е. перед коптера) все так же повернута к месту взлета.

Прыгаю в машину, по льду объезжаю мыс и пытаюсь поймать сигнал. Сигнал сперва то появлялся, то исчезал (установка соединения с этим коптером через Wi-Fi очень-очень медленная), но новой картинки не было. Потом сигнал исчез совсем.

Проехался по льду почти до Якоби и обратно, смотрел коптер насколько мог. Естественно, так сходу его найти на такой площади было нереально. Мне нужно было уезжать, поэтому мысленно попрощался с квадрокоптером и покинул лед. Нда, весело!

Немного позже в спокойной обстановке посмотрел спутниковые снимки. Исходил из предположений:
1. Раз коптер улетал, хоть и не туда, значит моторы работали нормально, он не рухнул сразу вниз.
2. Коптер улетал без изменения азимута.
3. Аккумулятор не бесконечный, заряда было мало, коптер должен был совершить автоматическую посадку.

Примерно определил место последней переданной картинки. Задал направление, отметил в мобильном телефоне точки. И решил вернуться на лед, поставить машину и пешком идти искать коптер в снегу на льду Иркутского водохранилища.

В этот же день через несколько часов вернулся и пошел искать, хоть особой надежды и не было: коптер маленький и белый, возможная площадь большая. Да и не факт, что он куда-нибудь на деревья не упал. Жалко, что бинокль остался в другой машине.


(где-то там может быть коптер)

Снег был с настом, но неглубокий. Пешком можно было идти. Выбрал направление и выдвинулся. Когда пошел, то заметил, что выбранное направление совпадает с направлением ветра.

Безрезультатно прошел около 1 км, решил пройти еще немного и возвращаться, но по другой дуге. И вдруг вижу вдали подозрительный предмет:-)

Подбегаю ближе. Ура, это мой блудный коптер!

Все предположения подтвердились. Хотя это дикое везение и удача, что вышел практически точно на коптер. Как видно по его положению (лучи с красными метками обозначают перед), он так и улетал задом наперед. Сам коптер успешно совершил посадку в снег без внешних повреждений. Его не успело замести снегом.

Составил примерную схему на основе спутникового снимка bing (он весенний, поэтому более соответствует виду сверху):

Коптер успел улететь от места взлета примерно на 2.5 км. Улетал он задом наперед строго по ветру. Я не понимаю причину такого поведения! Его сдуло, его моторы не могли противостоять ветру? Но перед этим он отлично летал во всех направлениях в ручном (GPS) режиме! И уносить его начало только после перехода в режим возврата. И улетал он на максимальной скорости. Представляется мне, что это какая-то софтварная недоработка. Продукция DJI вообще склонна к самостоятельным безвозвратным улетам.

Сам квадрокоптер цел. Включается и работает. Но летать еще не пробовал. Что-то после таких фокусов доверие к нему здорово подорвано.

P.S. Еще напомню про существование функции "Find My PHANTOM...", которая почему-то расположена в разделе Settings мобильного приложения DJI VISION. Хоть она показывает только карту Google, но при наличии связи может помочь найти улетевший коптер. Но в моем случае функция была бесполезна - там показывалась позиция, с которой передана последняя картинка.

Сколько бы полезной электроники не напихивали производители внутрь корпуса дрона, практика показывает, что количество жалоб типа «Мой квадрокоптер улетел, помогите!» не уменьшается.

Наверное, не только начинающий, но и опытный пилот в той или иной мере ощущает волнение за своего летающего друга, когда тот скрывался из виду, и облегченно вздыхает, при появлении его на горизонте: «Фу, прилетел!»

Как обезопасить себя от неприятных ситуаций, связанных с потерей дрона в полете и как действовать, если казус случился, попробуем разобраться далее.


Квадрокоптер бессовестно улетел: с чего начинать поиски, как искать?

Если ваш дрон летает далеко, но не оснащен оборудованием для отслеживания, то, как минимум, нужно принять превентивные меры:

    Укажите свой номер телефона прямо на корпусе дрона или вложите в него записку с контактами и с просьбой вернуть коптер за вознаграждение. Поверьте, этот нехитрый прием спасает часто – есть еще добрые, а главное, честные люди.

    Сделайте свой коптер уникальным – пометьте его каким-то образом, чтобы в случае потери можно было идентифицировать его среди сотни других. Такой прием поможет вам отыскать друга, например, на сайте продажи б/у дронов.

    Во время дальних полетов время от времени сохраняйте скриншоты экрана планшета или смартфона. Это поможет определить последнее местонахождение дрона.

