Фотошоп режим наложения экран. Режимы наложения слоев в фотошопе

Когда дело доходит до изучения программы Фотошоп, на самом деле это означает тщательное изучение всего нескольких функций, хотите - верьте, хотите - нет. Безусловно, программа Фотошоп многофункциональна и с каждой новой версией наполняется все более и более всевозможными инструментами и параметрами. Но действительно ли вам нужна самая последняя версия программы с ее многочисленными свойствами, для того чтобы обрабатывать ваши фотографии?

Возможно, вы подумаете: «Да, конечно», но, скорее всего, ваш ответ будет отрицательным. Имея небольшие знания и навыки работы с основными инструментами программы, вы успешно сможете обрабатывать большинство фотографий. Несмотря на то, что с каждой последующей версией Фотошоп появляются дополнительные свойства и параметры, основные инструменты, которые вам надо знать, одинаковы и в версии Фотошоп CS3, и в версии Фотошоп 3, когда впервые появилась возможность работы со слоями.

Итак, что же нужно обязательно уметь делать в программе Фотошоп? Во-первых, применять основные инструменты выделения, во-вторых, знать, для чего нужны слои и как с ними работать. Также важно понимание работы масок слоя. И, наконец, необходимо знать, как и когда использовать режимы наложения слоев, что и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Выражаясь простым языком, режимы наложения позволяют взаимодействовать или «смешиваться» слою с нижележащим слоем или несколькими слоями различными способами. Без использования режимов наложения, единственный способ сочетать слои - уменьшать непрозрачность слоя (или заливать его), что не может привести к очень интересным результатам. Применяя же режимы наложения, мы не только получаем непредсказуемые и невероятные результаты, особенно в сочетании с работой масок слоя, но и значительно облегчаем себе задачу при редактировании, ретуши или восстановлении фотографий, также экономя время!

Конечно, как и в случае с самой программой Фотошоп, вам не нужно знать абсолютно все о режимах наложения, чтобы успешно применять их в своей работе. В версии Фотошоп CS2 было двадцать три режима наложения (учитывая режим «Нормальный», установленный по умолчанию), в версии Фотошоп CS3 добавилось еще два режима, и их стало двадцать пять - огромный список для выбора! Таких названий как «Затухание», «Осветление основы», «Линейный затемнитель», «Разница» и «Исключение» вполне достаточно для того, чтобы сломать голову, гадая, что это за режимы и как их использовать.

Открою вам небольшой секрет. Конечно, на самом деле, это не секрет, но вы же приободрились, решив, что узнаете что-то, чего не знает больше никто, так что пусть это будет называться секретом. Как я уже упоминал, вам не нужно знать все тонкости работы со всеми режимами наложения. В действительности, при обработке большинства ваших фотографий, достаточно иметь представление о пяти режимах наложения. Да-да, не о двадцати трех или двадцати пяти режимах, а все лишь о пяти! Что же это за режимы? «Умножение» (Multiply), «Экран» (Screen), «Перекрытие» (Overlay), «Цветность» (Color) и «Яркость» (Luminosity). Изучив, как и когда применять эти режимы, вы сможете с легкостью обрабатывать фотографии.

Прежде чем мы начнем изучать работу каждого из пяти режимов наложения, давайте узнаем, где они расположены. Если вы думаете, что их можно найти в строке меню «Слои» в верхней части экрана, то немного заблуждаетесь. На самом деле, если бы мы каждый раз как хотели поменять режим наложения слоя, кликали мышкой по строке меню, то это была бы настоящая проблема. К счастью, компания Adobe осознала, что мы все слишком ленивые для этого действия, и облегчила нам жизнь. Вы можете получить быстрый доступ к режимам наложения, выбрав ниспадающее окно в верхнем левом углу панели слоев. По умолчанию, выбран режим наложения «Нормальный» (Normal):

Ниспадающее окно режимов наложения в верхнем левом углу панели слоев

Небольшое важное замечание - если вы посмотрите на рисунок, представленный выше, то заметите, что я забежал вперед и создал копию исходного слоя заднего фона (нажав сочетание клавиш Ctrl+J / Command+J), и сейчас у меня выбрана эта копия под названием «Слой 1» (Layer 1). Я это сделал потому, что программа Фотошоп по-другому рассматривает слой заднего фона в отличие от других слоев и не позволяет нам менять режим наложения при работе с ним.

Если вы не повторяете мои действия, работая самостоятельно, и заметили, что ниспадающее окно режимов наложения у вас затененное (неактивное), вероятнее всего причина в том, что у вас создан только один слой на панели слоев, и он назван «Задний фон» (Background). Для того чтобы получить доступ к режимам наложения, вам следует или создать копию слоя заднего фона, или переименовать сам слой заднего фона.

Когда вы нажмете на маленький значок в виде двух стрелок около слова «Нормальный» и откроете окно со списком всех режимов наложения, вам может вначале показаться, что в порядке их размещения нет никакого смысла или логики, особенно, если вы не знакомы с работой этих режимов. Я работаю в данный момент в версии Фотошоп CS2, где представлено двадцать три режима наложения, а в версии Фотошоп CS3, как я уже упоминал ранее, их двадцать пять.

