Информационная поддержка образования мероприятия в библиотеке. Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке. Министерство культуры Республики Бурятия

Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся

Кунязова Айсулу Социаловна

методист Инновационного центра

развития образования и воспитания

Павлодарской области

Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.

Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационные системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного обслуживания.

Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.

Библиотека образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный и научно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и общедоступность документально-информационных ресурсов.

Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы. культура

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие:

I. Комплектование библиотечного фонда.

    Информационная и методическая работа.

    Массовая работа со школьниками.

    Индивидуальная работа с читателями.

    Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.

Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся.

Основными направлениями в работе библиотеки должны стать:

Информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

Развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;

Активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;

Приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;

Обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.

Школьный возраст - это именно тот возраст, когда закладываются основы личности, вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты, осознание себя белорусом, ощущение принадлежности к национальной культуре - процесс, в котором книга играет важную роль. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия, посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставки книг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может быть оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».

В школе в качестве факультативного может быть введен интегрированный курс по работе над формированием информационной культуры учащихся, например, курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Основные задачи: дать представление учащимся о современных информационных технологиях; научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее; приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

В работе с учащимися могут быть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Таким образом, информационная среда школьной библиотеки сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником

Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов.

Школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.

Организация информационной подготовки учащихся требует четкого разграничения, дифференциации действий школьных библиотек и общеобразовательных учреждений в едином процессе информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, разработки реального механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек, потребует объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы.

Для совершенствования деятельности школьных библиотек необходимо проводить работу в следующих направлениях:

Технически оснастить библиотеки;

Обновить и укрепить ресурсную базу школьных библиотек;

Обеспечить доступ библиотек к информационным ресурсам Интернета;

Сформировать единые электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

Разработать форму ресурсной интеграции (обмен учебниками, необходимыми одному учебному заведению и невостребованными в библиотеке другого);

Создать положение о статусе базовых школ, в которых библиотеки, располагающие богатыми книжными фондами, выступали бы в качестве ресурсных центров;

Развить систему повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений.

Для того, чтобы совместная деятельность учителей и школьных библиотекарей по информационной подготовке учащихся была продуктивной, необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение ими технологии формирования информационной культуры школьников. Такое обучение должно опираться на систему практико-ориентированных занятий; сопровождаться разработкой учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам информационной культуры школьников.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

    Библиотека общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док [Текст] / сост. Г.В. Чулкина, О.В. Козлова. – М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000. – 80 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. – 214 с.

    Бородина В.А. Библиотечное обслуживание [текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина. – И: Либерея, 2004. – 168 с.

    В помощь школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. – Школьная книга, 2004. – 64 с.

    Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, №7. – С. 34-38.

    Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. – Челбинск, 2000. – 318 с.

    Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.- 497 с.

    Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 23-29.

    Мелентьеа Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. – М: АСОПиР, 2001. – 417 с.

    Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые массовые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – №5. – С. 40-50.

Размещено на Allbest.ru

Страница 6 из 9

Информационно-библиографическая поддержка образования, самообразования, профессионального самоопределения и воспитание информационной культуры молодежи

(Т.В. Виноградова, заведующая информационно-библиографическим отделом)

Внедрение передовых информационных технологий в повседневную библиотечную жизнь и компьютеризация рабочих мест библиотекарей и библиографов сопровождается расширением информационных ресурсов библиотеки. Этот факт позволяет нам совершенствовать традиционные и развивать новые формы и направления библиографического обслуживания всех пользователей ЦРБ им.1 Мая, в том числе и молодежи.

1. Одним из самых важных участков индивидуальной работы с молодежью является справочно-библиографическое обслуживание. Справки, выполненные по запросам молодежи, составляют 70-73 % от их общего количества. Причем, большинство молодых читателей обращаются в нашу библиотеку в поисках информации по гуманитарным дисциплинам: экономике, праву, социологии, статистике, истории, философии, педагогике, психологии и культурологии.

Следует отметить, что справочно-библиографическое обслуживание молодежи в современных условиях представляет собой сложный процесс, требующий от дежурного библиографа-консультанта не только профессиональных знаний, широкой эрудиции, но и хорошего владения компьютерными технологиями.

