Как настроить 5 полосный эквалайзер. Делаем громкий бас в наушниках на компьютере. Эквалайзер и наушники: зачем это нужно

Все мы любим слушать музыку, у каждого свои вкусы и жанры которые любим. Но для разных жанров музыки нужны разные наушники, например, если вы любите современную электронную музыку вам нужны наушники с акцентом на низких частотах, но слушать в таких наушниках классическую музыку не очень приятно. Верно и обратное, наушники для прослушивания инструментальной музыки не очень подходят для мощного драйва рейва или хэппи хардкора. Именно по этой причине в современных телефонах и компьютерах есть эквалайзер, он помогает нам изменить характер звучания наушников без необходимости их замены.

Какие звуковые частоты отвечают за бас?

Наименование диапазона частот Частота звука в Герцах
Низкий бас 20-40
Средний бас 40-80
Верхний бас 80-160
Низкие средние частоты 160-320
Средние средние частоты 320-640
Верхние средние частоты 640-1280
Низкие высокие частоты 1280-2560
Средние высокие частоты 2560-5120
Высокие высокие частоты 5120-10200
Верхняя октава 10200-20400

Как видно из таблицы нас интересуют звуковые частоты от 20 до 160 Гц, в зависимости от того какой именно бас вы хотите увеличить.

Добавляем басы в наушниках на телефонах Android

На телефоне с операционной системой Android можно увеличить басы двумя способами:

  1. через системное меню
  2. в аудио плеере

Увеличение басов в наушниках из системного меню Android

Я пользуюсь телефоном Xiaomi Mi5 и покажу на его примере как можно увеличить басы, если у вас телефон от другого производителя, проверьте, очень вероятно что у вас тоже есть такая функция, она может называть по-другому, или находится в другом разделе меню.

Шаг 1 — подключите наушники


Во многих случаях без подключенных наушников функция усиления басов отключена в телефоне, так что перед манипуляциями подсоедините наушники.

Шаг 2 — настройки

Зайдите в настройки телефона, найдите там раздел «Система и устройства» или аналог. Зайдите в меню «Дополнительно». Ещё раз повторю, я показываю как увеличить бас на телефоне Xiaomi, в вашем случае меню могут называть иначе или располагаться в других разделах настроек.

Шаг 3 — наушники и звуковые эффекты

Найдите меню «Наушники и звуковые эффекты», зайдите в него.

Шаг 4 — улучшение звука Mi

Активируйте функцию «Улучшение звука Mi».

Шаг 5 — эквалайзер

Наша цель всех предыдущих манипуляций — добраться до функции «Эквалайзер» в телефоне. Если у вас другой телефон, можете сразу попробовать найти эту функцию через поиск в настройках.

Шаг 6 — настройка эквалайзера

Для увеличения баса вам нужно увеличить громкость определенных звуковых частот — так работает эквалайзер. Все частоты, что находятся ниже 1 Кгц как раз отвечают за бас, особенно заметно влияют частоты от 20 до 200 Гц. Для простоты — попробуйте увеличить 2-3 крайних левых ползунка вверх на несколько делений. Вы должны заметить, что низкие частоты увеличились, стали звучать более сочно и глубоко. Но не увлекайтесь, чрезмерное увеличение громкости определенных частот влечёт за собой искажение в звучании, чем больше вы увеличиваете или уменьшаете громкость частот, тем большие искажение в звучание вы вносите.

Эквалайзер создан для точной корректировки звучания конкретной модели наушников под нужды слушателя, обычно эти корректировки не выходят за пределы 2-4 Дб по конкретному частотному срезу, если вам нужно увеличить ползунок на большую величину, значит, что вы выбрали не ту модель наушников под свои вкусы.

Если манипуляции с эквалайзером не дают вам желаемого эффекта, значит вам нужно менять наушники, драйверы физически не способны проиграть низкие частоты так, как вы хотите.

Делаем мощный бас в наушниках с помощью аудио приложения

Далеко не всегда нам нужно увеличивать бас для всего звука, как в предыдущем методе, часто нам достаточно увеличить его только для музыки.

Этот метод справедлив как для мобильный гаджетов, так и для компьютеров. Откройте ваш любимый плеер, найдите в нём эквалайзер и настройте звук по вашему вкусу, но только для музыки. Это самый разумный способ.

Покажу на примере мобильного приложения Deezer , которое я использую для прослушивания музыки.

Шаг 1 — Deezer

После запуска Deezer перейдите во вторую вкладку, где вверху справа будет кнопка «настройки».