Если вы посмотрите внимательнее, то заметите, что режимы наложения в действительности объединены в группы. Два верхних режима «Нормальный» (Normal) и «Затухание» (Dissolve) составляют первую группу, нижерасположенные режимы - «Затемнение» (Darken), «Умножение» (Multiply), «Затемнение основы» (Color Burn) и «Линейный затемнитель» (Linear Burn) составляют вторую группу и т.д. Всего выделено шесть групп, и вам может показаться, что причина, по которой режимы объединены в группы, состоит в том, что у этих режимов есть что-то общее. Вы совершенно правы!

Хотя, вы были бы правы, не учитывая первую группу в самом верху списка. Режимы «Нормальный» и «Затухание» не имеют ничего общего, и, тем не менее, объединены в одну группу. Вы можете всю жизнь легко прожить, не используя режим «Затухание», так как он достаточно бесполезен, особенно при редактировании изображений, тогда как режим «Нормальный» устанавливается по умолчанию и означает, что все слои настроены автоматически без каких-либо изменений с вашей стороны.

Таким образом, первая группа - на самом деле не группа, если только вы не назовете ее группой «режимов, у которых нет ничего общего». Остальные режимы наложения объединены в группы, потому что у них действительно есть что-либо общее друг с другом. Ниже представлена схема всех групп:

Схема, отображающая различные группы режимов наложения

Как вы можете видеть на разноцветной схеме, представленной выше (разные цвета я выбрал для удобства восприятия), режимы наложения «Затемнение» (Darken), «Умножение» (Multiply), «Затемнение основы» (Color Burn) и «Линейный затемнитель» (Linear Burn) составляют группу режимов затемнения. Почему? Потому что каждый из этих режимов делает изображение темнее. Обратите внимание, что режим «Умножение» входит в эту группу. Если вы помните, режим «Умножение» входит в пятерку режимов, которые вам обязательно нужно знать, и вскоре мы его изучим подробнее.

Далее идут режимы «Замена светлым» (Lighten), «Экран» (Screen), «Осветление основы» (Color Dodge) и «Линейный осветлитель» (Linear Dodge), которые составляют группу режимов осветления. Каждый из них делает изображение светлее. Обратите внимание, что режим «Экран», входящий в группу режимов осветления, - еще один режим, работу которого вы должны знать и который мы рассмотрим подробнее.

Ниже расположены режимы «Перекрытие» (Overlay), «Мягкий свет» (Soft Light), «Жесткий свет» (Hard Light), «Яркий свет» (Vivid Light), «Линейный свет» (Linear Light), «Точечный свет» (Pin Light) и «Жесткое смешение» (Hard Mix), составляющие группу режимов контраста. Каждый из этих режимов одновременно и затемняет, и осветляет изображение, делая его более контрастным. Обратите внимание, что режим «Перекрытие», который вам надо знать, входит в эту группу.

Следующей идет группа режимов, которые мы не будем рассматривать подробно. Она включает в себя режимы «Разница» (Difference) и «Исключение» (Exclusion) и называется группой режимов сравнения. Оба эти режимы предназначены для сравнения пикселей между слоями и используются нечасто, особенно при обработке фотографий. Крайне редко вам может понадобиться режим «Разница», а режим «Исключение» вы будете использовать так же часто, как и режим «Затухание», иными словами практически никогда.

И, наконец, идет группа компонентных режимов, также известная как группа HSL (Цветовой тон (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Luminosity)) по первым буквам трех режимов наложения, входящих в нее, наряду с режимом «Цветность» (Color). Все режимы в этой группе воздействуют на степень яркости или насыщенности слоя. Режимы «Цветность» и «Яркость» являются последними из пяти основных режимов, которые вы должны знать для обработки и ретуши фотографий в программе Фотошоп.

Таким образом, мы рассмотрели, что, несмотря на огромный список режимов наложения, выделяют всего пять типов режимов наложения. Режимы первого типа затемняют изображение, режимы второго - осветляют изображение, режимы третьего - одновременно и затемняют, и осветляют изображение для придания большей контрастности, режимы четвертого типа - сравнивают пиксели между различными слоями и, наконец, режимы пятого типа - влияют на степень яркости или насыщенности изображения. Нам удалось упорядочить двадцать пять, на первый взгляд, совершенно разных режимов наложения и разбить их по пяти типам (за исключением режимов «Нормальный» и «Затухание», что нас не должно беспокоить). Неплохо для начала! Но мы можем пойти дальше, потому что вы должны знать всего пять режимов наложения, чтобы уметь обрабатывать фотографии, - один из группы режимов затемнения, один из группы режимов осветления, один из группы режимов контраста и два из группы компонентных режимов.

Первый режим, который нам надо подробно изучить - режим «Умножение» (Multiply). Как мы ранее видели на схеме, этот режим входит в группу режимов затемнения. Это означает, что работа режима направлена на затемнение изображения. В действительности, это единственный режим из группы режимов затемнения, который вам надо хорошо знать, и также этот режим является наиболее широко используемым из всех режимов наложения. Более подробно мы рассмотрим режим «Умножение» в следующем уроке.

Перевод: Ксения Руденко

Мы узнали, теперь пришло время изучить режимы наложения слоев в фотошопе. Для начала, разберемся, что это такое и с чем его едят.