С каждым годом удовлетворение читательских образовательных запросов становится все труднее и занимает все большую часть рабочего времени библиографов. Это связано не только и не столько с трудностями в комплектовании библиотечных фондов и несовершенством ББК. С возникновением новых направлений в деятельности человека, новых специальностей и, как следствие, новых учебных дисциплин в школе и вузе информационные потребности учащейся молодежи постоянно расширяются, и количество справок, требующих сложного библиографического поиска, увеличивается. В то же время, общаясь с молодыми читателями, мы с грустью отмечаем, что уровень знаний школьников и студентов падает, некоторые из них не могут даже четко сформулировать тему своего запроса.

В этом году библиографам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти информацию по таким запросам студентов и школьников:

Кто был воеводой строительной дружины, возводившей Новгород Понизовский?;

Словесные «ляпы» в речи российских политиков;

Кто такой дуайен и кто является дуайеном в России?;

Психологический портрет личности преступника;

Творчество и личность А.С.Пушкина в русской философской критике;

Почему марксизм имел такое широкое распространение в России, а в развитых капиталистических странах нет?

Другим аспектом проблемы усложнения библиографического поиска является то, что учителя, давая задания старшеклассникам, часто плохо представляют, есть ли вообще в фондах библиотеки литература по той или иной теме. Наглядными примерами могут служить подобные запросы школьников:

Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве;

Экологические проблемы Аравийского полуострова;

Основные отделы налоговой инспекции и их функции.

По запросам учащихся и студентов библиографы составляют библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам. Так, в этом году нами были составлены списки на темы: «Лидерство в организации», «Невербальное общение», «Международная миграция капитала», «Педагогическое мастерство», «История ленд-лиза». «Молодежная субкультура», «Воспитание характера» и др.

В последнее время в справочно-библиографическом обслуживании молодежи активно используется не только традиционный справочно-библиографический аппарат, но и современные информационные ресурсы: Интернет и электронные базы данных. Так, в случае отсутствия или недостаточности предоставленной информации по тематическому запросу студента или школьника, дежурный библиограф обязательно предлагает им воспользоваться услугами Интернет-зала. Таким образом, например, были полностью удовлетворены запросы на темы: «Дуэльный кодекс», «Обеспечение экологической безопасности на предприятии НОРСИ», «Языки декларативного программирования» и многие другие.

Формирование электронных баз данных было начато в нашей библиотеке в январе 2002 года: специалисты отдела комплектования и обработки приступили к созданию электронного каталога, а библиографы, соответственно, - электронной картотеки статей. На 1 сентября 2004 года в электронный каталог внесено почти 7 тыс. записей, электронная картотека статей насчитывает 11109 записей. С января 2004 года электронный каталог и электронная картотека статей стали доступны для всех пользователей библиотеки. Поиск информации с помощью этих баз данных осуществляет дежурный библиограф-консультант в зале каталогов. За 9 месяцев с помощью этих баз было выполнено 285 справок для юношей и девушек в помощь их образованию и самообразованию.

В последние годы среди молодежной аудитории ЦРБ им.1 Мая заметно возросло количество студентов правовых и экономических техникумов и вузов, а, следовательно, значительно повысились потребности этой части пользователей в правовой информации. Учитывая это обстоятельство, в январе 2002 года на компьютере дежурного библиографа-консультанта была установлена система «Консультант Плюс», а в мае 2004 года - система «Гарант». Новый вид справочно-библиографического обслуживания оказался очень востребованным у читателей, в том числе и молодежи. На эту группу по нашим подсчетам в год в среднем приходится более 1/3 всего массива документов, найденных с помощью справочно-правовых систем.

На диаграмме можно проследить две тенденции в справочно-библиографическом обслуживании молодежи в ЦРБ им.1 Мая за последние 3 года. Во-первых, это ежегодный прирост общего количества справок, выполненных по запросам молодежи: от 1056 - в 2002 году, до 2392 - за 9 месяцев 2004 года. Во-вторых, это увеличение количества справок, выполненных с помощью электронных носителей по отношению к справкам, выполненным с помощью традиционного СБА: если в 2002 году это соотношение составило 10,6% против 89,4%, то за 9 месяцев 2004 года - уже 27,6% против 72,4%.

