Изображение tiff. Форматы JPG, RAW и TIFF — их особенности. Формат TIFF – что за файлы и для чего нужны

Одним из основных графических форматов, применяемых фотографами для хранения и обработки файлов цифровых фотографий, является TIFF (Tagged Image File Format). На русский язык эти слова можно перевести как файловый формат изображений с тегами. Он был разработан в 1994 году компаниями Aldus Corporation и Microsoft.

Теги формата TIFF для файлов фотографий или именованные метки, это информационные блоки, в которых хранится описание изображения – размер, цветовая модель, глубина цвета и другое, а также информация о том, как и когда оно было сделано. Всего для файлового формата TIFF определено несколько десятков тегов трех разных видов: обязательные, расширенные и необязательные метки (рис.1).

Рис.1 Фрагмент таблицы обязательных меток для файла фотографии формата TIFF (чтобы посмотреть таблицу полностью, щелкните по изображению).

Впоследствии компания, владелец спецификации формата TIFF – Aldus Corporation объединилась с компанией Adobe Systems, которая является разработчиком знаменитых программ Photoshop и Lightroom. Сейчас все права на этот формат принадлежать именно этой компании, а значит, ее программы без проблем работают с файлами фотографий формата TIFF.

О формате TIFF для фотографов

Файловый формат TIFF это, пожалуй, один из первых и самых сложных алгоритмов, разработанных для хранения графической информации. Он способен сохранять изображения высокого качества, а поэтому широко применяется в полиграфии, издательском деле и в фотографии, которые тесно связаны между собой и представляют интерес для фотографов.

Если использовать формат TIFF не по назначению, ни чего страшного с фотографиями не произойдет. В нем качество изображения сохраняется всегда. Но кроме качества, фотографа интересуют еще и эффективность работы с фотографиями, и ресурсы необходимые для этого. А вот здесь возможны проблемы, о которых надо знать, выбирая этот формат.

В результате непродуманного использования формата TIFF расходуется самый ценный ресурс любого фотографа, это его время. Кроме того, для надежного хранения огромных объемов цифровых фотографий формата TIFF придется тратить дополнительные усилия и средства (рис. 2).

Рис.2 Среди файлов одной фотографии сохраненных в разных графических форматах, TIFF будет всегда хоть немного, но самым большим.

Но кроме формата TIFF есть и другие, в которых тоже можно сохранять высококачественные фотографии. Какой же из них лучше? Когда можно выбирать формат TIFF, а когда лучше этого не делать? Что произойдет с фотографиями, если для них выбрать не тот файловый формат и что при этом будет потеряно? Насколько это критично?

Для ответа на эти вопросы нужно знать основные особенности формата TIFF. Сравнивая его достоинства и недостатки очень просто определить те области, в которых формат TIFF лучше других подходит для решения конкретных задач фотографа по использованию файлов фотографий.

Особенности фотографий формата TIFF

Файлы фотографий формата TIFF обычно имеют расширение tiff или tif. Он поддерживается как на платформе IBM PC, так и на Apple Macintosh. Многие графические программы как под Windows, так и под Mac могут работать с TIFF файлами. Это позволяет использовать его для переноса цифровых фотографий с одной платформы на другую, но только нужно это указать в параметрах файла при его сохранении (рис.3).

Рис.3 Окно параметров для сохранения файлов фотографий формата TIFF в программе Adobe Photoshop.

Важным свойством файлов формата TIFF является способность хранить информацию в сжатом виде, что позволяет существенно снизить размер цифровой фотографии. У этого формата есть разные алгоритмы сжатия, как с потерей качества изображения, алгоритм JPEG, так и без потерь. В большинстве случаев используется алгоритм сжатия без потерь – LZW.

Сжатие информации не является обязательным параметром сохранения файлов фотографий в формате TIFF и его можно отключить. Это можно сделать в программе Photoshop любой версии . При этом следует помнить, что многие старые программы не читают сжатые TIFF-файлы, а их современные аналоги не имеют разрешения на использование этих алгоритмов сжатия. Чаще всего сжатие в формате TIFF не применяется.

При сохранении файлов фотографий формата TIFF поддерживаются все режимы кодирования цвета – 8, 16, и 32 бит на канал, а так же основные цветовые пространства – градации серого, индексированные цвета, Lab, RGB, CMYK. Также этот формат позволяет сохранять или не сохранять встроенный цветовой профиль ICC (рис. 4).

Рис.4 Фрагмент окна для управления цветовым профилем в файле фотографии формата TIFF из программы Adobe Photoshop.

Значимой особенностью файлов формата TIFF для фотографий является то, что в них можно хранить сразу несколько изображений, называемых слоями, которые могут быть и растровыми, и векторными. Поэтому этот формат нельзя отнести к какому-то одному строго определенному типу, хотя он и считается растровым. Он изначально создавался для хранения любой графической информации, но и у него есть свои недостатки.

Недостатки фотографий в формате TIFF

Самым главным недостатком фотографий сохраненных в формате TIFF является большой размер их файлов. Например, они могут быть больше своих аналогов сохраненных в формате JPEG в 10 – 12 раз, что, конечно же, налагает на них следующие ограничения.

Хранение фотографий формата TIFF требует дополнительного места на жестком диске компьютера. При записи таких файлов на компакт диски количество записанных на них фотографий будет очень маленьким. Или место, отведенное в каком-либо бесплатном облачном сервисе Интернет таком как, например , очень быстро закончится.

Рис.5 В бесплатном облаке Google Диск можно разместить всего около 800 файлов фотографий формата TIFF размера А4, а на DVD диске около 300.

Размер файлов влияет и на скорость просмотра фотографий, а особенно на старых маломощных компьютерах. По этой причине очень неудобно просматривать фотоархивы и искать в них фотографии, файлы которых хранятся в формате TIFF. Во-первых, они открываются очень медленно, а во-вторых, не в каждой графической это можно сделать.

Еще формат TIFF накладывает ограничение на размещение фотографий в сети Интернет. Из-за своего большого размера они будут открываться или очень медленно, или вообще не будут открываться. Этот формат не поддерживается основными Интернет браузерами, а также фотосайтами и различными сервисами всемирной паутины.

Так же возникает проблема и с электронной почтой в тех случаях, когда нужно отослать письмо с прикрепленными к нему файлами фотографий сохраненных в формате TIFF. Размер одного такого файла в мегабайтах может быть больше допустимого размера письма и оно, скорее всего до адресата не дойдет (рис.6).

Рис.6 Фрагмент раздела справки сервиса Яндекс Диск о вложенных в письма файлах исключает фотографии формата TIFF.