С английского «режимы наложения» переводится как Blending Modes и если переводить строго по словарю, то на русском это будет звучать как «режимы смешивания». В некоторых уроках используется именно такой вариант перевода. По сути, режимы наложения и являются смешиванием вышележащего слоя с нижележащим. От выбранного режима наложения зависит, насколько слои взаимодействуют между собой.

Режимы наложения слоев используются для многих целей: вписывания объекта в фон, тонирования, наложения текстур и многого другого. Изменяя режимы и регулируя непрозрачность и заливку слоя можно добиться интересных эффектов.

Где находятся режимы наложения в фотошопе?

Выпадающий список с режимами наложения слоя находится в левой верхней части панели слоев:

На данный момент в фотошоп существует 27 режимов наложения (в более ранних версиях программы 25), они разделены на шесть групп при помощи горизонтальных линий:

1. Основные режимы (Basic)

2. Затемняющие режимы (Darken)

3. Осветляющие режимы (Lighten)

4. Контрастные режимы (Contrast)

5. Сравнительные режимы (Comparative)

6. Компонентные режимы (HSL)

Давайте от теории перейдем к практике и на примере фото девушки и текстуры попробуем тонировать изображение. Сразу предупреждаю, что при использовании некоторых режимов наложения результат будет, мягко говоря, не радовать глаз, но мы же помним, что всегда можем понизить непрозрачность или (и) заливку для уменьшения эффекта.

Основные режимы (Basic)

Основные режимы (Basic) - полностью заменяют пиксели нижележащего слоя.

Откроем в фотошоп фото с девушкой , Файл-Открыть (File Open ) . Помещаем яркую текстуру , Файл-Поместить (File Place ).

Вот как выглядит и рабочий холст на данный момент:

По умолчанию все новые слои и помещаемые файлы имеют Нормальный (Normal).

Режим наложения Нормальный (Normal ) наиболее часто используемый режим. При 100% непрозрачности верхний слой полностью перекрывает нижний, при уменьшении непрозрачности нижний слой становится частично видимым.

100% непрозрачности:

50% непрозрачности:

Режим наложения Затухание (Dissolve)

При 100% непрозрачности верхний слой полностью перекрывает нижний, как и в режиме Нормальный , но при снижении непрозрачности часть пикселей верхнего слоя в рандомном порядке теряют непрозрачность и это позволяет видеть нижний слой.

100% непрозрачности:

50% непрозрачности:


Затемняющие режимы (Darken)

Затемняющие режимы (Darken) - затемняют нижележащий слой. Белые участки вышележащего слоя никак не воздействуют, они становятся невидимыми.

Режим наложения Затемнение (Darken)

Сравниваются значение обеих слоев в каждом канале и, если пиксель верхнего слоя светлее, чем нижнего, он замещается темным с нижнего слоя, в итоге видимыми остаются самые темные участки обеих слоев.

Белый цвет, как во всей группе Затемняющих режимов , игнорируется. Давайте на время отключим видимость слоя с текстурой (нажав на «глазик» в панели слоев ), и создадим новый слой, залитый белым цветом. Изменим на Затемнение (Darken):

Как видите, ничего не изменилось, нижний слой полностью видимый, его цвет, контраст, яркость не изменилась, а верхний белый слой «исчез», благодаря режиму наложения Затемнение (Darken) . Забегая вперед, ещё раз отмечу, что такое произойдет если изменить режим наложения слоя с белым цветом на любой из группы Затемняющих режимов .

Режим наложения Умножение (Multiply)

Умножает цвета верхнего и нижнего слоев и делает изображение темнее. Режим Умножение (Multiply) часто используется для затемнения светлых областей на засвеченном изображении.

Режим наложения Затемнение основы (Color Burn)

Повышает насыщенность средних цветов, дает более сильное затемнение, чем предыдущий .

Режим наложения Линейный затемнитель (Linear Burn)

Использует тот же принцип действия, что и режим Затемнение основы, но имеет более сильный затемняющий эффект.

Режим наложения Темнее (Darker color)

Имеет сходство с режимом Затемнение (Darken), только цвета сравниваются поканально, в итоге видимыми остаются только пиксели, которые темнее пикселей нижнего слоя.

Осветляющие режимы (Lighten)

Осветляющие режимы (Lighten) - осветляют нижележащий слой. Черный цвет при использовании Осветляющих режимов становится «невидимым». Осветляющие режимы часто используются для наложения текстур на черном фоне, с помощью этих режимов легко и просто можно убрать черный фон, оставив нетронутыми другие цвета.

Режим наложения Замена светлым (Lighten)

Противоположен режиму Затемнение ). Поканально сравнивает цвета и, если пиксели верхнего слоя светлее пикселей нижнего, они остаются без изменений. В случае, если пиксели верхнего слоя темнее, чем пиксели нижнего, они заменяются пикселями нижнего.

В группе Осветляющих режимов игнорируемый цвет – черный . На нашей текстуре черный цвет присутствует, но для чистоты эксперимента давайте проверим. Зальем новый слой черным цветом и изменим режим наложения на один из режимов группы осветления:

Черный цвет полностью невидимый.