Общее количество справок по запросам молодежи

Выполнены

С помощью традиционного СБА

Выполнены

с помощью электронных баз данных

2. Вторым направлением библиографического обслуживания молодежи в ЦРБ им.1 Мая является библиографическое информирование.

Оно осуществляется совместно информационно-библиографическим отделом и отделом обслуживания и включает в себя самые разнообразные формы работы.

Так, на юношеском абонементе из года в год ежемесячно ведется индивидуальное информирование старшеклассников школ Сормовского района о поступлении новых учебных, учебно-методических и научно-популярных изданий в помощь школьной программе, а также о свежих номерах научно-познавательных журналов «Родина», «Литература в школе», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и других. Ведется учет выданной литературы. Так, в первой половине 2004 года абонентам было послано 150 информаций и выдано 131 издание.

Библиотекарями абонемента для старшеклассников составлено 5 информационных списков новых книг в помощь школьной программе на следующие темы:

«История двух тысячелетий»,

«Удивительное - рядом»,

«Изучающим историю России»,

«Книги серии «Домашний репетитор»,

«Моя российская история».

Одной из самых популярных и действенных форм библиографического информирования молодежи являются тематические Дни информации. При определении тематики этих комплексных мероприятий мы стараемся выйти за рамки школьной программы, привлечь внимание старшеклассников к наиболее актуальным вопросам современности и представить литературу по теме Дней с наибольшей полнотой - как по содержанию, так и по видам изданий.

Так, например, после объявления ЮНЕСКО 10-летия культуры мира, мы откликнулись на это начинание Днем информации «Человек. Общество. Цивилизация». Акцент в этом мероприятии был сделан на литературе, раскрывающей проблему противостояния Западной и Восточной цивилизации на примере двух стран - Ирана и России. Состоялась презентация тематического номера журнала «Наука и религия», целиком посвященного Ирану, а одна из наших коллег поделилась с ребятами своими впечатлениями от поездки в эту сказочную страну. С интересом прослушали учащиеся библиографический обзор журнальных публикаций о необъятной и загадочной русской душе под названием «Русские… Какие мы?», а в заключение мероприятия старшеклассники очень активно отвечали на вопросы викторины «История мировых цивилизаций».

Среди самых насущных проблем, стоящих сегодня перед современным обществом - проблема защиты нашего молодого поколения от наркомании. Нашим скромным вкладом в борьбу с этим всемирным злом стало проведение Дня информации «Наркомания - глобальная проблема человечества». В программу Дня были включены: обзор литературы у книжной выставки «Ловушка для человека разумного», беседа-предостережение участкового инспектора по делам несовершеннолетних Сормовского района, информдайджест «О наркотиках без истерики» и мини-презентация библиографического списка-предупреждения для подростков «Наркомания - знак беды».

Профориентация всегда была одним из приоритетных направлений в работе библиотек с молодежью. В 2003 году для старшеклассников школ Сормовского района во всех взрослых библиотеках ЦБС прошел единый День информации «Время выбирать будущее». В ЦРБ им. 1 Мая библиографы представили юношам и девушкам библиографический обзор по материалам выставки-панорамы «Время выбирать будущее», образовательный экскурс «Юноше, обдумывающему житьё…», библиодосье «Редкие профессии», пресс-экспресс по газете «Биржа плюс Карьера» и встреча с профессионалом - психологом ресурсного центра занятости.

Все чаще мы в своей работе используем такую форму информационного обслуживания молодежи, как информационно-познавательные часы или часы познания. Эти мероприятия являются как бы мини-Днями информации: и время проведения ограничено одним академическим часом, и тема для мероприятия выбирается более узкая, например, какое-то значимое событие из отечественной истории или знакомство с жизнью наиболее ярких представителей русской науки или культуры. За три года для старшеклассников школ Сормовского района было проведено 15 информационно-познавательных часов на темы:

- «Готовимся к выпускным экзаменам»,

- «Любимое мое Сормово»,

- «Русь книжная» (о книгах и библиотеках на Руси в XI-XV вв.),

- «Современная российская литература»,

- «Куда пойти учиться»,

- «Изучающим историю России»,

Час славянской культуры «Всему миру свет»,

Час философских познаний «Премудрость в личности» и другие.