Шаг 2 — эквалайзер

В настройках приложения вам нужно включить эквалайзер. После включения вы увидите уведомление, которое предупреждает вас о том, что чрезмерное увлечение эквалайзером несёт за собой значительные искажения в воспроизводимом звуке и я с этим полностью согласен.

Шаг 3 — настройка эквалайзера

Так выглядит настройка эквалайзера в Deezer. Кстати, тут есть отдельная функция для усиления басов, так что вы можете не трогать частотные характеристики, а просто включить «Bass boost» и регулировать только усиление басов.

Делаем громкий бас в наушниках на компьютере

На компьютере всё происходит точно также, как и на телефонах. Тут тоже есть 2 способа сделать бас громче:

  1. С помощью системного приложения от звуковой карты;
  2. В музыкальном плеере.

Увеличиваем басы с помощью системного приложения компьютера

Шаг 1 — панель управления


Я покажу вам как увеличить басы на примере звуковой карты от компании Realtek, т.к. это самый распространённый способ. Если у вас звуковая карта от Creative или Asus — там всё делается точно также, только приложения выглядят по-другому.

Зайдите в панель управления компьютера и найдите там пункт «Realtek HD».




И в самом приложении по управлению звуковой картой необходимо включить эквалайзер и настроить звук по своему вкусу. Напомню, за низкие частоты отвечают крайние левые 2-3 ползунка. Увеличивайте их постепенно, каждый раз на один шаг и слушайте музыку, проверяйте результат, т.к. очень просто ошибится и вместо мощного баса получить искажение звука до полной неузнаваимости.

Делаем мощный бас в музыкальном плеере на компьютере

Шаг 1 — запускаем ваше любимое приложение (для примера я запустил VLC)

Вы видите окно плеера, в моём случае в нижней панели управления приложением есть пункт «Эквалайзер». Надо нажать на кнопку.

Шаг 2 — настройка эквалайзера


Привычным движением активируем работу эквалайзера, и начинаем регулировать крайние левые ползунки. Получаем заметное усиление низких частот при воспроизведении. Плеер VLC универсален, он одинаково хорошо справляется как с музыкой, так и с фильмами, так что настроив звук один раз вы получите его во всех медиа файлах, которые будете прослушивать.

Всё, я показал вам как сделать басы громче в наушниках на мобильных устройства и компьютерах, надеюсь, вам помогла эта статья.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что эквалайзер – это основной инструмент обработки звука как при записи, так и при живой работе. Частотная обработка осуществляется почти на каждом инструменте. Очень редко получается сразу получить искомый звук или его оттенок, не пользуясь при этом эквалайзером. Этот прибор появился вместе со звукозаписью как таковой и является ее неотъемлемой частью и по сей день. В начале были простые регуляторы тембра на краях частотного диапазона и они могли только ослаблять сигнал в своей полосе, теперь же они эволюционировали до сложнейших многополосных параметрических эквалайзеров. Рассмотрим два основных вида этих приборов: графический и параметрический эквалайзеры.

Графический эквалайзер

Получил свое название благодаря принципу его исполнения, при котором положение ползунков отображает вид получаемой частотной характеристики. Этот прибор представляет собой набор фильтров различных частот, которые они могут пропускать. Весь сигнал, состоящий из множества частот, делится на несколько сигналов с более узкими частотными диапазонами. Графический эквалайзер позволяет осуществлять усиление (подъем) или ослабление (завал) этих сигналов. Эти частоты (полосы) отстоят друг от друга на одинаковый интервал, который имеет три значения: 1, 1/2 и 1/3 октавы. Само собой, наиболее удобными и функциональными являются 1/3–октавные эквалайзеры. Особенностью многих дешевых графических эквалайзеров является то, что их усиление не является симметричным относительно центральной частоты, по которой осуществляется регулирование. Если нормальная АЧХ эквалайзера при подъеме на какой либо частоте представляет собой что-то вроде колокола, то у такого горе–эквалайзера усиление уменьшается в сторону понижения частоты гораздо медленнее, чем в сторону ее повышения. На низких частотах это еще почти не заметно, но с повышением регулируемой частоты эффект многократно усиливается.