Режим наложения Экран (Screen)

Принцип действия противоположный режиму Умножение (Multiply ), он умножает цвета верхнего и нижнего слоя, осветляя изображение. Режим можно использовать для осветления темных фотографий.

Режим наложения Осветление основы (Color Dodge)

Его воздействие противоположно режиму Затемнение основы (Color Burn). Цвета выгорают, насыщенность средних тонов повышена. Режим используется для придания эффекта свечения.

Режим наложения Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add)

Скомбинирован с режимов Экран (Screen ) и Осветление основы (Color Dodge). Светлые цвета заменяются более светлыми, почти белыми.

Режим наложения Светлее (Lighter Color)

Сравнивает значение обоих слоев по всех каналах, оставляет более светлые пиксели на результирующем изображении.

Контрастные режимы (Contrast) - увеличивают контраст нижележащего слоя. Для всех режимов этой группы за исключением режима Жесткое смещение (Hard Mix) игнорируемый (невидимый) цвет 50% серого. Снова проверим, залив новый слой 50% серым цветом


Режим наложения Перекрытие (Overlay ) – осветляет светлые участки и затемняет темные, увеличивает контраст результирующего изображения.

Режим наложения Мягкий свет (Soft Light)

Схожий с предыдущим режимом, но придает более мягкий эффект. Прекрасно подходит для повышения контраста на изображениях с небольшой контрастностью благодаря тому, что не допускает выбивания цветов и теней.

Режим наложения Жесткий свет (Hard Light)

Алгоритм действий схож с режимами Мягкий свет (Soft Light) и Перекрытие (Overlay), но эффект более сильный. Контраст повышен очень жестко.

Режим наложения Яркий свет (Vivid Light)

Скомбинирован с режимов Затемнение основы (Color Burn) и Осветление основы (Color Dodg e ). Имеет более сильное действие, чем Жесткий свет (Hard Light).


Режим наложения Linear Light (Линейный свет)

Скомбинирован с режимов Линейный затемнитель (Linear Burn) и Линейный осветлитель (Linear Dodge). Контрастность светлых участков уменьшается, а темных участков – увеличивается. Имеет противоположные свойства с предыдущим режимом, но в то же время очень похож на него.

Режим наложения Точечный свет (Pin Light)

Включает в себя режимы Замена темным (Darken) и Замена светлым (Lighten). Смешивает светлые пиксели при помощи первого режима, а темные пиксели – с помощью второго режима.

Режим наложения Жёсткое смешение (Hard Mix)

Смешивает яркость верхнего слоя с цветом нижнего. Создает постеризированное изображение, ограниченное в цветах.

Сравнительные режимы (Comparative) - результирующее изображение напрямую зависит от разницы обоих слоев.

Режим наложения Разница (Difference )

Сравнивает значение яркости обоих слоев. Смешивание с белым цветом инвертирует значения основного цвета, смешивание с черным цветом ничего не меняет.

Режим наложения Исключение (Exclusion)

Действие аналогично с предыдущим слоем, но с более мягким эффектом и меньшим контрастом. Смешивание с белым цветом инвертирует значения основного цвета, смешивание с черным цветом ничего не меняет. Часто используется для тонирования изображения посредством наложения сплошного цвета и существенного уменьшения непрозрачности.

Режим наложения Вычитание (Subtract)

Значение яркости вышележащего слоя вычитается из нижележащего. Если яркость пикселя верхнего слоя будет больше или равна яркости нижнего, итоговый цвет изменится на черный.

Режим наложения Разделить (Divide)

Похож на предыдущий режим, но с более сильным осветлением. Из-за того, что режим работает поканально, цвета сильно искажаются.

Компонентные режимы (HSL)

Компонентные режимы (HSL) - результат зависит от яркости и цвета слоев. Зачастую режимы этой группы используются для тонирования фото или перекрашивания объектов на изображении.

Режим наложения Цветовой тон (Hue)

Результирующее изображение имеет оттенок вышележащего слоя, а насыщенность и яркость – нижележащего. Придает эффект рисунка акварельными красками.

Режим наложения Насыщенность (Saturation)

Результирующее изображение имеет насыщенность вышележащего слоя, а цветовой тон и светлоту – нижележащего.

Режим наложения Цветность (Color)

Сохраняется цветовой тон и насыщенность верхнего слоя и яркость нижнего. Нижний слой «перекрашивается» в цвета верхнего. Режим прекрасно походит для изменения цвета на изображении.

Режим наложения Яркость (Luminosity)

Противоположен предыдущему режиму. Сохраняется цветовой тон и насыщенность нижнего слоя и яркость верхнего.

Вот мы и разобрались в режимах наложения слоев в фотошопе. Теоретическая часть конечно хорошо, но все же рекомендую вам экспериментировать с режимами наложения и наблюдать за их взаимодействием. Так вы быстрее запомните свойства каждого режима, а также найдете «любимчиков» среди режимов наложения, которые станут вашими верными помощниками в создании прекрасных работ.

Работа в Photoshop подразумевает мастерское владение такой простой, но часто недооцененной функцией, как Режимы Наложения. При большом количестве других замечательных инструментов, ей легко пренебречь, но она, всё же, должна стать частью вашего инструментария.