В информационном обслуживании молодежи мы активно практикуем и такие формы работы, как библиографические обзоры, информдайджесты, пресс-досье, экспресс-информации. В 2002-2004 годах их было подготовлено и проведено для старшеклассников 36. Вот тематика некоторых из них:

Ø «Глобальные проблемы современности»,

Ø «Герои нашего времени» (по произведениям современных российских писателей),

Ø «Ушли, чтобы остаться с нами» (о выдающихся деятелях российской культуры конца ХХ века),

Ø «Люблю тебя, Петра творенье» (Образ Петербурга в русской поэзии), Ø «Редкие профессии», Ø «Проза жизни Людмилы Петрушевской», Ø «Эссен и Нижний Новгород - города побратимы»,

Ø «Неформалы: групповой портрет в интерьере».

3. Третьим направлением в работе информационно-библиографического отдела с молодежью является воспитание информационной культуры, и роль библиографов здесь особенно интересна и разнообразна.

Принято считать, что азам информкультуры молодые читатели обучаются в библиотеках учебных заведений (школ, вузов). На деле же у значительного числа пользователей библиотеки, а особенно молодых, уровень библиотечно-библиографических знаний невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и фактических данных, фиксировать найденное.

Поэтому работа по повышению информационной культуры наших молодых читателей ведется постоянно по следующим направлениям:

Обучение библиотечно-библиографической грамотности;

Обучение культуре чтения;

Овладение целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков получения информации с помощью электронных ресурсов библиотеки.

Уже при записи в библиотеку каждый молодой читатель получает первый урок библиотечно-библиографической грамотности: библиотекари и дежурные библиографы-консультанты знакомят его с правилами пользования библиотекой, со структурой и составом фонда, системой каталогов и картотек, правилами оформления требования на литературу, о чем делается пометка на обороте формуляра. Таких индивидуальных консультаций для молодежи в 2002 году было проведено 2284, а за 9 месяцев 2004 года - 3004.

Но ни один консультант не способен за считанные минуты научить умениям и навыкам, необходимым молодому читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.

Поэтому в 2002-2004 годах библиографами ЦРБ им. 1 Мая было подготовлено и проведено 16 библиотечных уроков и 11 групповых консультаций, 18 обзоров справочных изданий и 10 премьер библиографических пособий для молодежи следующей тематики:

· «Справочно-библиографический аппарат современной библиотеки: его назначение, состав и поисковые возможности»;

· «Библиографические пособия - ваши помощники в выборе литературы»;

· «Современная русская литература; тематические и персональные библиографические пособия»;

· «СПС «Консультант Плюс» - совершенный ресурс правовой информации»;

· «Учимся конспектировать»;

· «Как правильно составить реферат и записать лекцию»;

· «Сочинение - на отлично!»

Все вышеперечисленные мероприятия входили составной частью в программы Дней библиографии, Дней информации, Дней периодики, Дней знаний и занятий «Информколледжа».

Не забываем мы и такую традиционную форму работы, как библиотечные экскурсии. В 2002 -2004 годах было проведено 15 таких мероприятий. Во время экскурсий библиотекари знакомили старшеклассников школ и средних специальных учебных заведений Сормовского района с историей ЦРБ им. 1 Мая, работой каждого из ее отделов, а также с информационными ресурсами библиотеки. Особый интерес у молодежи неизменно вызывали экскурсии по Интернет-залу - гордости нашей библиотеки.

Прочно вошли в практику работы ЦРБ им.1 Мая с молодежной аудиторией Дни библиографии. Основой для их проведения являются библиографические пособия, которые специально создаются библиографами к этим мероприятиям. В 2002-2004 годах было выпущено и представлено молодежи 3 указателя и 18 списков. При подготовке Дней библиографии мы также активно используем библиографические пособия, разработанные нашими коллегами из ЦГБ и из других районов Нижнего Новгорода.

Так, к 100-летию Нобелевской премии библиографами были подготовлены библиографический указатель «Опередившие время», в котором были собраны материалы обо всех русских ученых - лауреатах премии по естественным наукам, хранящиеся в фондах ЦРБ им.1 Мая, и библиографический список литературы «И творчество, и чудотворство», посвященный русскому поэту - нобелевскому лауреату Борису Пастернаку. Именно эти два пособия послужили основой для подготовки и проведения Дня библиографии «Созвездие имен великих» для старшеклассников Сормовского района. Впервые на этом Дне библиографии мы применили на практике такую новую форму работы, как видеодебют библиографического пособия, в котором попытались соединить воедино представление нового библиографического списка «И творчество, и чудотворство» с демонстрацией фрагментов видеофильма «Борис Пастернак».

В последние годы заметно активизировалась работа библиографов библиотек города по созданию краеведческих библиографических пособий самой разнообразной тематики. Мы также не остались в стороне от этого начинания и выпустили 2 библиографических пособия, посвященных нашим землякам: библиографический указатель литературы «Славны добрыми делами» (о нижегородских благотворителях и меценатах XIX - начала ХХ века) и библиографический список «Благотворительность, меценатство, спонсорство в Нижегородском крае сегодня». Именно эти издания дали материалы для подготовки кольцевого Дня библиографии «Да не оскудеет рука дающего…», который силами работников информационно-библиографического отдела был проведен для молодежной аудитории в ЦРБ им.1 Мая и во всех 6 библиотеках-филиалах, обслуживающих взрослое население.

Важнейшей ступенью социализации юношества в современном обществе является выбор профессии. Содержательная сторона этого процесса претерпела в последнее время существенные изменения. Престиж многих профессий упал, других - стремительно поднялся, появилось много, прежде неизвестных нам специальностей.

Поэтому основной задачей Дня библиографии «Найди свою профессию», прошедшего в апреле 2004 года, было знакомство старшеклассников с современными, наиболее перспективными специальностями. Материалы о них были собраны и представлены на выставке «Найди свою профессию». В актуальном обозрении «Какие специалисты сегодня нарасхват?» сотрудник из Центра занятости населения Сормовского района озвучила для ребят рейтинги самых востребованных на сегодняшний день профессий на рынке труда. Старшеклассники познакомились с 6-тью выпусками новых библиографических пособий для молодежи из серии «Мир современных профессий» под названиями: «Повелители компьютеров», «Такие разные менеджеры», «Мозаика экономической деятельности», «Профессия - продавец», «Созидатели красоты» и «Требуются специалисты по кадрам». Библиографы представили ребятам футурологическое библиодосье «Вакансии будущего, или Чем будут заниматься люди в XXI веке» и мини-презентацию информационного справочника «Куда пойти учиться». В заключение мероприятия старшеклассники совершили путешествие по профориентационным сайтам Интернета.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что благодаря внедрению компьютерных технологий, работа по информационно-библиографическому обслуживанию молодежи приобрела новые направления, значительно повысилась оперативность и полнота информации по запросам, расширился ассортимент библиографических услуг, в том числе платных, качественно изменился внешний вид библиографической продукции, она стала более привлекательной для современной «продвинутой молодежи».

В 2005-2006 годах приоритетными направлениями работы библиографов с молодежью будут:

1)информационная поддержка образования, самообразования и профессионального самоопределения этой группы пользователей;

2)обучение молодежи навыкам самостоятельного поиска информации с помощью электронного каталога и электронной картотеки статей.

Основой для успешного получения образования, залогом информационной и функциональной грамотности человека является чтение. Осознание единства целей разных образовательных и культурных учреждений в области продвижения чтения и формирования информационной культуры личности ведёт к консолидации людей разных профессий, принадлежащих к сфере книжной культуры.

В МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» достигнуто взаимопонимание и координация работы с педагогами разных учреждений города, т.е. благодаря полноценному использованию социокультурных возможностей городского образовательного пространства. Это позволяет библиотеке «держать руку на пульсе» и быть катализатором изменяющихся приоритетов в образовании.
Вся работа систематизирована и ведется по следующим направлениям: Библиотека и дошкольные образовательные учреждения:

    Систематическая работа с группами детских садов в рамках библиотечных циклов.

    Внестационарное обслуживание детей на базе детских садов.

    Выступления с консультациями и обзорами книг на родительских собраниях.