Графический эквалайзер DBX 2231 31 плосный

Поэтому при покупке эквалайзера стоит проверить симметричность его АЧХ на спектроанализаторе, благо сейчас это уже не такая труднодоступная вещь, как раньше, можно обойтись простым ноутбуком с необходимым программным обеспечением. В силу своей относительной дороговизны и малой гибкости, графические эквалайзеры редко применяются для обработки отдельных инструментов, но ими очень удобно корректировать АЧХ акустических систем концертных залов и

Параметрический эквалайзер

Такой эквалайзер обычно устанавливается в линейках дорогих микшерных пультов. В отличие от графического, у параметрического эквалайзера частота регулирования может плавно перемещаться по всему частотному диапазону. Кроме того, ему присущ еще и такой параметр, как ширина полосы (width) или ее обратная величина – добротность (Q). То есть, если в графическом эквалайзере мы имеем фиксированную ширину полосы, то в параметрическом мы можем изменять ее в широких пределах. В некоторых эквалайзерах реализован принцип «пропорционального Q». Дело в том, что увеличивая ширину полосы, мы увеличиваем и площадь нашего колокола, т.е. мощность сигнала. Во избежание этого и для повышения точности регулирования эквалайзер при увеличении ширины полосы уменьшает уровень сигнала. Многие считают эту функцию полезной.


Параметрический эквалайзер DBX 586

В некоторых простых микшерных пультах с целью удешевления устанавливаются так называемые полупараметрические эквалайзеры. Их отличие от полностью параметрических состоит в том, что в таких эквалайзерах нет возможности регулировать ширину полосы.

Еще одна разновидность – шельфовые эквалайзеры. С их помощью осуществляется регулировка на краях частотного диапазона. Такие эквалайзеры более близки к параметрическим, чем к графическим. Здесь мы имеем только два параметра регулирования: частоту и величину усиления или ослабления. Следовательно, шельфовый эквалайзер регулирует уровень звучания ниже какой-нибудь частоты на низких частотах и выше выбранной частоты на высоких.

Следует также упомянуть об обрезных фильтрах, которые обрезают все частоты ниже или выше какой-нибудь выбранной вами частоты. Такие фильтры используются, например, для удаления низкочастотного гула сети или сигналов, лежащих выше человеческого порога слышимости.

Применение эквалайзера

Бывает так, что несколько музыкальных инструментов имеют примерно одинаковые рабочие частоты, что при их одновременном звучании звук становится не таким, как хотелось бы. Тогда задача эквалайзера – убрать мешающие и выделить полезные, характерные для того или иного музыкального инструмента частоты. Для начала, следует определить, какие частоты регулировать и насколько. Выставляем на эквалайзере узкую полосу обрабатываемых частот. Затем вращаем регулятор изменения частоты и проходимся эквалайзером по всему частотному диапазону инструмента. При этом усиление эквалайзером выбранной частоты должно составлять около шести децибел. Такая процедура позволит изучить спектр инструмента и выяснить какие частоты полезны, а какие портят звучание. Найдя такие частоты, нужно поэкспериментировать с шириной полосы и усилением на ней, пока звучание не станет таким, каким вы его и задумывали.

Вот несколько общих характеристик, которыми можно руководствоваться при эквализации тех или иных инструментов:
Частоты ниже 100 Гц делают звук более массивным и ощутимым, но также могут сделать его бубнящим.
Частоты от 100 до 250 Гц могут добавить звуку полноты.
Частоты около 400 Гц делают звук более грубым.
Частоты от 600 до 800 Гц добавляют звуку глубины и полноты.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким, усиливают эффект присутствия.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким.
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности.

Вокал
Для создания полноты можно поднять частоту 150Гц на 2-3дБ.
Для поднятия разборчивости добавьте немного на частоте 3кГц.
Чтобы усилить эффект присутствия, добавьте несколько децибел на частоте 5-6кГц.
Если в вокале присутствует свист, тогда нужно снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности поднимите уровень выше 12кГц.

Электрогитара
Для этого инструмента существует огромное количество вариантов эквализации, каждый из которых подходит под определенное ее звучание. Тут главное – побольше экспериментировать. Но я все же дам несколько общих советов.
Для устранения тусклости звучания электрогитары, нужно ослабить сигнал на частотах ниже 100Гц.
Усиление частот от 120 до 250Гц придаст звуку теплоту.
Усиление частот от 2,5 до 4кГц подчеркнет атаку, а усиление 5кГц придаст яркости.

Акустическая гитара
Акустическая гитара звучит лучше, если немного снизить частоту 80Гц и от 800 до 1кГц.
Если хотите получить теплый и полный тон, можете попробовать усилить 150 и 250Гц.
Добавьте несколько децибел на частоте от 3 до 5кГц, если хотите подчеркнуть атаку и перкуссию.
Добавление нескольких децибел на частоте 5кГц придаст яркости инструменту.

Бас-гитара
Очень важно всегда помнить, что бас-гитара и большой барабан «бочка» работают в близких диапазонах, поэтому нужно стараться чтобы были ясно слышны оба инструмента. Нужно настроить частоты так, чтобы обеспечить для каждого из них свое пространство. Как правило, у бас-гитары вырезаются те частоты, которые поднимают у бочки.