Где находятся режимы наложения?
Основная причина, по которой игнорируются Режимы Наложения (Blending Modes) – это их место положения: прямо на Палитре Слоев (Layers Palette).

Их легко не заметить, так как они на всегда на самом виду. Просто выдираете слой (или слои), и назначаете Режим Наложения (Blending Mode).

Что такое Режим Наложения?
Вы можете разбить Режимы Наложения на физические блоки в выпадающем меню: Затемнение (Darken), Замена светлым (lighten), Насыщенность (saturation), Вычитание (subtraction) и режимы Цвета (color).

Теперь, когда вы узнали на какие составляющие можно логически разделить этот инструмент, разобраться для чего используются различные режимы, будет намного легче.

Когда нужно использовать Режимы Наложения?
Режимы Наложения имеют много применений, хотя, иногда, при наличии огромного числа различных фильтров, могут показаться излишними. Ниже приведен пример использования Режима Наложения для создания оттенка.

Вместо использования фильтра Цветового тона/Насыщенности, или какого-либо другого на базовом изображении (Слой 1 на приведенном выше примере), мы можем просто наложить нужный нам цвет поверх слоя, и использовать Режим Наложения для получения желаемого оттенка. Для перебора различных режимов, вы можете использовать кнопки со стрелками, но если вы уверены, что просто хотите наложить цвет поверх изображения, начинать лучше с режима Экран (Screen).

Режимы Наложения нельзя модифицировать, то есть вы не можете настраивать их. Но вам это и не нужно! Эффекты от различных режимов могут быть подкорректированы параметрами Непрозрачность (Opacity) и Непрозрачность Заливки (Fill opacity). Если вы не сможете подобрать полностью соответствующий вашим требованиям эффект, выберите наиболее подходящий и поэкспериментируйте с Непрозрачностью слоя (Opacity) или Непрозрачностью Заливки (Fill opacity).

Другие применения Режимов Наложения
Как вы, наверное, догадались, можно накладывать друг на друга и отдельные слои, получая потрясающие эффекты. На приведенном ниже примере, использовано наше исходное фото, на которое наложено изображение света автомобильных фар. При помощи Жесткого Света (Hard Light) и понижения Непрозрачности Заливки, вы можете получить весьма интересный эффект, с практически неограниченным ресурсом редактирования:

А еще Режимы Нложения применять “пачками”! На примере ниже вы можете наблюдать наложения нашего оттенка поверх обоих предыдущих слоев.

Таким образом, перед нами открываются практически безграничные возможности. Но прежде всего следует отметить, что для достижения одной и той же цели, Режимы Наложения дают нам на много больше свободы и гибкости, чем использование обычных статичных эффектов, таких как Цветовой тон/Насыщенность.

Рабочие примеры
Используя случайное исходное фото и текстуру, мы продемонстрируем как каждый эффект влияет на изображение. Важно расположить текстуру прямо над исходным фото на палитре слоев. Мы установили непрозрачность наложения равной 100% или 50%, так что вы легко можете воспроизвести эксперимент самостоятельно.

Исходным изображением нам послужил природный ландшафт:

Текстура:

Более детальное рассмотрение Режимов Наложения:
Теперь давайте рассмотрим каждый режим в отдельности и изучим его более подробно!

Нормальный, 50% (Normal at 50%)
Использует какую-то часть (в процентном соотношении) накладываемого изображения. 100% означает полное использование изображения, тогда как 0% - не использует его вообще.

Затухание, 50% (Dissolve at 50%)
Выбирает произвольные пиксели изображения, и добавляет их к основе. Так же как и Нормальный режим, при 100% полностью использует изображение, а 0% - не использует вообще.

Затемнение (Darken)
Сравнивает накладываемое изображение с основой, и оставляет только более темные пиксели.

Умножение (Multiply)
Берет информацию о каждом пикселе, умножает его 8-битный цветовой код на код пикселя основы, и делит на 255. Результатом всегда будет более темный цвет. Исключение составляет только наложение белого цвета.

Затемнение основы (Color Burn)
Берет 8-бтную величину каждого канала основы и делит на канал накладываемого слоя. Результатом будет более контрастное изображение, и, как правило, более темное.

Линейный затемнитель (Linear Burn)
Складывает две 8-битные цветовые величины каждого канала, и вычитает из результата 255. В итоге темные области становятся еще более темными, тогда как более светлые участки становятся более контрастными.

Темнее, 50% (Darker Color at 50%)
Вместо использования 8-битного кода каждого канала, он проверяет все каналы, и оставляет только наиболее темные.

Замена светлым, 50% (Lighten at 50%)
Противоположность режима Темнее. Он оставляет только наиболее светлые пиксели от каждого из слоев.

Экран (Screen)
Противоположность Умножения. Он инвертирует пиксели накладываемого изображения, и умножает на пиксели основы.

Осветление основы (Color Dodge)
Делит пиксели слоя основы на инвертированные пиксели слоя с накладываемым изображением.

Линейный осветлитель (добавить) (Linear Dodge (Add))
Складывает 8-битные цветовые коды пикселей каждого слоя. Можно сравнить с режимом Экран, только контраст получается еще сильнее. Если слой-основа – черный, никаких изменений не произойдет.

Светлее (Lighter Color)
Работает так же как Замена Светлым, только перебирает все каналы, а не только каналы основы. Оставляет только наиболее светлые пиксели.