    Контролируйте заряд аккумулятора. Не рискуйте дальними полетами без уверенности в «полном баке».

    Установите GPS-трекер. С таким датчиком вы точно будете знать, где сел или упал коптер. Но учтите, что если сеть не ловит – толку от него мало.


Если дрон улетел из поля зрения и пропал, действуйте следующим образом:

    Определите, если есть такая возможность, последнюю точку, где был коптер и вероятную зону его местонахождения.

    Сделайте поправку на скорость и направление ветра и установите величину заряда АКБ в момент потери сигнала. Определите примерно сторону и возможную дальность дистанции, на которую удалился беглец.

    Хорошо если удастся собрать команду друзей, готовых помочь в поиске. Прочешите местность, которую определили в предыдущем пункте, как возможное местонахождение.

    Отслеживайте объявления о продаже квадрокоптеров на сайтах б/у вещей. Если кто-то нашел и решил продать вашего друга, то заранее нанесенные на нем пометки здорово помогут при идентификации.


Что поможет найти дрон: функция GPS , но и она – не панацея

Большинство современных дронов, которые рассчитаны на дальние полеты и аэросъемку, оснащены GPS-датчиками. Эта функция позволяет умному аппарату записывать точные геоданные о точке старта и определять свои координаты в пространстве, а затем передавать их на пульт дистанционного управления.

GPS-функция – это опция, которая запускается в режиме «Возврат домой» (RTH, Return To Home), но квадрик при этом ориентируется не просто на пульт ДУ (как это происходит у моделей без GPS), а летит именно на точку взлета, координаты которой он зафиксировал в памяти.


«Возврат домой» срабатывает автоматически в случаях когда:

    потерян сигнал с пульта ДУ,

    заряд аккумулятора близится к критически низкому.

Активировать функцию можно и принудительно, если дрону грозит опасность или если пилот не уверен в своих действиях.

Вы выбивались из сил, чтобы купить новенький беспилотник? Последнее, чего вы хотите - разбить его, сделав что-то не так. Хотя многие причины неполадок и находятся далеко вне зоны вашего влияния, тем не менее, нужно знать об ошибках, которых вы можете избежать, и вопросах, которые можете контролировать.

Почему беспилотники падают?

1. Неисправные роторы

Несущие винты или пропеллеры сконструированы таким образом, чтобы быть одновременно и прочными и мягкими, дабы не причинять вреда людям, и не наносить ущерба окружающим предметам. Вследствие чего они очень восприимчивы к изменению формы после пары-тройки ударов. Всегда проверяйте винты перед каждым полетом, вы должны убедиться, что они в идеальном состоянии.

2. Нет сигнала GPS

Если вы управляете своим БПЛА (беспилотным летательным аппаратом) в помещении, вы практически на 100% потеряете GPS-сигнал. Поэтому и рекомендуется всегда пилотировать квадрокоптер на открытых пространствах, подальше от высоких зданий.

3. Ошибки работы компаса

Расстроенные компасы - одна из самых частых причин аварий беспилотников. Компасы дронов могут быть расстроены по причинам попадания в любой источник магнитных полей или радиочастот. Избегайте держать свой БПЛА вблизи от магнитов, таких как автомобильные колонки, например, в процессе транспортировки. Не пилотируйте в местах с сильно выраженным электромагнитным фоном, близко к высоковольтным линиям электропередач и телефонным вышкам.

4. Потеря передачи видео

Еще одна частая причина аварий. Это может произойти в любой момент, начиная с вашего первого полета, заканчивая месяцами после. Часто происходит из-за поврежденных портов и плохо вставленных кабелей. Перед полетом убедитесь, что кабели не болтаются. А после - что вы их отсоединили. Держите порты в надлежащем состоянии.

5. Вы слишком рано нажали кнопку «Возврат(RTH)»

Когда вы теряете контроль над своим беспилотником, одной из самых быстрых и естественных реакций будет нажать кнопку «Возврат», но стоит помнить, что большинство представленных на рынке квадрокоптеров не в состоянии избегать препятствий самостоятельно. Это значит, что он просто проложит прямую линию до «домашней точки», не обращая внимания на деревья, здания и линии электропередач на своем пути. Это может легко повлечь серьезную аварию. Не нужно паниковать и жать на кнопку возврата каждый раз, как вы теряете управление. Сохраняйте спокойствие и найдите лучший вариант развития событий.

6. Неверно указанная «домашняя точка»

Иногда это происходит, если сигнал GPS пропадает в процессе полета, а потом возобновляется, вынуждая беспилотник поменять пункт назначения. Нужно понимать, что «домашняя точка» может быть там, где ваш аппарат взлетел или там, где находится ваш пульт дистанционного управления. Поэтому нужно проверять правильность этих настроек. Очень важно убедиться, что вы настроили высоту, по которой БПЛА будет возвращаться обратно. Она должна быть выше любых зданий в окрестностях. 100 метров будет как раз, если только вы не пилотируете в городе, или около каких-то особенно высоких сооружений, вроде телефонных вышек.

7. Низкий уровень заряда батареи

Есть смысл начинать каждый новый полет с полностью заряженной батареей и никогда не соблазняться начать его с разряженной. Хоть вы в большинстве случаев и избежите проблем, летая с полупустой батареей, все же всегда есть риск, что она разрядится, когда вы меньше всего ожидаете этого.

8. Недостаточный заряд батареи для безопасного возвращения

Важно сажать свой беспилотник с 30% заряда в запасе, на случай, если непредвиденная ситуация вынудит вас отложить посадку. Тогда у вас будет достаточно времени, чтобы найти новую посадочную площадку, или чтобы разобраться с проблемой. Больше того, в некоторые БПЛА встроена функция самоотключения, когда беспилотник автоматически направляется в «домашнюю точку» как только заряд батареи садится до 10%. Хотя это и удобная функция, но если в окрестностях есть деревья или другие препятствия между ним и точкой возврата, он влетит прямо в них.

9. Авария с участием другого беспилотника

Если в небе замечен другой БПЛА - шансы столкновения велики, особенно если пилоты, выполняющие сложные летательные маневры, не осведомлены о присутствии друг друга.


10. Ошибки навигации

Когда беспилотник летает очень высоко в небе, бывает сложно, особенно для начинающих пилотов, отличить, где какая его сторона, где хвост, где нос, и в связи с этим неправильно его направить. Вы должны привыкнуть к своему БПЛА прежде, чем направлять его далеко.

Что делать, если случилась авария?

Не важно, насколько вы опытны. Если у вас есть беспилотник - надо понимать, авария произойдет. Иногда по вашей вине, иногда вследствие неконтролируемых вами причин. Как бы там ни было, ваш любимый беспилотник рано или поздно упадет. Так что же делать, когда это произойдет?

Прежде всего, разыщите его. Проверьте его на повреждения. Запишите, кокой ущерб ему нанесен. Вы используете эту заметку в том случае, если нужно будет обращаться к производителю. Ниже представлены шаги, которые желательно предпринять после того, как заберете беспилотник с места падения:

    1. Выключите БПЛА и снимите батарею и пропеллеры.
    2. Вычистите грязь, песок и прочий мусор стерильными сафетками.
    3. Пока дрон перевернут, поверните винты, чтобы сместить песок и грязь, затем подуйте в каждый (или используйте сжатый воздух), чтобы убрать оставшуюся грязь.
    4. Проверьте диапазон углов вращения стабилизатора, не изогнуты ли детали, наличие трещин.
    5. Проверьте камеру на наличие трещин, хорошо ли закреплены кабели.
    6. Проверьте батарею на предмет повреждения корпуса.
    7. Снимите все пропеллеры. Убедитесь, что они не деформированы и трещин нет. Если проблемы есть - замените пропеллер.
    8. Проверьте все детали стабилизатора и устройства для защиты от падения, чтобы убедиться, что они надежно закреплены и не повреждены.
    9. Проверьте раму на наличие трещин, включая стойки.
    10. Проверьте каждый двигатель, как он закреплен, каждый шуруп.
    11. Сдуйте еще раз песок, мусор и грязь со всех движущихся частей.
  1. По завершении тщательной очистки, вставьте обратно батарею.
  2. Перезагрузите БПЛА на ровной поверхности и снова запустите.
  3. Откалибруйте компас и гироскоп.
  4. Проверьте диапазон углов вращения стабилизатора. Подвигайте квадрокоптер.
  5. Запустите двигатели без пропеллеров, проверьте, не вибрируют ли они.
  6. Выключите двигатели. Присоедините винты. Повторно запустите двигатели и проверьте опять, не вибрирует ли устройство.
  7. Поднимите БПЛА на небольшую высоту, чтобы проверить, нет ли непонятных движений, покачиваний.
  8. В процессе записи видео, произведите обычные маневры (вперед, назад, вправо, влево, рывок влево-вправо, вверх, вниз).
  9. Просмотрите видео, не трясется ли.
  10. Произведите один полет на большую дистанцию. Он должен быть низкоскоростным и не высоко от земли (избегайте поверхности воды), чтобы убедиться, что все работает.

В некоторых случаях, вам может быть положен бесплатный (либо недорогой) ремонт по гарантии, в сервисах вашего производителя. Когда вы до них дозвонитесь, объясните им все детали полета, которые сможете вспомнить. Если ваш летательный аппарат уже не на гарантии, не стоит переживать, если у вас есть DJI Care Refresh. DJI Service может покрыть любой ущерб от аварии. Если для вас пилотирование - хобби, то DJI Care Refresh может оказаться полезным, если дрон падает несколько раз в процессе использования в первый год. Беспилотники - очень сложные устройства, которые опираются на несколько разных систем, чтобы летать правильно. Вы не можете повлиять на программное обеспечение и аппаратуру, но если вы знаете о вопросах, которые можете контролировать и ошибках, которых можете избежать, вы сможете минимизировать вероятность падения, или даже потери квадрокоптера. Большинство аварий можно предотвратить простой бдительностью и аккуратностью при подготовке к полету и в процессе самого полета.

Как бы ни старались производители квадрокоптеров использовать новейшие технологии, к сожалению, факт остается фактом – рано или поздно почти каждый пилот сталкивается с неприятной проблемой «у меня улетел квадрокоптер ».

К сожалению, с этой неприятностью столкнулся и я - новичок, неопытный пилот квадрокоптера. Однажды, я запустил свой Syma X8G слишком далеко и потерял из вида, так и не нашел. Ошибки я свои уже давно осознал и проанализировал. Что поделать, на ошибках учатся. Зато со своим хобби я определился

Но почему же они все-таки улетают? Попробуем разобраться, почему это происходит, как это предотвратить и что делать, если все-таки коптер улетел.
В настоящее время большинство квадрокоптеров оснащено функцией GPS, что позволяет им определять свои координаты в пространстве, запоминать их и удерживать при необходимости. Эта же функция позволяет осуществить автоматический «возврат домой», т.е. возврат на записанную по координатам GPS точку в случаях:

  • потери сигнала с пульта управления
  • низкого заряда аккумулятора
  • принудительной активации функции

Перед взлетом обязательно убедитесь в том, что квадрокоптер отследил все спутники и готов к работе. Так же не лишнем будет сделать калибровку компаса (если вы отдалились от прошлого места для полетов более чем на 10 км), делается калибровка за пару минут, как именно - смотрите в инструкции к квадрокоптеру.
В качестве точки старта (и места посадки при автовозврате) выбирайте место без деревьев, столбов и проводов на расстоянии 15 метров. Это позволит квадрокоптеру без повреждений приземлиться в автоматическом режиме.
Все вышеупомянутые квадрокоптеры при проседании аккумулятора летят к точке взлета, а в случае невозможности ее достигнуть совершают автоматическую посадку. Это актуально, если вы отлетаете достаточно далеко от точки взлета ради интересных кадров.
Если вы отлетите более километра от точки взлета (зависит от дрона и местности), то ваш квадрокоптер потеряет сигнал от передатчика и начнет автоматический возврат.
Лучше, конечно, не допускать такого и сохранять возможность управления квадрокоптером, а это означает, что необходим усилитель сигнала от пульта управления.

Вот здесь↓ представлены модели дронов с автовозвратом.

Казалось бы, вот она панацея! Он улетел, но обещал вернуться! Почему же эта функция может не сработать? Причин здесь не так уж и много. В большинстве случаев, это запуск квадрокоптера без записи точки взлета, и более редко – банальный сбой в электронике.
Хочется отметить, что дроны компании DJI являются наиболее надежными из всех существующих на сегодняшний день, но лучше быть начеку...

Вот несколько советов для того, чтобы потом не пришлось расстраиваться, что улетел дрон:
Как найти квадрокоптер, если он улетел - совет очевидный:

  • Попытайтесь определить возможную зону местонахождения коптера.
  • Соберите команду единомышленников и начните поиски.
  • Дайте объявление на форумах, в группах Вконтакте, возможно, найдутся люди, которые видели или нашли ваш коптер
  • Следите за объявлениями о продаже б/у квадрокоптеров - ваш дрон может оказаться и в этой категории. И в этом случае, вам может очень сыграть на руку, если дрон будет персонифицированный, т.е. с какими-нибудь наклейками или др. отличительными знаками, чтобы вы могли легко опознать его.