    Информационно-методическая помощь воспитателям:

Услуга «передвижная методическая полка»;

Информационно-справочное он-лайн-обслуживание в блоге «Библио- S -путник»

Библиотека и школа

На базе школы:

    Выходы с беседами, обзорами в классы.

    Участие в общешкольных мероприятиях.

    Выступления с обзорами и консультациями на родительских собраниях.

На базе библиотеки:

    Систематическая работа с классами (группами продлённого дня) по ключевым направлениям образовательного и воспитательного процесса.

    Выставки в помощь образовательному процессу.

    Дни библиографии.

    Предметные недели.

    Проведение совместных мероприятий по разным направлениям образовательного процесса.

    Организация общегородских мероприятий в поддержку образовательного процесса (Привлечение организованных групп школьников из нескольких школ к участию в мероприятиях библиотеки)

    Семинары, совещания, конференции педагогов и библиотекарей школ города на базе МУК ЦСДБ.

    Исследовательская деятельность (анкетирование педагогов и подростков)

Библиотека и другие учреждения:

    Внестационарное обслуживание детей на базе детских оздоровительных лагерей «Берёзка», «Лесная поляна», «Гайдар».

    Творческая помощь в написании сценариев для мероприятий, проводимых совместно с ДМШ, ЦВР.

    Участие воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях библиотеки.

    Организация выставок работ воспитанников ДШИ, СЮТ, ДХШ на базе библиотеки.

    Оказание консультационной помощи руководителям детского чтения, подбор специализированной литературы педагогам и учащимся учреждений дополнительного образования

    информационно-справочное он-лайн-обслуживание в блоге «Библио- S -путник»

В библиотеке им. А.С. Пушкина каждому ребёнку предоставлен свободный доступ ко всем имеющимся носителям информации, созданы все условия для формирования информационной культуры читателей.

Для учащихся с 1 по 11 классы разработано 14 литературно-познавательных цикла, которые охватывают не только школьников, но и ребят дошкольного возраста.

Работа по циклам проводилась с организованными классами, систематичность посещения — 1 раз в месяц. В тематике встреч использовались разнообразные формы работы с детьми, синтез иллюстративно-наглядного, музыкального и литературно-познавательного материала. Акцент был сделан на раскрытие ресурсов библиотеки в помощь образовательному процессу, развитие творческих способностей и навыков вдумчивого аналитического чтения.

О некоторых мероприятиях 2011 г.

Раскрытию фондов способствовали интерактивные поисковые выставки «А как грамотно?», «Слова на карте мира», «Почему мы так говорим?».

Большое внимание было уделено информационной грамотности: в отделах прошли информационно-библиографические уроки и библио-минутки «Русской речи государь по прозванию Словарь», «К сокровищам родного языка», «Познакомьтесь: указатель!». Литературно-познавательные беседы «Родники народных традиций». Познавательная игра «Веселые буквы.

Читательское и творческое развитие шло в ходе знакомства с электронными ресурсами по теме: эл.обучающий диск «Уроки Мальвины», электронная презентация-знакомство «За далью – Даль» (о В.Дале).

Всего проведено 9 массовых мероприятий, 18 индивидуальных и групповых консультаций, оформлено 7 выставок. Обслужено 322 человека .

Неделя «Культурное наследие» прошла с 23 по 28 мая 2011 г.

Основные мероприятия недели:

Беседа у книжных выставок «Хорошая книга в наследство», «У слов тоже есть семья», «Великая культура России», «Поклон равноапостольным Кириллу и Мефодию» и др.

Электронная викторина «Юный искусствовед»;

Информационно-библиографическая игра «Если знаешь – отвечай»;

Лингвистические часы «Откуда есть пошла славянская письменность», «Драгоценное наследие – КНИГА».

Обслужено 344 человека, выдано 352 кн.

Ярким событием стало комплексное мероприятие «Библиосумерки-2011», приуроченное к дню библиотек. Во всех отделах центральной детской библиотеки были подготовлены интерактивные развивающие выставки, выставки-опыты, литературно-поисковые задания. Участникам раздавались «книжки-зачётки» , которые заполнялись по мере участия в работе различных площадок. Самые активные участники получали призы. В общей сложности «Библиосумерки-2011» посетили 350 человек (взрослых и детей).