Перекрытие (Overlay)
Использует сочетание режимов Экран и Умножение, делая изображение еще более контрасным.

Мягкий свет (Soft Light)
Тоже самое, что и Перекрытие, но контраст менее сильный.

Жесткий свет (Hard Light)
То же самое, что и Перекрытие, но с более сильным контрастом.

Яркий свет (Vivid Light)
Комбинация Осветления и Затемнения. В работе исходит из параметров накладываемого изображения.

Линейный свет (Linear Light)
То же, что и Яркий Свет, только создает более сильный контраст.

Точечный свет (Pin Light)
Комбинирует пиксели накладываемого изображения, используя режим Осветление Основы и темные пиксели основы, используя Затемнение.

Приветствую вас, читатели сайт. Сегодня мы поговорим о режимах смешивания в фотошопе (иногда их ещё называют режимы наложения). Полагаю, вы уже ознакомились с тем, что это такое. Если же нет, тогда советую прочитать о режимах смешивания в фотошопе в уроке .

Да, это тот самый Blend Mode, о котором я твержу практически в каждом Photoshop уроке. Расположены режимы смешивания в панели слоёв, вот здесь:

Однако этим сфера их влияния не ограничивается, и найти режимы смешивания также можно в стилях слоя:

Пользователь Photoshop волен выбирать из 27 режимов смешивания:

Как видите, все режимы разделены на 6 групп, согласно принципу воздействия на нижние пиксели: стандартные режимы, режимы затемнения, осветления, контраста, режимы сравнения и режимы цвета.

Остановимся теперь на каждой группе подробнее.

К каждому режиму смешивания я дам пояснение, а также наглядную иллюстрацию в виде наложения вот этой текстуры:

На это изображение:

Стандартные режимы

Normal (Обычный). Этот режим стоит по умолчанию и не имеет особых параметров смешивания.

Dissolve (Растворение). «Растворяет» текущий слой, т.е. удаляет некоторую часть пикселей в случайном порядке, вследствие чего появляется эффект рассеивания. Для того, чтобы увидеть этот режим в действии, нужно уменьшить непрозрачность слоя:

Режимы затемнения

Режимы смешивания этой группы затемняют изображение, а также, белые пиксели становятся прозрачными .

Darken (Замена тёмным) — Сравнивает яркость пикселей текущего слоя, и пикселей слоя, который расположен ниже. Все пиксели на текущем слое, которые темнее, чем нижние, остаются, остальные же становятся прозрачными.

Multiply (Умножение) — Название говорит за себя, этот режим смешивания делает пересекающиеся цвета темнее в 2 раза. Обычно его применяют для того, чтобы затемнить очень светлое изображение или придать глубину.

Color Burn (Затемнение цвета) — Эффект аналогичен режиму Multiply, но при этом увеличивается насыщенность изображения.

Linear Burn (Линейное затемнение) — Похож на Multiply, за тем исключением, что затемняет пересекающиеся точки более двух раз.

Darker Color (Цвет темнее) — Сравнивает все цветовые каналы, выделяя базовый и составной цвета, а затем отображает цвет с наименьшим значением.

Режимы осветления

Режимы смешивания этой группы осветляют изображение, а чёрные пиксели заменяются прозрачными.

Lighten (Замена светлым) — Работает прямо противоположно режиму Darken, то есть оставляет те пиксели текущего слоя, которые светлее, а остальные убирает.

Screen (Экран) — Делает пересекающиеся цвета в 2 раза светлее. Один из вариантов использования — осветление фотографий (дублируете слой с фотографией, и применяете этот режим смешивания)

Color Dodge (Осветление основы) — Делает невидимыми чёрные цвета, а остальные цвета осветляют изображение на слое ниже. Увеличивает насыщенность изображения.

Linear Dodge (Add) (Линейная основа) — Тоже самое, что Color Dodge, только увеличивается яркость, а не насыщенность.

Lighten Color (Цвет светлее) — Работает противоположно режиму Darker Color (отображается цвет с наибольшим значением).

Режимы контраста

Режимы смешивания этой группы берут в расчёт и светлые, и тёмные пиксели, в отличии от двух предыдущих. А работают режимы этой группы с контрастностью изображения.

Overlay (Перекрытие) — Смешивает пиксели на текущем и нижнем слое, убирает светлые участки, и умножает тёмные.

Soft Light (Мягкий свет) — Затемняет или осветляет цвет на нижнем слое, в зависимости от цвета текущего.

Hard Light (Жёсткий свет) — Схож с предыдущим, но эффект сильнее. Затемняет нижние цвета, если на текущем слое тёмный цвет, и осветляет, если светлый.

Vivid Light (Яркий свет) — Почти то же, что Soft Light, но регулируется значение контрастности.

Linear Light (Линейный свет) — В зависимости от цвета текущего слоя сильно засвечивает или затемняет изображение. Может использоваться для имитации засветки изображения.

Pin Light (Точечный свет) — В зависимости от того, какие цвета (тёмные или светлые) на активном слое, перемещает цвета на слое ниже.