Барабаны
Для уменьшения картонного призвука у большого барабана, я советую вырезать немного между 600 и 800Гц.
Для того чтобы подчеркнуть щелчок удара колотушки приподнимите частоты от 2,5 до 5кГц.
При обработке малого барабана усиление от 3 до 5кГц подчеркивает атаку, а подъем на частоте 10кГц делает звук хрустящим.
Для том-тома рекомендуется небольшое усиление в полосе от 200 до 250Гц.
Вырезание частот ниже 200Гц позволяет избавится от шума остальных инструментов при живой записи хета.
Если тарелки звучат неясно, срежьте несколько децибел в полосе от 1 до 2кГц.
Ударные инструменты с высоким тоном, такие как шейкер, хорошо звучат если немного усилить высокие частоты (выше 10кГц). Это придаст звуку яркость и мягкость. Можно срезать все частоты ниже 500Гц, чтобы избавится от резкости, которая иногда может возникать при слишком близком расположении микрофона при записи.

Вот пожалуй и все. Хотя эта статья и не является исчерпывающей, но она наверняка поможет начинающим музыкантам и звукорежиссерам разобраться в самом важном процессе звукозаписи – частотной обработке.

Столкнулся с проблемой настройки эквалайзера. Вот нашел на cowonworld.ru такое руководство. Довольно полезное:)

Применение эквалайзера

Бывает так, что несколько музыкальных инструментов имеют примерно одинаковые
рабочие частоты, что при их одновременном звучании звук становится не таким, как
хотелось бы. Тогда задача эквалайзера - убрать мешающие и выделить полезные,
характерные для того или иного музыкального инструмента частоты. Для начала,
следует определить, какие частоты регулировать и насколько. Выставляем на
эквалайзере узкую полосу обрабатываемых частот. Затем вращаем регулятор
изменения частоты и проходимся эквалайзером по всему частотному диапазону
инструмента. При этом усиление эквалайзером выбранной частоты должно составлять
около шести децибел. Такая процедура позволит изучить спектр инструмента и
выяснить какие частоты полезны, а какие портят звучание. Найдя такие частоты,
нужно поэкспериментировать с шириной полосы и усилением на ней, пока звучание не
станет таким, каким вы его и задумывали.

Вот несколько общих характеристик, которыми можно руководствоваться при
эквализации тех или иных инструментов:
Частоты ниже 100 Гц делают звук более массивным и ощутимым, но также могут
сделать его бубнящим.
Частоты от 100 до 250 Гц могут добавить звуку полноты.
Частоты около 400 Гц делают звук более грубым.
Частоты от 600 до 800 Гц добавляют звуку глубины и полноты.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким, усиливают
эффект присутствия.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким.
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности.

Вокал
Для создания полноты можно поднять частоту 150Гц на 2-3дБ.
Для поднятия разборчивости добавьте немного на частоте 3кГц.
Чтобы усилить эффект присутствия, добавьте несколько децибел на частоте 5-6кГц.
Если в вокале присутствует свист, тогда нужно снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности поднимите уровень выше 12кГц.

Электрогитара
Для этого инструмента существует огромное количество вариантов эквализации,
каждый из которых подходит под определенное ее звучание. Тут главное - побольше
экспериментировать. Но я все же дам несколько общих советов.
Для устранения тусклости звучания электрогитары, нужно ослабить сигнал на
частотах ниже 100Гц.
Усиление частот от 120 до 250Гц придаст звуку теплоту.
Усиление частот от 2,5 до 4кГц подчеркнет атаку, а усиление 5кГц придаст яркости.

Акустическая гитара
Акустическая гитара звучит лучше, если немного снизить частоту 80Гц и от 800 до
1кГц.
Если хотите получить теплый и полный тон, можете попробовать усилить 150 и 250Гц.
Добавьте несколько децибел на частоте от 3 до 5кГц, если хотите подчеркнуть
атаку и перкуссию.
Добавление нескольких децибел на частоте 5кГц придаст яркости инструменту.

Бас-гитара
Очень важно всегда помнить, что бас-гитара и большой барабан «бочка» работают в
близких диапазонах, поэтому нужно стараться чтобы были ясно слышны оба
инструмента. Нужно настроить частоты так, чтобы обеспечить для каждого из них
свое пространство. Как правило, у бас-гитары вырезаются те частоты, которые
поднимают у бочки.

Барабаны
Для уменьшения картонного призвука у большого барабана, я советую вырезать
немного между 600 и 800Гц.
Для того чтобы подчеркнуть щелчок удара колотушки приподнимите частоты от 2,5 до
5кГц.
При обработке малого барабана усиление от 3 до 5кГц подчеркивает атаку, а подъем
на частоте 10кГц делает звук хрустящим.
Для том-тома рекомендуется небольшое усиление в полосе от 200 до 250Гц.
Вырезание частот ниже 200Гц позволяет избавится от шума остальных инструментов
при живой записи хета.
Если тарелки звучат неясно, срежьте несколько децибел в полосе от 1 до 2кГц.
Ударные инструменты с высоким тоном, такие как шейкер, хорошо звучат если
немного усилить высокие частоты (выше 10кГц). Это придаст звуку яркость и
мягкость. Можно срезать все частоты ниже 500Гц, чтобы избавится от резкости,
которая иногда может возникать при слишком близком расположении микрофона при
записи.

Статус темы: Закрыта.

  1. Настройка эквалайзера ​

    Настройка эквалайзера. Особенности АЧХ.
    Эквалайзер - широкодиапазонное корректирующее устройство для настройки АЧХ звуковых сигналов.

    Часть 1

    Немного истории
    Рожденный в 30-х годах, эквалайзер является старейшим и наиболее часто используемым методом обработки звука звукорежисерами. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции: от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров, позволяющих изменять амплитудно-частотную характеристику звукового устройства. За последние пол века схемотехника эквалайзеров усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить возросшие требования аудиоиндустрии.

    Понимание сущности тембровой коррекции и ее воздействия на звуковой сигнал

    Остановимся на разъяснении двух областей применения эквалайзера, а именно голос и его музыкальное сопровождение. Я хочу обсудить различные спектральные составляющие звука: что они делают для самого звука, и как мы это воспринимаем. Почему иногда звук бывает резким или грязным? Почему мы иногда не можем разобрать текст песни? Давайте найдём ответы на эти вопросы и, вообще, внесём хоть немного ясности в мистический мир эквалайзеров.

    Вокал

    Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра - приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить - кто именно говорит, и поэтому, правильная передача ее является неотъемлемой частью качественного звука.

    Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.

    К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 - 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.

    Уменьшив уровень составляющих низкочастотной части спектра и увеличив уровень в диапазоне от 1 до 5 килогерц можно существенно увеличить разборчивость и ясность голоса. Вот несколько возможных последствий грубого тембрового вмешательства в звук:
    поднятие АЧХ на участке 100 - 250 герц делает вокал гулким;
    вырезание участка 150 - 500 герц порождает пустоту, неосновательность;
    уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечет за собой излишнюю жесткость;
    поднятие части спектра около 3 килогерц несет жесткую металлическую гнусавость;
    уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным;
    поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и появлению "звукового песка".

    Следствия тембровой коррекции вокала

    Во всех случаях для уверенного управления тембром лучше всего использовать эквалайзер с регулируемой параметрикой.
    80 - 125 герц
    Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.

    160 - 250 герц
    Звуковая основа.

    315 - 500 герц
    Очень важно для качественного звука.

    630 - 1000 герц
    Важно для естественного звучания.
    Чрезмерное поднятие приводит к получению "телефонного звука".

    1250 - 4000 герц
    Артикуляция вокала, манера исполнителя.

    5000 - 8000 герц
    Очень важно для разборчивости.

    1250 - 8000 герц
    Придают чистоту и ясность.

    5000 - 16000 герц
    Чрезмерное усиление приводит к сыпучему, свистящему звуку.

    Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 - 400 герц приводит к маскировке согласных, таких как "м", "б", "в". Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 - 4000 герц приводит к быстрому утомлению слуха. Вокал можно слегка осветлить, подняв в районе 3 килогерц, одновременно уменьшив усиление на этой же частоте у всех инструментов аккомпанимента.

    Инструменты

    Микширование инструментов -это настоящее искусство, и звукорежиссеру приходится не один раз обращаться к помощи эквалайзера, прежде чем он найдет тот звук, который ему нужен. Многие инструменты имеют столь мощный и богатый звук, что его практически невозможно передать близко поставленным микрофоном. Вот здесь-то и приходит на помощь эквалайзер, основная цель которого донести до нас этот звук в наиболее естественной его форме.

    Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путем подчеркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны - это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путем простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчеркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.

    31 - 50 герц
    Дают музыке мощность и энергию.
    При чрезмерном их подчеркивании звук может помутнеть, стать тусклым.
    Так же маскируют некоторые гармонические компоненты.

    80 - 125 герц
    При чрезмерном поднятии их возникает бум-эффект

    160 - 250 герц
    Обычная проблема большинства миксов.
    Избыток лишает фонограмму мощности, но они, все же,
    необходимы для "теплого" звучания фонограммы.
    160 герц самая раздражающая частота.
    Здесь же расположена звуковая основа бас-гитары и других бас-инструментов

    300 - 500 герц
    Здесь расположена звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов.

    400 - 1000 герц
    Основа и гармоники струнных, клавишных и перкуссии.
    Здесь самая важная область, отвечающая за естественность звучания -
    здесь расположен именно голос инструмента.
    Избыток приводит к трубоподобности звучания.

    800 - 4000 герц
    Здесь самая подходящая область, что бы выделить инструмент
    или слегка подогреть его звучание.
    Избыток приводит к быстрому ауральному утомлению.

    1000 - 20000 герц
    Избыток приводит к заметному истончению звука.

    4000 - 10000 герц
    Область разборчивости перкусии, тарелок, малого барабана.

    5000 герц
    Отвечает за прозрачность.
    Избыток привносит некоторую отдаленность звучания.

    8000 - 20000 герц
    Очень часто именно с ней ассоциируется понятие качества записи или микса.
    Именно здесь лежит источник глубины микса и чистоты его атмосферы.
    Избыток приводит к пронзительному и ломкому звучанию.

    А здесь еще несколько замечаний по поводу формирования АЧХ, но уже относительно разных инструментов. При работе с живым звуком я даже выставляю эти значения эквалайзера перед саундчеком -это позволяет сэкономить время на отстройке. Но не придавайте этому слишком большого значения - это не более чем точка отсчета, с этого просто удобно начинать.

    Большой барабан: кроме обычного вырезания области от 200 до 400 герц обычно вырезается узкая полоса спектра в области 160, 800 и 1300 герц. Это позволяет освободить место для звуковой основы бас-гитары и музыки в целом. Еще я обнаружил, что применение ВЧ фильтрации от 50 герц позволяет уплотнить звук большого барабана, оставив для вашего компрессора именно тот сигнал, с которым он может музыкально работать. Подъем 5 ? 7 кГц для отчетливого щелчка.

    Малый барабан: это именно тот инструмент, звук которого очень легко замутнить слишком большим количеством низа. Частоты ниже 150 герц никогда не используются для получения современного звука. Могу предложить для их подавления все тот же ВЧ фильтр. Большинство моделей малых барабанов требуют лишь подрезать несколько частот. Начните с 400 герц, 800 герц и некоторого количества 1300 герц. Именно, начните, вовсе не обязательно, что вам придется крутить их все. Если малый барабан слишком торчит в миксе, но вы не хотите изменять его уровень, приснимите немного 5кГц - это слегка отдалит его, и потом скомпенсируйте это легким поднятием 10 кГц.

    Хай-хэт: В НЧ участке спектра содержится очень мало информации о звуке хай-хэта. Применение ВЧ фильтра с частотой среза 200 герц может освободить звук от нежелательной грязи. Основными в звуке хай-хэта являются частоты в диапазоне от 400 до 1000 герц, а особенно 600 - 800 герц. Для осветления звука достаточно поднять АЧХ на участке выше 12500 кГц.

    Томы и флор-томы: требуют вырезания участка от 300 до 800 герц. Кроме этого, участок ниже 100 герц не несет в себе практически никакой тембровой информации, а лишь маскирует собой полезные гармоники и искажает естественное звучание томов.

    Бас-гитара: требует наличия в спектре тех частот, от которых необходимо избавляться при работе с другими инструментами. В частности, в районе 800 герц находится область, отвечающая за чистоту звучания бас-гитары. Слишком большой уровень нижних составляющих спектра способен замаскировать область чистоты басовой партии. Я слышал, как говорили, что лучший путь поиска звука бас-гитары - это обрезать все, что ниже 150 герц, сформировать тот звук, который вам нужен в средней части спектра, и потом постепенно возвращать низ до тех пор, пока не вернется основа звука до того момента, когда она начнет маскировать область чистоты. Представьте себе АЧХ в виде рисунка. Если слишком большой уровень НЧ составляющей звук будет бубнящим и непрозрачным, с замаскированными ВЧ гармониками. Именно применение эквалайзера и позволяет не допускать такие ошибки.

    Гитара, пиано и т.д. имеют основу в среднечастотной области. Тем не менее, уменьшение усиления в низкочастотной области спектра там, где находятся неиспользуемые НЧ гармоники, не является хорошей идеей. Даже если вы чувствуете, что не можете определенно услышать в низкочастотной области, то, что там находится, все равно присутствует в миксе и играет какую-то роль.

    Звуки выше названных инструментов в низкочастотной части спектра дают то, что обычно называют поддержкой. Непосредственно тембр формируется в области середины 400 и 800 герц внизу и от 1000 до 5000 наверху. Все, что больше 5 килогерц лишь придает прозрачность и ясность.

    Не забывайте контролировать спектр инструментов по отношению друг к другу. Например, не ярче ли звук большого барабана, или пиано, или тарелок, чем вокал.

  2. Часть 2

    Эквалайзер
    Эквалайзер-самый используемый прибор в аудиоиндустрии. Лишь понимая его суть, аудиоинженер может грамотно управлять им и получить тот результат, которого добивался. Ключ к пониманию сути тембровой коррекции- это понимание того, КАК добиться нужного тебе результата. Не менее важно знать особенности применяемых микрофонов или возможные проблемы, связанные с их размещением. Эквалайзер -это не панацея, он не умеет исправлять ошибки, он всего лишь помогает выделить тот сигнал, с которым вы будете работать дальше. Он значительно лучше справляется с задачей отсекания ненужного, чем с задачей выделить из сигнала что-то, в нем не существующее.

    Коррекция в низкочастотном диапазоне

    Эквализация - самый широко используемый, самый востребованный, самый: (придумайте сами) тип устройств обработки звука. Кроме этого, он еще и самый мощный. По определению, эквалайзер (или автомобильный эквалайзер) - это устройство управления уровнем сигнала в отдельно взятом частотном диапазоне. Я очень много времени отдал изучению эквализации, сидя с графическим эквалайзером и морем разных фонограмм. После тридцати часов прослушивания, как влияют на звук изменения АЧХ, я начал слышать эффект эквализации в самых разных миксах, и с тех пор, как я начал заниматься мастерингом, это стало прямым руководством к действию по применению эквалайзера.

    Упражнения, подобные этому, хороши на самом раннем этапе освоения эквалайзинга. Они достаточно широко представлены на специальных компакт-дисках, хотя, конечно, ничто не может заменить простой кнопки ON/OFF на эквалайзере.

    Следующий шаг в освоении техники эквализирования - это применение специфической эквализации для отдельно взятого инструмента. Для эквализации используются некие ключевые частоты, при этом длжна быть возможность сравнивать звучание инструмента с эквалайзером или без, и все это как в режиме соло, так и в общем миксе.

    Целью этих упражнений является тренировка уха безошибочно определять, какие именно изменения в АЧХ необходимы для каждого отдельно взятого микса. В то время, как кто-то получает возможность по настоящему слышать частоты в результате этих упражнений, другие приобретают лишь ограниченную возможность правильно использовать эквализацию.

    Частотные диапазоны

    Ключем к пониманию сущности эквализации является понимание, какое именно влияние на микс или отдельно взятый инструмент оказывает изменение в разных частотных диапазонах.

    Низкочастотный диапазон

    Покрывающий полторы октавы от 80 до 250 герц, этот диапазон частот определяет жирность, наполненность звука. Эквализацию обычно применяют на частотах 100 и 200 герц.

    В звук бас-гитары и гитары частоты этого диапазона привносят основательность и наполненность. Чрезмерный их уровень создает бубнящий грязный звук. Частоты этого диапазона в высокой степени подвержены воздействию эффекта Флетчера-Мьюсона, то есть необходимо слушать ваш микс как с большим уровнем громкости, так и с маленьким, на пределе слышимости, что бы соблюсти правильный частотный баланс микса. В то время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание бас-гитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать плотно и жирно, не вызывая эффекта загрязнения звука. Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие между звуком гитары и бас-гитары и, как следствие, раздельное звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука расположена около 80 герц.

    Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлекшие за собой потерю основательности звучания и появления эффекта тонкого звука, некоторое увеличение усиления на 200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в то время как остальные сливаются в непонятный шум), некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и бас-гитара обладают почти одинаковой энергией на частоте своей звуковой основы и ее второй гармоники, и в связи с этим очень часто их звуки сливаются и партии становятся трудноразличимыми. В этом случае уменьшение усиления на 100 герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть нотную разборчивость.

    50 герц

    1. Увеличить, что бы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра большой барабан, томы и бас-гитара.
    2. Уменьшить, что бы избежать появления boom-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить читаемость басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например, в рок-музыке.

    100 герц

    1. Увеличить, что бы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.
    2. Увеличить, что бы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.
    3. Увеличить, что бы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.
    4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

    200 герц

    1. Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.
    2. Увеличить, что бы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).
    3. Уменьшить, что бы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.
    4. Уменьшить, что бы избежать гонгообразного звучания тарелок.