Другим серьезным недостатком формата TIFF, значимым для цифровых фотографий, является то, что в некоторых старых программах они могут не открыться. Как уже было сказано , не все они понимают сжатые файлы формата TIFF, а также и более новые файлы этого формата или у них нет разрешения на использование его спецификации.

Это относится и к разным бытовым устройствам, предназначенным для просмотра цифровых фотографий таким как, например DVD-плейеры и сотовые телефоны. По этой причине фотографии в формате TIFF можно просматривать только на компьютере. Конечно, это неудобно, но у него есть и более подходящее применение.

Когда нужны фотографии формата TIFF

Формат TIFF является графическим форматом для профессионалов. Его используют в основном в тех областях цифровой графики, где требуется высококачественная передача цвета на фотографиях. Особенно широкое применение он получил в полиграфии, профессиональной фотопечати, а также для сканирования пленочных фотоматериалов при их оцифровке.

Преимущество формата TIFF перед форматом JPEG состоит в том, что в нем можно сохранять цвет фотографий, используя более 8 бит на канал. Это позволяет оцифровать весь динамический диапазон цвета, который способна передать фотопленка. Для фотобумаги это не важно, так как ее цветовой охват меньше и для нее достаточно 8-битного формата JPEG.

Но перед тем как печатать цифровые фотографии, они обычно проходят обработку в графических программах по устранению каких-то дефектов или улучшению цвета. Для этого может потребоваться их многократное сохранение с использованием слоев. Из всех перечисленных на файлов фотографий сделать это можно только в PSD и TIFF форматах. Но PSD это формат программы Photoshop, а ее у вас может и не быть…

В некоторых профессиональных цифровых фотоаппаратах формат TIFF используется для сохранения файлов максимально возможного качества изображения и одновременно для экономии времени, которое пришлось бы потратить на их обработку в формате RAW. Такой выбор объединяет основные преимущества таких форматов как JPEG и RAW (рис.7).

Рис.7. В некоторых цифровых фотоаппаратах для сохранения файлов фотографий можно выбрать формат TIFF.

Еще одно оправданное применение формата TIFF – это струйная печать фотографий высокого качества на домашнем принтере. У этого формата больше возможностей для работы с цветом при печати чем, например, у формата JPEG. Хотя эта разница не такая заметная, в некоторых случаях передача цвета на фотографиях формата TIFF будет лучше.

Ну, вот, пожалуй, и все что можно сказать о формате TIFF относительно его выбора для хранения и обработки цифровых фотографий. Также как другие графические форматы он имеет и плюсы, и минусы. Какой же из них и для чего лучше подходит можно выбрать только путем сравнения.

О других файловых форматах используемых для хранения фотографий, читайте в следующих статьях.

Стандартом де-факто для записи статичных изображений в цифровых фотокамерах стал формат JPEG. Однако во многих аппаратах предусмотрена возможность сохранения снимков в форматах RAW и TIFF. Давайте разберемся, можно ли получить какие-либо преимущества при использовании этих форматов.

режде всего откажемся от распространенных у начинающих пользователей цифровых фотокамер стереотипов (вроде «TIFF — это хорошо, а JPEG — плохо», «между RAW и TIFF нет принципиальных различий» и т.п.) и начнем изучение данного вопроса с рассмотрения процессов, происходящих внутри цифровой камеры во время съемки и записи изображения. При этом не будем углубляться в технические тонкости процессов, происходящих внутри цифровых камер (тем более что у аппаратов разных производителей они могут в значительной степени различаться), а ограничимся лишь блок-схемой технологической цепочки, на входе которой имеется изображение, проецируемое объективом камеры, а на выходе — готовый файл.

Как «видит» камера

режде чем переходить к описанию этого технологического процесса, необходимо напомнить о том, что в подавляющем большинстве современных цифровых фотоаппаратов каждый пиксел светочувствительного сенсора может воспринимать яркостный сигнал лишь по одному из трех цветовых каналов (красному, зеленому или синему) — в зависимости от цвета фильтра, находящегося над данным элементом 1 . Светофильтры располагаются по так называемой байеровской схеме, структура которой построена с учетом особенностей зрительного восприятия человека (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее распространенная схема расположения светофильтров в светочувствительных сенсорах современных цифровых фотокамер

Основные стадии преобразования изображения на пути от объектива камеры до светочувствительного сенсора показаны на рис. 2. Как можно видеть, светочувствительный сенсор камеры фиксирует монохромное изображение: каждый его пиксел имеет лишь одну координату (яркости). Запечатленный сенсором камеры образ кадра (на рис. 2 справа) является неким полуфабрикатом, на основе которого формируется полноцветное изображение. Подобное преобразование (demosaic) представляет собой довольно сложную процедуру: используя замысловатые алгоритмы интерполяции величин яркости большого количества соседних пикселов, процессор камеры рассчитывает значения координат недостающих цветовых каналов для каждого пиксела изображения.

Рис. 2. Проецируемое объективом цифровой камеры исходное изображение (слева) проходит через мозаичную систему светофильтров (результат — в центре) и в виде монохромного образа (справа) фиксируется светочувствительным сенсором

1 Существуют и трехслойные сенсоры (их разрабатывает и производит компания Foveon), каждый пиксел которых считывает яркостный сигнал одновременно по трем каналам (RGB). Однако подобные сенсоры еще не получили широкого распространения.

Что происходит внутри камеры

еперь рассмотрим основные операции, которые выполняет цифровая фотокамера в процессе съемки. Для наглядности эта цепочка изображена на рис. 3 в виде блок-схемы.

Сначала электрический сигнал с элементов светочувствительного сенсора поступает в АЦП — именно здесь аналоговые значения яркости преобразуются в цифровой вид. Полученный массив цифровых данных корректируется в соответствии с калибровочной таблицей (которая уникальна для каждой камеры), в результате чего получается «цифровой негатив» — иначе говоря, образ снимка в том виде, в каком его зафиксировал светочувствительный сенсор. Дополнив этот массив данных необходимой служебной информацией (данными о настройках камеры, режиме съемки и т.п.), мы получим RAW-файл.

Здесь необходимо отметить важный момент: получение RAW — это не какая-то специфическая процедура, а промежуточный этап обработки изображения, который выполняет любая цифровая фотокамера. Другое дело, что далеко не все модели камер позволяют сохранить образ кадра на сменном носителе в виде RAW-файла.

Следующий шаг — преобразование полученного образа в полноцветное изображение (demosaic). После этого изображение обрабатывается шумоподавителем и подвергается цветовой коррекции в соответствии с настройкой баланса белого, установленной в момент съемки. В зависимости от использованного режима сюжетной съемки, пользовательских установок и заводских предустановок камеры может выполняться и дополнительная обработка, например фильтрами повышения резкости (либо размытия), а также путем коррекции яркости, контраста и цветовой насыщенности.

После всех этих процедур изображение конвертируется в стандартный 8-битный формат 2 и (в том случае, если в настройках был выбран размер кадра, отличающийся от физического разрешения аппарата) выполняется ресэмплинг. Полученное изображение дополняется заголовком (в формате Exif или P.I.M.), содержащим информацию о камере, ее настройках в момент съемки, дате и времени съемки и т.п. Если сохранить снимок в таком виде, то мы получим на выходе файл формата TIFF. В том случае, когда камера сохраняет снимки в формате JPEG, изображение перед записью подвергается сжатию, степень которого зависит от установленного в настройках уровня качества: чем выше качество, тем меньше сжатие.

2 8 бит на цветовой канал, или 24 бита RGB.

JPEG, TIFF и RAW: объективный взгляд

а рис. 3 показано, что записываемые камерой файлы форматов JPEG и TIFF различаются только тем, что первый является сжатым, а второй — нет. Такие аспекты, как влияние JPEG-сжатия на качество изображения (а заодно и на объем получаемых файлов), мы обязательно рассмотрим ниже, однако сейчас важно другое: и в JPEG, и в TIFF полученные снимки записываются камерой уже после того, как изображение было подвергнуто цветовой коррекции и воздействию прочих средств обработки в строгом соответствии с настройками камеры, установленными в момент съемки.

Рис. 3. Схема операций, выполняемых цифровой камерой при съемке изображения

В чем же заключается качественное отличие формата RAW от JPEG и TIFF? Пожалуй, самое важное — это возможность вмешаться в работу RAW-конвертора (то есть, образно говоря, «проявочного» процессора) и изменить те или иные настройки по собственному усмотрению уже после съемки (рис. 4 и 5). И сделать это можно в спокойной обстановке, при необходимости испробовав множество вариантов, сравнив полученные результаты и выбрав из них наилучший.

Рис. 4. Схема выполнения операций по обработке изображения в случае записи полученных кадров в файл формата RAW

Рис. 5. В Photoshop CS имеется штатный модуль (plug-in) универсального RAW-конвертора, позволяющий работать с RAW-файлами различных цифровых фотокамер (на данный момент поддерживается более 80 моделей фотоаппаратов ведущих производителей). В диалоговом окне этого модуля предусмотрена возможность управления огромным количеством настроек, а также предварительного просмотра изображения в произвольном масштабе

Если проводить аналогию с традиционной аналоговой фотографией, то JPEG и TIFF можно сопоставить с готовыми фотокарточками из мини-лаба, а RAW — с исходными негативами. Хотя такое сравнение весьма приблизительно, оно позволяет понять принципиальное различие между рассматриваемыми форматами файлов.

Кроме того, запись в RAW позволяет фотографу не думать о многочисленных настройках меню камеры в процессе съемки (а при фотографировании движущихся объектов или быстром изменении условий освещенности манипулировать настройками бывает просто некогда) и целиком сконцентрироваться на творческих задачах. По большому счету при съемке в RAW не важно, какие значения баланса белого, чувствительности, яркости, контраста, четкости и пр. установлены в меню фотоаппарата — любой из этих параметров можно будет легко изменить уже после съемки. Пожалуй, единственное, что остается целиком на совести фотографа (или автоматики камеры), — это правильный выбор выдержки, диафрагмы и точки фокусировки.

Вполне вероятно, что многие читатели возразят: ведь JPEG и TIFF тоже можно обработать в любом графическом редакторе, скорректировав нежелательные последствия ошибочно установленных настроек. Конечно, это так, но необходимо учитывать, что любое воздействие на изображение, записанное с разрядностью 8 бит на цветовой канал в JPEG или в TIFF, — регулировка уровней, тональных кривых, яркости, контраста, насыщенности и пр. — неизбежно приводит к уменьшению количества полутонов, то есть к безвозвратной потере части полезной информации. Как следствие, появляется ступенчатость на плавных тональных переходах (более или менее явная в зависимости от степени воздействия) и, что еще хуже, возникают цветовые искажения, наиболее заметные в области нейтрально-серых и телесных оттенков.

В RAW-файл образ кадра записывается с той разрядностью, с которой он был оцифрован АЦП камеры. Во многих современных моделях цифровых фотокамер используются 10- и 12-битные АЦП, и соответственно образ кадра в RAW записывается с более высокой разрядностью, нежели стандартный JPEG или TIFF. Именно поэтому даже в результате серьезных манипуляций над RAW-файлом можно получить на выходе 8-битный JPEG или TIFF без потери полутонов. Например, величину экспозиции снимка, записанного в виде 12-битного RAW-файла, можно задним числом скорректировать в пределах ±2 EV без потери деталей в плавных тональных переходах! Согласитесь, впечатляющая возможность.

Для подтверждения вышесказанного можно привести конкретный пример. Снимок на рис. 6 был сделан при свете лампы накаливания, но по ошибке в настройках камеры была выбрана неверная установка баланса белого (соответствующая дневному свету). При съемке в JPEG получился результат, показанный слева: как и следовало ожидать, на нем наблюдается явный избыток красного и оранжевого. Обработав исходный JPEG в Photoshop (была задействована функция Match Color, а также выполнена ручная регулировка цветового баланса и тональных кривых), удалось достичь некоторых улучшений (результат — в центре). Однако из-за потери полезной информации в процессе этих преобразований появились заметная ступенчатость и синеватый ореол на границах теней.

Рис. 6. Снимок, сделанный с неправильной установкой баланса белого. Слева — JPEG, записанный камерой; в центре — этот же JPEG, обработанный в Photoshop. При съемке в RAW досадную ошибку можно исправить двумя щелчками мыши (выбрав правильную настройку в RAW-конверторе) и без ущерба для качества (результат — справа)

Тот же кадр с точно такими же настройками был сделан в RAW. Для исправления допущенной фотографом ошибки в настройках RAW-конвертора было установлено корректное значение баланса белого (в данном случае — соответствующее лампе накаливания), и снимок после конвертации в JPEG стал именно таким, каким и должен был быть (изображение справа). Обратите внимание на то, что в этом случае удалось откорректировать изображение буквально «в одно касание» и без малейшего ущерба для его технического качества.

Среди пользователей цифровых камер широко распространено мнение, что работа с RAW-файлами трудоемка и требует значительных затрат времени. Однако это не более чем заблуждение. Вручную контролировать процесс конвертации каждого RAW-файла вовсе не обязательно: большинство современных RAW-конверторов позволяют обрабатывать снимки в пакетном режиме в соответствии с настройками камеры, установленными на момент съемки. Подобным образом можно получить точно такие же файлы (JPEG или TIFF), которые сохранила бы ваша камера в обычном режиме. Времени на это потребуется совсем немного: например, конвертация сотни 4-мегапиксельных RAW в файлы формата TIFF даже на относительно слабом ПК занимает порядка 10 минут.

При правильной установке экспозиции, баланса белого и прочих параметров разница между кадрами, сохраненными непосредственно в JPEG (или в TIFF) и преобразованными в соответствующие форматы из RAW-файлов при помощи программных средств, может быть и вовсе не заметна. Однако при съемке контрастных сцен и окрашенных в яркие цвета объектов допуски к точности подбора параметров съемки становятся значительно более жесткими, и в подобных случаях можно легко ошибиться с выбором правильной экспозиции — вот тогда-то возможность записи в RAW окажется как нельзя кстати.

Просмотрев результаты, полученные после пакетной конвертации, можно отобрать те кадры, которые представляют определенную ценность, но в силу тех или иных обстоятельств были сняты с техническим браком. Разумеется, над подбором оптимальных настроек для этих кадров придется поработать вручную, однако и конечный результат в этом случае будет выгодно отличаться от полученного после обработки этих же снимков, записанных камерой в JPEG или в TIFF.

RAW всемогущий?

У многих читателей может сложиться представление о формате RAW как о некоем чудодейственном средстве, позволяющем возвращать к жизни любые загубленные снимки, но это не совсем так. Возможности по обработке RAW-образов тоже ограниченны и зависят от технических характеристик сенсора и АЦП камеры.

Например, при съемке высококонтрастных сюжетов или при ошибочном выборе экспозиции может возникнуть так называемый эффект ограничения (clipping) — иначе говоря, некоторые области изображения окажутся слишком темными или чересчур яркими для элементов светочувствительного сенсора. В результате данные области будут восприняты сенсором как однородные черные или белые пятна, лишенные каких-либо деталей. Вполне понятно, что никакие программные средства не помогут проявить те детали, которые были безвозвратно потеряны сенсором камеры (а следовательно, отсутствуют в исходном цифровом образе кадра).

Следует быть готовым и к тому, что недоэкспонированные кадры, «вытянутые» установкой положительной эскпокоррекции в RAW, после обработки станут более шумными (особенно в темных областях). Степень подобных ухудшений напрямую зависит от характеристик светочувствительного сенсора камеры: чем больше разрешение и чем меньше физический размер сенсора, тем более заметными будут шумы при одинаковых величинах коррекции. При этом, конечно, нельзя не отметить, что при аналогичных манипуляциях над кадрами, сохраненными в JPEG или в TIFF, конечный результат будет еще хуже.

Размер имеет значение

Теперь рассмотрим такой фактор, как объем получаемых файлов. Наиболее экономичным из рассматриваемых форматов является JPEG. Типичный размер 4-мегапиксельного JPEG, сохраненного с максимальным качеством, колеблется в пределах 1,8-2,5 Мбайт (конечно, в зависимости от конкретного сюжета разброс может быть гораздо больше — рис. 7). Объем изображений, сохраненных в формате TIFF, ужасающе огромен: например, 4-мегапиксельный снимок занимает почти 12 Мбайт, а 8-мегапиксельный — целых 24. Даже при установке минимальной степени компрессии (то есть максимального качества) объем файла формата JPEG получается в 5-6 раз меньше аналогичного по разрешению TIFF.

Рис. 7. Объем файла формата JPEG может варьироваться в широких пределах в зависимости
от запечатленного на снимке сюжета. Оба представленных кадра были сделаны на одной камере
с одинаковыми настройками (разрешение — 2272Ѕ1704 пиксела, наилучшее качество). При этом файл с одним изображением (слева) занимает всего 1070 Кбайт, а с другим — уже 3523 Кбайт (почти столько же, сколько и сохраняемый данной камерой RAW)

Хотя по сравнению с TIFF файлы формата RAW содержат больше полезной информации, их объем значительно меньше. На самом деле данный «парадокс» объясняется довольно просто: как уже было упомянуто в начале статьи, сенсор камеры воспринимает образ кадра в виде монохромного изображения. Поэтому, например, 4-мегапиксельный RAW, записанный с разрядностью 12 бит, занимает примерно 6 Мбайт (против 12-мегабайтного TIFF с разрядностью 8 бит на канал). Стоит отметить, что в ряде камер (в частности, в моделях Canon) при записи RAW-файлов применяется сжатие без потери данных (наподобие zip). Соответственно в этом случае реальный размер RAW-файлов оказывается еще меньше, и в среднем они занимают всего лишь в 1,5 раза больший объем по сравнению с аналогичными снимками, записанными камерой в JPEG с максимальным качеством. Согласитесь, что при нынешнем уровне цен на модули флэш-памяти и описанными выше преимуществами RAW разница уже не принципиальна.

TIFF против JPEG: сжимать или не сжимать?

Несколько слов о различии качества изображений, сохраненных в TIFF и в JPEG. Широко распространено убеждение, что TIFF однозначно лучше JPEG, и что если есть возможность сохранять в TIFF, то лучше ею воспользоваться ради сохранения качества изображения. Однако, как показывает практика, при сохранении снимков в JPEG с минимальной степенью сжатия качество изображения столь незначительно отличается от несжатого снимка, что целесообразность принесения огромных объемов памяти в жертву малому приросту качества становится весьма сомнительной. Конечно, есть отдельные сюжеты, на которых разница между TIFF и JPEG (даже с минимальным сжатием) будет критичной. Однако в практике фотолюбителя такие снимки составляют единицы (если не десятые доли) процента от общего количества отснятых кадров.

  1. Распространенное среди начинающих пользователей мнение, что при записи как в TIFF, так и в RAW информация о кадре записывается без потерь, является в корне неверным. Как было показано выше, образ кадра без потерь сохраняется только в RAW.
  2. Возможность сохранения снимков в TIFF с практической точки зрения является бесполезной функцией цифровой фотокамеры по двум причинам. Во-первых, такие файлы имеют значительно больший объем по сравнению с JPEG и даже с RAW. Во-вторых, с точки зрения фотолюбителей файлы формата TIFF по качеству изображения очень незначительно отличаются от JPEG, сохраненных с минимальным сжатием.
  3. Хотя RAW-файлы имеют больший объем по сравнению с JPEG, меньшее количество RAW-кадров, умещающихся на том же носителе, с лихвой компенсируется поистине огромными возможностями послесъемочной обработки, в том числе по исправлению ошибок, допущенных как самим фотографом, так и автоматикой камеры. В итоге это позволяет получить максимально качественные (с технической точки зрения) снимки при минимальных усилиях. Кроме того, в сложных случаях формат RAW может оказаться даже более экономичным: например, можно сохранить один RAW-файл вместо трех JPEG, сделанных в режиме брэкетинга по экспозиции.
  4. При работе с RAW-файлами вовсе не обязательно тратить время на выбор настроек для каждого кадра вручную: при правильных установках экспозиции и баланса белого снимки можно преобразовать в JPEG или в TIFF в пакетном режиме, используя настройки по умолчанию (выбранные в меню камеры на момент съемки).
  5. Функция сохранения RAW-файлов является несомненным достоинством цифрового фотоаппарата, поскольку позволяет фотографу наиболее полно реализовать потенциальные возможности камеры даже в случае, когда были неверно выбраны настройки или была допущена ошибка при выборе экспозиции.
  6. Возможности манипуляции RAW-образами имеют свои ограничения, обусловленные техническими характеристиками камеры, в частности реальным диапазоном чувствительности элементов сенсора и разрядностью АЦП. По этой причине не стоит рассчитывать на то, что всегда, даже путем весьма изощренной программной обработки RAW-образа, можно будет получить изображение удовлетворительного качества, если во время съемки были допущены грубые фотографические ошибки (наиболее типичной из них является установка слишком большой или малой величины экспозиции).

Сегодня цифровые фотоаппараты предлагают пользователям возможность выбрать формат сохраняемого изображения, который представляет собой определенную структуру организации данных. Любая цифровая фотография есть не что иное, как набор данных, и если хранить ее в несжатом виде, то стало бы просто невозможно обрабатывать и легко передавать фотографии посредством цифровых носителей.

Каждый формат, в котором сохраняется фотоизображение, имеет свой специальный алгоритм сжатия, благодаря которому отбрасывается «лишняя» информация и уменьшается объем данных. В большинстве случаев заметить эти «потери» на глаз очень сложно. Именно от формата во многом зависит качество цифровой фотографии, ее детализация и объем. При этом всегда действует правило — чем выше степень сжатия изображения, тем меньше объем фотографии, но больше потери ее качества.

К числу наиболее распространенных форматов сохраняемого фотоизображения относятся JPG, RAW и TIFF. Какой из них лучше? На этот вопрос нет однозначного ответа, ведь каждый из этих форматов имеет как свои достоинства, так и недостатки. Перед пользователем всегда возникает дилемма – пожертвовать ли качеством, текстурой и детальностью изображений в пользу удобства, минимального размера и простоты обработки фотографий. Для того, чтобы выбрать оптимальный формат, в котором Вы собираетесь хранить Ваши фотоизображения, необходимо разобраться в плюсах и минусах каждого из них.

Самым популярным форматом сохранения изображений цифровой фотокамеры является JPEG (Join Photographic Experts Group), который, изначально, создавался для использования в цифровых фотоаппаратах. Причина большого распространения этого формата заключается в том, что сжатые в нем фотографии занимают очень мало места в фотоаппарате или компьютере. Поэтому их легко обрабатывать, размещать и просматривать в сети Интернет. Любой принтер и персональный компьютер способен распознавать формат JPEG, редактировать его и выводить на печать. Кроме того, фотографирование и сохранение изображений в формате JPEG занимает мало времени, одновременно увеличивая скорость режима серийной съемки. Однако, есть и обратная сторона медали – за экономию объема и удобство приходится порой платить качеством сохраняемого изображения. При сжатии фотографий в формате JPEG происходит необратимая потеря информации, связанная с уменьшением размеров фото.

Формат JPEG используется практически в каждом фотоаппарате, причем он допускает несколько коэффициентов сжатия (уровней качества изображения): от низкого и среднего до высокого качества. Соответственно, можно самостоятельно выбрать степень сжатия для изображения. Чем больше сжатие – тем меньше размер фотографии, и одновременно хуже качество. Наоборот, чем меньше сжатие – тем больше размер изображения, но лучше его детализация и качество.

К сожалению, здесь есть проблема, связанная с тем, что производители цифровой фотографической техники не приняли единого стандарта в области параметров сжатия изображений в формате JPEG. В результате, не понятно, какой уровень сжатия стоит за определением «Standard», «Good» или «Extra Fine». Поэтому настройки одной фотокамеры по выбору параметров сжатия сохраняемого фотоизображения могут не соответствовать аналогичным настройкам другой. Тем не менее, формат JPEG пользуется большой популярностью благодаря своей универсальности, удобству для пользователя и скорости.

Формат TIFF (Tagged Image File Format) больше подходит профессиональным фотографам, которые ценят исключительное качество и высокую детализацию своих фотоизображений. Алгоритм сжатия в формате TIFF отличается от JPEG тем, что при его использовании практически не происходит дополнительных потерь качества. Таким образом, он обеспечивает более высокое качество фотографий без ухудшений от сжатия. TIFF можно также назвать достаточно универсальным форматом, поскольку он распознается любым редактором для обработки изображений.

В тоже время очевидным недостатком формата TIFF является то, что сохраняемые файлы занимают слишком много места, они громоздки и неудобны для последующей обработки. Соответственно, сохранение изображений в формате TIFF в фотокамере требует длительного времени. Такой формат не очень подходит для отправки фотоизображений по электронной почте или передачи посредством различных цифровых носителей из-за большого объема файлов. Стоит ли сохранять изображение в этом формате для того, чтобы достичь более высокого качества цифровых фотографий, но, при этом значительно увеличив их размер – все зависит от конкретной ситуации и Ваших предпочтений.

Наконец, еще один распространенный формат сохраняемых фотоизображений – это RAW, что в переводе с английского означает «сырой» или «незавершенный». Несмотря на свое название, этот формат можно смело отнести к наиболее совершенным. Недаром большинство «продвинутых» моделей цифровых фотоаппаратов позволяют сохранять снимки в RAW. Примечательно, что изображения в формате RAW не обрабатываются самой фотокамерой, а этот процесс откладывается непосредственно до загрузки фотографии в персональный компьютер и последующего редактирования. В результате, файл в формате RAW содержит даже больше данных, чем TIFF, но при этом занимает гораздо меньший размер. Правда, Вам понадобится дополнительное время на обработку RAW-файлов на своем компьютере. Поскольку формат RAW очень хорошо подходит для получения высококачественных снимков, его сразу причислили к профессиональным форматам.

К сожалению, формат RAW имеет свою собственную специфику у каждого производителя цифровой фототехники. Это означает, что у Вас могут возникнуть некоторые проблемы с обработкой изображений — работать с полученными фотографиями в программах для редактирования RAW невозможно без установки соответствующего программного обеспечения. Как правило, такое программное обеспечение идет от производителя в комплекте ко всем его моделям цифровых фотоаппаратов, снимающих фотографии в формате RAW. Несовместимость с привычным Вам программным обеспечением и различными цифровыми устройствами, пожалуй, является главным недостатком этого формата. В тоже время при использовании специального программного обеспечения можно получить различные результаты обработки изображений в формате RAW.

Итак, сжатие изображения неизбежно ухудшает его качество. Зачастую можно пожертвовать качеством и высокой детализацией фотографии в пользу малого размера файла и удобству. В таких случаях лучше всего сохранить фотоизображение в формате JPEG. Вы сможете легко просматривать свои фотографии на различных цифровых устройствах и без проблем редактировать и выводить их на печать. Если же Вас, в первую очередь, волнует качество фотографий, то стоит воспользоваться форматами TIFF или RAW. При этом будьте готовы к тому, что фотографии в формате TIFF будут занимать много места, а изображения в RAW придется после съемки обрабатывать на своем компьютере с помощью специального программного обеспечения.

Сегодня мы попробуем ответить на казалось бы простейший вопрос - какой формат выбрать для сканирования: TIFF или JPEG? На эту тему написано множество статей, но даже весьма опытные фотографы не сразу приходят к оптимальному решению. В чем же подвох? Почему напрашивающийся ответ «конечно, TIFF» на самом деле не столь однозначен, как это кажется на первый взгляд? Все просто - любые теоретические соображения необходимо проверять практикой. И вот что мы увидим, если сделаем это.

Для примера возьмем кадр со среднеформатной камеры Hasselblad 503cw, сделанный на пленку Kodak Portra 400. Отсканируем его на Nikon Coolscan 9000 с максимальным разрешением 4000 dpi (~ 8800 x 8800 px) и сохраним в двух форматах - TIFF и JPEG с качеством 100%. Прежде всего сравним размеры этих файлов:

TIFF - 465 Mb
JPEG - 90 Mb

Разница, согласитель, приличная, в 5 раз. Для одной 12-кадровой пленки разница в требуемом объеме дискового пространства составит [(12 х 0,465) = 5,58 Gb] - [(12 х 0,09) = 1,08 Gb] = 4,5 Gb. То есть в одном случае сканы пленки займут 5,58 Gb, а в другом 1,08 Gb. Что мы получаем за эту разницу?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что кроме большого объема файлов, формат TIFF намного дольше переписывается по локальной сети и открывается в Фотошопе. То есть если, например, вы храните файлы в домашнем сетевом хранилище (крайне распространённая схема в наше время), то просто так «налету» обратиться к архиву вы уже не сможете - прежде чем его посмотреть, файлы нужно будет перекачать на локальный компьютер. Давайте посмотрим, получаем ли что-то взамен этого неудобства.

Итак, в одном углу ринга TIFF весом 465 Mb, в другом JPEG 90 Мб. Кто победит? Что дает нам 5-кратный прирост веса с точки зрения качества картинки? Проведем наглядный эксперимент. Возьмем изначально сканированный TIFF, сохраним его JPEG-версию с качеством 100% (именно так делает софт всех сканеров) и сравним. Важно - при сравнении вся работа ведется в 16-битном растровом файле TIFF, нижеприведенные скриншоты сделаны соответствующим образом. То есть сравнение абсолютно корректно, т.к. ни в коей мере не является сравнением двух jpeg’ов.

Итак, посмотрите на заглавную картинку в этой статье. Слева TIFF, справа JPEG. Видите разницу? Вряд ли, потому что оба файла при публикации в интернете - уже джипеги, к тому же маленького размера. Поэтому теперь посмотрим на сильно увеличенный (до 500%) фрагмент кадра:

Видите ли вы разницу теперь? Очень сомнительно, хотя, конечно, не исключено. И ведь это при 500%-ом увеличении! При таком, при котором никто никогда, включая вас самих, эти файлы смотреть не будет.

И всё же - попробуем найти разницу, пусть глазами ее и не видно. Для этого наложим JPEG на TIFF в Adobe Photoshop двумя слоями в режиме Difference:

Там, где разницы нет, цвет будет черным. Там, где она есть, каким-то, отличным от черного.

Под каким бы углом вы не пытались смотреть на этот «квадрат Малевича», вряд ли вы увидите здесь какие-либо другие цвета, кроме черного. Это означает, что даже на техническом уровне наблюдаемой разницы между форматами TIFF и JPEG не существует.

Но все-таки. Должна же быть хоть какая-то визуальная разница между TIFF и JPEG, спросите вы? Иначе какой вообще смысл в формате TIFF? Да, разница действительно есть. Но она сугубо техническая, настолько несущественная, что в реальных условиях вы с ней никогда не столкнетесь. Чтобы ее увидеть, нужно очень сильно повысить контраст у нашей разницы Difference. Очень сильно - это значит настолько сильно, насколько в реальной практике мы никогда задирать не будем. Но даже при таком невероятно мощном контрасте цвет разницы будет оставаться черным. То есть разница снова не наблюдается:

И только если задрать контраст до такого предела, когда белая и черная точки на инструменте Levels схлопнутся в одну (что абсолютно никогда невозможно в реальной обработке фотографий), только тогда можно увидеть некоторую несущественную разницу, проявляющуюся на уровне естественного шума самого цифрового формата и матрицы сканера.

Ключевой аргумент приверженцев формата TIFF - это мифическая постеризация (эффект «небо ступеньками»), которая якобы может вылезти при обработке 8-битного JPEG файла. В теории это действительно так. Но в реальной практике при грамотном сканировании и сохранении файлов это не подтверждается.

Продемонстрируем гротескный (то есть нарочито усиленный) пример - возьмем два наших файла и применим к ним очень сильную контрастную кривую. Настолько сильную, какую в реальной жизни применять мы вряд ли будем.

Именно после значительного повышения контраста на плавных градиентах (обычно в небе) чаще всего проявляется постеризация, однако в нашем случае этого не произошло. Для уверенности сохраним результат сравнения в виде PNG файла, чтобы исключить вмешательство JPEG при просмотре.

На всякий случай посмотрим на фрагмент скана при 100% увеличении, и снова никакой постеризации.

При работе с цифровыми файлами появление постеризации более вероятно, однако в случае пленки 8-битность сканов (именно сканов) не является проблемой, в частности и потому, что пленочное зерно работает как естественный дитеринг, т.е. сглаживает градации и не дает появиться постеризации. Для цифровых файлов разница между 8 и 16 битами более существенна.

Получается, что формат TIFF довольно бессмысленен для сканирования и хранения сканов. Намного разумнее делать это в JPEG - работать с такими файлами намного быстрее, занимают они на порядок меньше места, а визуальное качество картинки в них не отличается. Однако, тут есть несколько важных нюансов:

1) Качество сохранения такого JPEG файла должно быть 100%. Если же, например, вы сохраните JPEG c качеством даже 95%, то наблюдаемая разница в приведенном примере начнет наблюдаться гораздо быстрее, и такой файл уже будет действительно проигрывать формату TIFF. Поэтому обязательно проверьте в настройках вашей программы сканирования качество JPEG файла. Если же вы сканируете в фотолаборатории, выясните, какое качество JPEG файла они используют. Например, в лаборатории SREDA Film Lab всегда используется только 100% качество JPEG-файлов, на всех сканерах.

2) Файл JPEG подходит только для хранения исходной информации, так называемого «сырого скана». Если вы в дальнейшем планируете обрабатывать снимок, рекомендуется перевести файл в формат TIFF (или PSD) 16 bit и далее работать с ним. Каждое повторное сохранение JPEG файла неизбежно приводит к его деградации и рано или поздно разница становится визуально заметной. Поэтому любое повторное сохранение лучше делать уже в формат TIFF, а вот готовый результат можно снова сохранить в JPEG (и отправить на печать или опубликовать в интернете) - это будет первое пересохранение JPEG’а, деградацию которого глазом увидеть практически невозможно. В принципе разницу вы вряд ли увидите даже при 5-7 кратном пересохранении JPEG’а, но этого, конечно, лучше не делать.

Не забудьте подписаться на аккаунты Творческой лаборатории «СРЕДА» в соцсетях!

Представляю вашему вниманию фрагмент одной из глав моей будущей книги про фотосъемку пейзажа под рабочим названием «Фотографируем пейзаж»

Основное правило фотосъемки цифровой камерой гласит: сначала мы стараемся получить хорошие снимки, а обработкой и доведением полученного изображения «до ума» занимаемся уже потом, на работе или дома. Поэтому важно донести вашу самую лучшую в мире фотографию до компьютера в целости и сохранности. Поможет нам в этом знание особенностей различных форматов записи.
Если вы человек по жизни экономный, перед вами стоит дилемма - какой формат из имеющихся в вашей ненаглядной камере использовать для записи изображений. Цифровые камеры сегодня могут предложить вам форматы TIFF, RAW и несколько градаций формата JPEG. Обсуждение достоинств и недостатков каждого из них начнем с JPEG, как имеющегося сегодня в любой фотокамере и наиболее популярного в фотолюбительской среде.

Формат JPEG

JPEG (Joint Photographic Experts Group), как следует из его названия, был создан по инициативе самих фотографов, кажется, еще во времена царя Гороха для передачи отсканированных или созданных на компьютере изображений. В те времена объемы дисковой памяти компьютера были невелики. Для примера, в то время размер памяти моего персонального компьютера составлял всего 20 Мб, то есть в него могла поместиться от силы одна сегодняшняя фотография.
Информация в те времена передавалась в основном посредством пятидюймовой дискеты, поэтому было важно «утрамбовать» изображение так, чтобы оно сильно не обременяло своим присутствием память компьютера и при этом не особо пострадало качество «картинки». Для этого использовали уже имеющийся алгоритм, который применяли для архивирования машинных файлов, устроенный по принципу объединения схожих последовательностей нулей и единиц машинного кода. Но, в отличие от машинного кода, требующего точного восстановления всех заложенных в него инструкций, решили, что для уменьшения размера файла с изображением можно слегка пожертвовать его качеством, поскольку оно предназначено для просмотра человеческим глазом, прощающим некоторые неточности. В результате разработчики и получили формат JPEG, который позволяет хранить цветные изображения с глубиной до 24 битов, а также изображения в оттенках серого.
Как следует из биографии этого формата, его основной задачей является минимизация занимаемого изображением пространства на диске. Это сжатие происходит далеко не безвозмездно - страдает качество: теряется деталировка и нарушается цветность. Происходит это в разной мере и зависит от степени сжатия и количества разнородных мелких элементов изображения. Если, к примеру, пейзаж с травой и цветами при сжатии сильно потеряет в качестве, то изображение одного голубого неба можно спокойно сжать до минимального, с почти полным сохранением качества.
Посмотрите на увеличенные фрагменты трех иллюстраций, снятых в формате JPEG, с различным качеством (Basic, Norm и Fine) на камеру Nikon D70. Хотя по внешнему виду разница в качестве между ними не очень заметна, но при больших увеличениях она проявляется гораздо существеннее, прежде всего в деталях.

Достоинства
Минимальное время записи изображения на карту памяти и экономия места.

Недостатки
Не подходит для съемки качественных фотографий большого размера с множеством мелких деталей.

Для кого

Подойдет начинающим фотолюбителям и всем, кто не собирается печатать потом снимки больше, чем 10х15 см. А в случае нехватки памяти на карте JPEG «спасет» и профессионала, не желающего упустить отличный кадр. Если же ваша камера не имеет другого формата, то во имя качества рекомендую использовать режим с наименьшим сжатием, обычно обозначаемый «fine».

Два кадра одного и того же вида, снятые в формате JPEG (слева) и TIFF (справа) на камеру LEICA DIGILUX 1. Опятьтаки, разница будет заметна преимущественно в деталях и только при большом увеличении в виде легкого «замыливания» мелких деталей. Формат TIFF (Tagged Image File Format) был создан в качестве универсального формата для цветных изображений. Надо сказать, что этот формат вообще является весьма любопытным изобретением инженеров фирмы Macintosh, поскольку его внутренняя структура может принимать любые причудливые формы. К тегам, содержащим само изображение и описывающим данные по его цветности, сжатии, разрешении и тому подобные, могут быть добавлены любые другие. Таким образом, этот формат имеет наращиваемую структуру. Например, файл может содержать не одно, а несколько изображений (называемых слоями) или какието дополнительные данные. Чтобы графический редактор, читающий этот могучий формат, смог разобраться, где в нем что находится, структуру изображения описывают в так называемом каталоге файла изображения (IFD), расположенном в заголовке того же файла. Подобно рассмотренному ранее JPEG, формат TIFF позволяет нам записывать как цветные изображения с глубиной цвета до 24 битов, так и монохромные изображения. Более того, в файлах этого формата можно хранить изображения и в других цветовых моделях, например в CMYK (используется в основном при печати). Надеюсь, что я не сильно утомил вас техническими подробностями, но давайте всетаки вернемся к нашим баранам, то есть к нуждам фотографалюбителя. Если ваша камера имеет форматы JPEG и TIFF, то рекомендую вам использовать только TIFF, только тогда вы сможете быть уверены, что используете возможности матрицы своего фотоаппарата и его объектива на все сто процентов. Изображение с матрицы, обработанное процессором камеры, записывается на карточку в несжатом виде, то есть целиком и полностью, и поэтому не теряет своих живых свойств. Стоит отметить и недостатки, присущие формату TIFF. Вопервых, неся в себе большой объем информации, такие файлы занимают много места на карточке памяти. Для примера скажу, что в моей камере на карточку объемом 256 Мб помещается 20 снимков в формате TIFF или 128 штук (то есть в шесть раз больше) в формате JPEG. Вовторых, изза большого размера файлов они дольше пишутся на карту памяти - время записи TIFF может составлять несколько десятков секунд, в то время как запись формата JPEG обычно занимает порядка двухтрех секунд.

Достоинства
Изображение с матрицы, обработанное процессором камеры, записывается на карточку в несжатом или почти несжатом виде, то есть практически полностью, и поэтому не теряет своих живых свойств.

Недостатки
Занимает много места на карте памяти, долгое время записи.

Для кого
Для фотолюбителей и профессионалов, желающих печатать фотографии больше, чем 10х15 см, не жалеющих места на карте памяти для качественных снимков, с которыми позже можно поработать в графическом редакторе.

Эти иллюстрации показывают преимущество формата RAW. Синий снимок был снят навскидку, с неправильно установленным балансом белого (по лампам накаливания). Такой снимок, снятый в формате JPEG или TIFF, можно было бы только выкинуть или пришлось бы перевести в режим оттенков серого. Однако формат RAW позволил избавиться от синюшности и спасти эту фотографию, применив другой баланс белого (в данном случае - «солнечно»).
Но самые интересные возможности для фотографа предоставляет формат RAW (от англ. «raw» - сырой, необработанный). Замечу, что этот формат поддерживают только дорогие профессиональные и полупрофессиональные цифровые фотоаппараты. Чем же так примечателен этот формат?
Как мы уже знаем, после того, как изображение получено с матрицы, оно проходит обработку в процессоре камеры, где на него «накладываются» выбранные фотографом установки баланса белого, резкости, контраста, цветовой насыщенности и другие. Результат пишется на карту памяти. Так обстоит дело с форматами JPEG и TIFF. В формате RAW дело обстоит иначе: на карту памяти отдельно пишется само, не обработанное пока еще изображение, а все установки, выбранные фотографом, сохраняются в заголовке файла отдельно, с тем, чтобы быть примененными позже. Затем на компьютере эти файлы формата RAW обрабатываются уже в специальных программах, называемых RAWконвертерами, причем пользователь может решить, применить ли к изображению установки, выбранные во время съемки, либо заменить их на другие, более подходящие.
Так, если при съемке горного пейзажа вы были уверены, что солнечный баланс белого как нельзя лучше подойдет для этой сцены, а дома вдруг обнаружили, что картинка имеет холодные тона и отталкивает, то вы сможете «отменить» выбранный баланс белого, заменив его, к примеру, на «облачный». То же самое относится ко всем фильтрам, например, чернобелому, сепии и соляризации, цветовому балансу, цифровой резкости и некоторым другим параметрам. К снимку можно даже применять соответствующие установки из других изображений, например, определив раз и навсегда точный баланс белого для одного из кадров, снятых на поляне, можно использовать его для всех остальных снимков этой фотосессии. После того как гармония, наконец, достигнута, мы сохраняем снимок на компьютере в любом формате, но исходный RAWфайл с необработанным изображением при этом не страдает.
Трудно поверить, но использование формата RAW позволяет даже немного (до / 3EV) скорректировать неверную экспозицию! Это стало возможным благодаря информационной избыточности, предоставляемой двенадцати (в ряде случаев - шестнадцати) битной разрядной сеткой на каждый цветовой канал в формате RAW, против восьмибитной сетки форматов JPEG и TIFF. Поскольку весь процесс работы с RAW очень напоминает корректировки при оптической печати с переэкспонированного или недоэкспонированного негатива с применением тонирующего виража, фильтров и так далее, то формат RAW часто называют цифровым негативом.
Справедливости ради замечу, что различные производители фотоаппаратуры по разному трактуют понятие «необработанная информация». К примеру, одни из них всетаки применяют функцию шумоподавления к изображению перед записью формата RAW, другие - цифровую резкость, третьи - сжатие, а в устаревших моделях можно найти даже баланс белого. Кроме этого, все фирмы стремятся привнести в этот формат чтото свое, и в результате появились такие форматы, как ORF (фирма Olympus), NEF (Nikon), CRW (Canon) и другие. Все это - разновидности формата RAW, и для работы с каждым из них требуется свой, уникальный RAWконвертер. Замечу, что фирма Adobe выпустила плагин для Adobe Photoshop CS 8.0, читающий все форматы RAW, которые любой фотограф при желании может бесплатно скачать с сайта фирмы.
Примечательно, что файл в формате RAW занимает существенно меньший размер памяти, чем аналогичный TIFF. Объясняется это тем, что в RAWфайле хранится не само изображение целиком, а только та информация, что получена с трех сенсоров матрицы, отвечающих за красный, зеленый и синий каналы, а интерполяция с построением окончательного изображения осуществляется уже потом, в RAWконвертере на компьютере. Для формата TIFF интерполяция производится непосредственно после съемки, в самой камере, и ее результаты записываются на карту памяти, занимая гораздо большее пространство. Замечу также, что процесс интерполяции сам по себе очень энергоемкий, что сказывается на продолжительности жизни аккумуляторов.
При всех достоинствах формата RAW у него есть и небольшие недостатки. Основным из них, на мой взгляд, является необходимость обрабатывать изображения на компьютере перед их использованием. Каждый снимок должен быть обработан индивидуально, а на такую усидчивость способны далеко не все. Вторым недостатком, но не столь существенным, о котором я уже говорил, является несовместимость форматов RAW различных производителей, приводящих к необходимости использования фирменных RAWконвертеров или плагинов к графическим редакторам.

Достоинства
Огромные возможности по «доводке» фотографий.

Недостатки
Занимает меньше места на карте памяти, чем TIFF, но больше, чем JPEG, практически каждый производитель старается иметь «в запасе» свой RAW, для которого необходим отдельный плагин.

Для кого
Для профессионалов и очень (даже слишком!) продвинутых фотолюби телей.

Резюме
Так что вопрос, каким именно из имеющихся в камере форматов пользоваться, каждый решает сам. Когото, желающего снять сотни гениальных снимков на одну небольшую карточку памяти, вполне устроит имеющийся в любой камере формат JPEG, комуто понравится логическая завершенность формата TIFF, а ктото, наоборот, любящий до самого последнего момента все менять и переиначивать, предпочтет RAW. Впрочем, выбор между TIFF и RAW пока для большинства пользователей не актуален: сегодня редкие камеры имеют и тот и другой форматы.