Hard Mix (Жёсткий микс) — Смешивание по яркости, на выходе получаем очень яркое изображение 🙂

Режимы сравнения

Difference (Разница) — Совмещает верхнее и нижнее изображение друг на друга. Происходит реверсирование цветов, и их яркость зависит от разницы.

Еxсlusion (Исключение) — Тоже самое, что Difference, но контраст значительно меньше.

Subtract (Вычитание) — Вычитает 8-битовые цвета из каналов основы каждого пикселя на каждом слое. Если результатом является негатив, то отображается чёрный цвет.

Divide (Разделение) — Делит друг на друга цвета верхнего и нижнего изображений.

Режимы цвета

Эта группа режимов смешивания фотошопе позволяет наложить только один параметр (например, цвет или яркость), не трогая другие.

Hue (Цветовой тон) — Накладывает на нижний слой цветовой тон верхнего, оставляя все остальные параметры нижнего слоя нетронутыми.

Saturaion (Насыщенность) — Тоже самое, только для насыщенности,

Color (Цвет) — то же для цвета,

Luminosity (Яркость) — и для яркости.

В целом, режимы смешивания дают неизмеримо больше свободы и гибкости при работе с изображениями в photoshop, чем обычное изменение параметров. А в сочетании со стилями и масками слоя это, пожалуй, самый мощный инструмент создания потрясающих эффектов.

Мы рассмотрели все режимы смешивания слоёв в фотошопе , надеюсь этот photoshop урок был для вас полезен, не забывайте оставлять комментарии. На этом я желаю вам успехов, и прощаюсь до новой встречи в следующем уроке.

Год завершается. Пора подводить итоги и делать подарки. Главный итог работы в этом году: на основе материала семинаров сделаны первая и вторая части курса «Практическая цветокоррекция». В связи с этим мы отправили в архив все семинары, кроме «Основ цветокоррекции» . Туда отправилось и отдельное занятие по режимам наложения.

Вот оно и будет подарком, только не разовым, а долгоиграющим. Год назад, после небольшой словесной перепалки , я решил не жадничать уже выложил конспекты ко всем семинарам (ссылки на скачивание есть на соответствующих страницах сайта www.fotoproekt.ru). А здесь я начинаю выкладывать более подробные статьи, написанные для журнала «Фотомастерская».

На какие вопросы мы должны получить ответ

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Нейтральным называют цвет, наложение которого не изменяет исходное изображение. Если такой цвет существует, можно наложить на изображение залитый им слой и изменять воздействие, рисуя на нем другими цветами. Этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку не всегда имеется возможность уменьшать воздействие за счет непрозрачности (см. вопрос 4).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Другими словами, в каком тоновом диапазоне происходит максимальное изменение яркости, в каком — минимальное и как это воздействие изменяется. От понимания этого зависит, подберете ли вы наиболее подходящий режим для коррекций, направленных на изменение яркости.

Примером типичной ошибки, проистекающей из непонимания этого вопроса, является распространенная рекомендация режима Multiply при наложения двух каналов для создания маски объекта, когда в каждом канале объект выглядит светлым, а фон достаточно темным. Подробнее мы поговорим об этом при обсуждении Multiply.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

Локальный контраст, или контраст отдельных областей изображения (объектов сцены), очень важен для нас. Именно благодаря ему передается светотеневой рисунок, то есть ощущение объема объектов. От понимания того, в каких тоновых диапазонах режим наложения повышает, понижает или оставляет без изменений контраст исходного изображения, зависит эффективность его применения в коррекциях, направленных на изменение локального контраста.

Некоторые режимы наложения полностью убивают контраст (детали исчезают, изображение вырождается в однотонную плашку) в отдельных тоновых диапазонах. Этим эффектом можно воспользоваться при ретуши или создании масок, но от него же надо уметь защититься при обычных коррекциях.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Под ослаблением воздействия подразумевается наложение со стопроцентной непрозрачностью другого цвета, меньше влияющего на исходное изображение. Уменьшение непрозрачности накладываемого слоя часто применяется пользователями для ослабления вносимых коррекций, однако далеко не для всех режимов наложения результат будет аналогичен ослаблению воздействия.

Наглядным примером такой коррекции (правда, немного из другой области) является гауссово размытие. Если поверх исходной картинки лежит слой, к которому применен Gaussian Blur с радиусом 50, уменьшение его непрозрачности до 50% не даст результат аналогичный размытию исходника с радиусом 25.

Понимая, как соотносятся ослабление воздействия и уменьшение непрозрачности, можно не только оптимизировать приемы работы с режимами наложения, но и защититься от некоторых негативных побочных эффектов их применения.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Photoshop — это компьютерная версия темной комнаты, правда, с существенно расширенными возможностями. Неудивительно, что многие его инструменты имитируют реальные приемы, которыми фотографы пользуются в жизни. Можно подобрать аналогии к некоторым режимам наложения. Иногда не только фотографические, но и общебытовые.

Во-первых, многим это поможет быстрее понять логику работы режима. Во-вторых, откроется возможность быстро адаптировать приемы работы в темной комнате к компьютерной обработке. Только надо помнить, что аналогии эти имеют массу оговорок.