    400 герц

    1. Увеличить, что бы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.
    2. Уменьшить, что бы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).
    3. Уменьшить, что бы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

    800 герц

    1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.
    2. Уменьшить, что бы избавиться от дешёвого звука гитар.

    1.5 килогерца

    1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.
    2. Уменьшить, что бы избежать вялого звучания электро- и акустических гитар.

    3 килогерца

    1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.
    2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.
    3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.
    4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.
    5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.
    6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

    5 килогерц

    1. Увеличить для разборчивости вокала.
    2. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).
    3. Увеличить для получения более пальцевого звука бас-гитары.
    4. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно, рок-гитар).
    5. Уменьшить, что бы сделать звук партий, звучащих на заднем плане более отдалённым.
    6. Уменьшить, что бы смягчить звук гитар.

    7 килогерц

    1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металлический звук)
    2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.
    3. Увеличить при работе с вялым вокалом.
    4. Увеличить для получения более пальцевого звука бас-гитары.
    5. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.
    6. Увеличить, что бы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

    10 килогерц

    1. Увеличить для осветления вокала.
    2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.
    3. Увеличить, что бы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.
    4. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

    15 килогерц

    1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).
    2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.
    3. Увеличить, что бы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

Использование эквалайзера уместно в очень многих случаях. Невозможно должным образом настроить звук без использования этого оборудования. Например, складывается ситуация, когда рабочие частоты нескольких музыкальных инструментов полностью совпадают. При их одновременном звучании очень страдает качество звука, значительно снижаясь. Чтобы «навести порядок» с воспроизведением звука необходим эквалайзер , который способен выделить полезные и убрать мешающие, свойственные для каждого музыкального инструмента частоты.

Первым делом необходимо определить, какие конкретно частоты нуждаются в регулировке и в какой степени. После этого необходимо выставить на эквалайзере узкую полосу частот для обработки, для чего вращается регулятор частоты. Рациональнее пройтись эквалайзером по всему частотному диапазону каждого отдельного инструмента. Усиление с помощью эквалайзера выбранной частоты должно составлять при этом порядка шести децибел. Благодаря проведению такой процедуры есть возможность изучить полностью спектр инструмента и прояснить, какие именно из частот являются полезными, а какие частоты искажают звучание. После того, как эти частоты определены следует настроить эквалайзер так, чтобы немного поэкспериментировать с шириной полосы и усилением на полосе до тех пор, пока не удастся получить нужный результат.В этом случае осуществляется при помощи эквалайзера.

Частоты, которые ниже уровня в 100 Гц дают звуку большую массивность, делают звучание более ощутимым, но вместе с этим могут сделать звук бубнящим.

Частоты в диапазоне от 100 до 250 Гц способны добавить полноты звучанию.

Частоты порядка 400 Гц могут сделать звук более грубым.

Благодаря использованию частот в диапазоне от 600 до 800 Гц звучанию можно добавить полноту и глубину.

Частотный диапазон от 1 до 2 кГц способен усиливать атаку звука и чётко обозначить удар барабана.

Частоты в диапазоне от 2 до 4 кГц смогут визуально сделать звучание любого инструмента более близким, а также усилить эффект присутствия.

Частотный диапазон от 5 до 7 кГц может добавить резкости звучанию инструмента.

Частоты в диапазоне от 10 до 18 кГц помогут сделать звучание более воздушным и прозрачным.

Чтобы создать полноту звучания для вокала, рекомендуется поднять частоту 150Гц минимум на 2-3дБ. Если возникает необходимость повысить разборчивость, лучше добавить ещё немного на частоте 3кГц. Для того, чтобы усилить эффект присутствия, необходимо добавить всего несколько децибел на частоте 5-6кГц. Чтобы полностью избавиться от свиста, который может присутствовать в вокале, следует снизить усиление между 7 и 10кГц. Для прозрачности и яркости нужно поднять уровень выше 12кГц.

На данный момент имеется большое количество разнообразных вариантов эквализации для электрогитары. Эти варианты могут подходить под определённое качество звучания. Если сделать ряд экспериментов, появится возможность реализации свои собственных принципов. Для устранения тусклости звучания, следует настроить эквалайзер таким образом, чтобы сигнал, находящийся на частотах ниже 100Гц, немного ослаб. Подчеркнуть атаку можно, если усилить частоты до диапазона от 2,5 до 4 КГц. Усиление при помощи эквалайзера до 5 КГц поможет придать звучанию яркости.