Общей оговоркой для всех режимов наложения является гамма рабочего пространства. В реальном фотопроцессе все расчеты производятся с энергетической яркостью (гамма 1), в фотошопе мы работаем с перцептуальной яркостью (гамма 2,2). Если вы хотите не просто корректировать «на глаз», а постараться получить результат, максимально близкий к реальному аналогу, наложения должны совершаться с гамма 1.

Максимально близкий отнюдь не означает полностью идентичный. Каждая пленка имеет свою характеристическую кривую достаточно сложной формы. Поэтому мы будем находить аналогии с некоторой «идеализированной» пленкой, имеющей полностью линейную характеристику.

Если аналогии касаются изменения экспозиции, возникает ограничение и на саму сцену. Все ее элементы должны быть зафиксированы в изображении, то есть укладываться в динамический диапазон пленки.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

Это самый простой вопрос. Чтобы взглянуть на ситуацию в комплексе, я не буду отвечать на него каждый раз, а приведу ответ для всех поканальных режимов в конце этой статьи.

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

Ответ на этот вопрос может пригодиться для оптимизации послойной структуры файла.

8. Для чего может использоваться данный режим, каковы приемы и особенности его практического применения?

Это самый любимый читателями вопрос, поскольку за ним скрывается практика. Я постараюсь не просто перечислить эти приемы и особенности, но и показать все «в картинках». Возможно, у кого-нибудь возникнет желание пропустить предыдущую часть и сразу читать эти «комиксы».

Не советую так поступать. Если разберетесь в теории и посмотрите приемы применения как иллюстрацию к ней — получите в руки мощный инструмент, который сможете осмыслено применить для решения любой стоящей перед вами задачи. Если просто просмотрите примеры применения — будете знать (пока не забудете), как обработать точно такие же изображения, как у меня.

Режим наложения Normal

Да, как бы странно это ни звучало, именно с него мы начнем разбираться с поканальными режимами наложения. В некоторых описаниях я встречал утверждение, что в режиме Normal изображения между собой не взаимодействуют. Действительно, о каком взаимодействии можно говорить, когда верхняя картинка полностью закрывает нижнюю? О взаимодействии, которое возникает при уменьшении непрозрачности накладываемого слоя.

Посмотрите на семейство кривых, оказывающих на изображение такое же воздействие, как наложение однотонной плашки яркости 64 с различной непрозрачностью. При непрозрачности 0% изображение не меняется, при непрозрачности 100% — вырождается в однотонную плашку. Этому случаю соответствует горизонтальная прямая на уровне 64.

Как фотошоп рассчитывает яркость при частичной непрозрачности? Предположим, некоторый пиксель картинки имел до коррекции яркость 192 (A). Его же яркость после коррекции с непрозрачностью 100% — 64 (B). Вычисляя яркость при уменьшении непрозрачности по пути из точки A к точке B, программа проходит на столько процентов, сколько мы выставим в поле Opacity. Так же рассчитывается финальная яркость остальных пикселей. То есть, при уменьшении непрозрачности кривая равномерно подтягивается к своему начальному положению.

Формула имеет один и тот же вид для 8-битного режима и отнормированной яркости, где: s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения; k — значение параметра Opacity в процентах.

При изменении порядка наложения слоев результат сохраняется, если непрозрачность верхнего слоя изменить на 100-k.

В реальной жизни режиму Normal соответствует просмотр двух сцен через полупрозрачное зеркало. Сцена видимая на просвет — исходное изображение; сцена видимая в отражении — корректирующее изображение; коэффициент отражения зеркала — Opacity.

В фотопроцессе режиму Normal соответствует экспозиция двух сцен на один кадр при условии, что суммарная экспозиция приведена к нормальной. Первая сцена — исходное изображение; вторая сцена — корректирующее изображение; доля экспозиции второй сцены от общей — Opacity.

Дополнительной оговоркой к аналогиям с реальностью и фотопроцессом является отсутствие в обеих сценах светлых областей, выходящих по яркости за динамический диапазон глаза или камеры.

В практической работе уменьшение непрозрачности чаще всего используется для ослабления внесенных коррекций.

Что стоит за самоналожением картинки

Обещанный ответ на шестой вопрос. Вернитесь к клетчатой доске и посмотрите на диагональ A(0)-K(255). У ее полей есть одно общее свойство: яркости исходного и корректирующего изображения равны. Это случай наложения картинки самой на себя в соответствующем режиме.

Построив кривые по полям «большой диагонали», можно легко понять, какие элементарные коррекции скрываются за самоналожением картинки в каждом из режимов. Кстати, для режимов Overlay и Hard Light кривые совпадают. Форма всех этих кривых не зависит от изображения, не учитывает его особенностей, а значит, не является оптимальной для каждого конкретного изображения.

Это не значит, что такой прием нельзя использовать. Но, применяя его, вы должны понимать, на что идете. И если уж решили им воспользоваться, не надо дублировать на новый слой все изображение. Просто создайте любой корректирующий слой (Curves, Layers и т.п.) с нулевыми настройками (не меняющий изображение).

Теперь в вашем распоряжении точная копия исходного изображения на отдельном слое, можно задать ему нужный режим наложения. Таким образом, вы не только избежите ненужного утяжеления файла, но и получите возможность ретушировать исходное изображение без переделки верхнего слоя.

В следующий раз мы рассмотрим первую пару —

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт