Флэт-дизайн: прошлое, настоящее и будущее

Flat дизайн -это ключевое направление в дизайне на ближайшие годы, поэтому предлагаем познакомиться с ним ближе и узнать 5 основополагающих принципов, легших в его основу.

Знакомство с flat дизайном

На русском языке flat design переводится как «плоский дизайн», а стал он абсолютным фаворитом после презентации Apple ОС iOS. Во главу угла встал минималистичный подход к дизайну для юзабилити. Ставка сделана на комфорт пользователя. Это ярко выраженный протест против «сквеформизма» (визуализация объектов, как в реальности). Выбор пал на более упрощенные и при этом простые в эстетическом плане решения. Пользователи, уставшие от реалистичных визуализаций, с восторгом встретили это направление, и все больше web-проектов переходят именно к этому формату.

Хочется отметить, что «плоско» - не значит «скучно». Решения flat дизайна могут быть красивыми, они более утонченные, чистые, избавленные от избыточности чего-либо, трансформируясь в «островок спокойствия». Они, наконец, делают контент понятным. Осталось узнать основные принципы, чтобы применять их на практике.

Принцип №1: долой ненужные эффекты

«Плоский» дизайн не стремится передавать объемы, поэтому в основе лежит двумерная визуализация. Это значит, что вы не увидите ни теней, ни рефлексов, ни бликов с текстурами (исключение составляют длинные тени). Только передача контуров, и ничего более.

Принцип №2: чем проще, тем лучше

Рекомендуется использование односложных фигур в дизайне, как и следить за четкостью контуров, что призвано подчеркнуть легкость и невесомость. Кроме того, такие лаконичные элементы хорошо имитируют сенсор, порождая желание к взаимодействию с объектом (призыв к нажатию, прикосновению). Впрочем, простота элементов не равна простоте дизайна в целом - это относится только к очертаниям. В результате, все, что видит пользователь, ему понятно, и он может с легкостью этим пользоваться.

Принцип №3: типографика и ее важность

Флэт дизайн призывает крайне осторожно работать со шрифтами. То есть их характер обязан дополнять дизайн-схему, не противореча ей. Более того, во флэт дизайне шрифт - это еще и ключевой навигационный элемент.

Принцип №4: цветовые акценты

Не только шрифт, но и цвет -существенная часть в «плоском» дизайне. В подавляющем большинстве палитры базируются на 2-3 цветах, хотя, конечно, есть и исключения. Обычно выбираются сочные и яркие, но при этом чистые цвета. Как было отмечено, нет никаких градиентов и излишних переходов.

Принцип №5: выбор в пользу минимализма

Flat дизайн - это яркий пример такого всемирного тренда, как минимализм. Дизайнеры отказываются от излишних «наворотов», уходят от сложных и неявных подходов к визуализации, что дает свои плоды в виде пользовательской активности.

Плоский или почти плоский? Ищем компромисс!

В завершение хочется отметить, что сегодня имеет место быть синергия между плоским и неплоским дизайном. Речь идет о «почти плоском» дизайне. Это наиболее распространенное применение описанного концепта, когда вместе с простыми и лаконичными элементами и двумерным пространством дизайнеры применяют 1-2 приема для глубины и перспективы.

Также трендом 2017 года стал Semi Flat Design - полуплоский дизайн. Под влиянием Material Design, он стал немного более пространственным. Появляются легкие тени, которые делают дизайн полуплоским. Флэт-дизайн актуален и сегодня, за счет теней он стал глубже и сложнее, но основная концепция не нарушается.

Слово "flat" в переводе с английского означает "плоский". С момента появления так называемый Flat design вот уже на протяжении нескольких лет продолжает удерживать свои позиции, занимая лидирующие места на рынке.

С чего все начиналось

Веб-дизайн со времен своего появления менялся большое количество раз. Он прошел длинный путь от простых и скучных элементов до трехмерных, выпуклых и почти материальных. Это легко можно заметить на примере изменения внешнего вида операционной системы Windows. Визуальная составляющая развивается параллельно с развитием технологий. Но ее новые тенденции указывают, скорее, на возврат к минимализму и простоте.

От скевоморфизма к Flat design

Стилем, предшествующим плоскому, был скевоморфизм. Он очень долгое время являлся основным трендом в дизайне. Скевоморфизм - это псевдообъемный стиль, все элементы которого имитируют внешний вид реальных предметов (записная книжка, будильник), с помощью теней, натуральных текстур и прочего. Его яркие примеры встречались в ранних интерфейсах смартфонов. Он начал утрачивать свои позиции после 2010 года, когда дизайнеры крупных компаний стали смотреть в сторону упрощения и при разработке пользовательских интерфейсов стали избавляться от главной черты скевоморфизма - трехмерности.

Отличным наглядным примером различия стилей, может послужить фото, приведенное ниже. Изображение слева представляет собой плоский дизайн, а справа - скевоморфизм.

Характерные черты плоского стиля

Flat представляет собой двухмерный стиль. В нем абсолютно отсутствуют визуальные эффекты, такие как плавные переходы цвета, тени, объемные текстуры. Одним словом все, что делает изображение трехмерным.

Основную информативность несут в себе иконки (Flat design icon). Они должны быть максимально понятны пользователю, если речь идет о приложениях для смартфонов. Для сайтов же иконки являются главными элементами, отражающими его специфику и информационный посыл. Как правило, они представлены в виде простых геометрических фигур, круга или квадрата, с характерным условным изображением.

При разработке Flat-дизайна внимание уделяется и цветовой гамме. Она должна быть монотонна, не навязчивая и не отвлекающая пользователя. Чаще всего используется один чистый цвет и несколько контрастных оттенков. Кстати говоря, есть множество интернет-сервисов с наборами Flat design colors, которые можно использовать, скопировав hex-коды понравившихся цветов.

Не менее важна и такая вещь, как типографика (текст). За счет общей упрощенности текстовая составляющая особенно выделяется. Значит, она должна быть читабельной и не противоречить общей стилистике. Это будет зависеть от удачного выбора шрифта и его цвета.

Примеры Flat design

Начнем с того, что в плоскую сторону поменялись значки очень многих известных интернет-ресурсов и социальных сетей. Не так давно гиганты Google и YouTube тоже поменяли свое оформление на плоское. Операционная система Windows, начиная с восьмерки, полностью отказалась от всех признаков объема в иконках, которые радовали глаз некоторых пользователей в предыдущих версиях, и стала придерживаться Flat design. Ее примеру последовали и разработчики мобильных приложений для iOS и Android.

Широко используют преимущества Flat дизайна одностраничные сайты (лендинги), для которых решающую роль играет не вычурный внешний вид, а функционал и читабельность.

Эволюция плоского дизайна

Поначалу Flat design действительно был абсолютно плоским, что создавало определенные трудности для пользователей, привыкших к выпуклым кнопкам. Если в скевоморфизме кликабельность кнопок была сразу заметна, то в первых вариациях плоского дизайна определить интерактивность элементов не всегда получалось с первого раза.

После того как компания Microsoft выпустила Windows 8, оформленную в плоском стиле, не все пользователи смогли сразу разобраться с новым интерфейсом и на какие иконки они могут кликнуть. Внешний вид элементов никак не указывал на возможное взаимодействие с ними. Такой дизайн был удобным, скорее, для мобильных приложений, которые и подхватили эту идею. И первыми это сделала компания Apple в оформлении iOS 7.

Однако Flat design не стоит на месте и развивается в сторону усложнения. На сегодня он все чаще выглядит как полу-плоский дизайн или, как его еще называют, Flat 2.0. В нем стали появляться эффекты глубины, тени, градиенты. Глубина в плоском дизайне достигается путем расположения элементов на разном уровне или под углом.

Как бы там ни было, стиль на пике популярности и очень востребован. Так что, если вы планируете оформлять свой сайт, можете смело делать выбор в пользу Flat дизайна. А если вам необходимы какие-то недостающие элементы для вашего сайта, то в интернете вы сможете найти огромное количество Free flat design UI-элементов (бесплатные для скачивания), например иконки, шрифты, шаблоны и другие необходимые составляющие пользовательского интерфейса.

Плюсы и минусы стиля

Вне всяких сомнений, в современном стремительном ритме жизни такой неброский информативный стиль более удобен, чем его предшественник. Flat дизайн имеет ряд неоспоримых преимуществ.

К самому главному, пожалуй, относится быстрая загрузка веб-страниц. Сайты, использующие плоский дизайн, открываются гораздо быстрее, чем те, которые перегружены анимацией и другими тяжелыми объектами. Особенно важно время загрузки для SEO-оптимизации и продвижения сайта в топ.

Упрощенный внешний вид способствует читабельности текста и позволяет концентрировать внимание на основном контенте.

Оформление выглядит гармоничным и целостным, что создает общее приятное впечатление.

Ничто не может быть идеальным и Flat design не исключение. При всей своей кажущейся простоте разработать действительно удачный плоский веб-дизайн не так то просто. Есть вероятность сделать его скучным и непривлекательным. Или наоборот, перемудрить с оформлением и забыть о функциональности. Главная задача при разработке Flat-дизайна, это выдержать идеальный баланс между красотой и удобством пользования.

Что такое флэт-дизайн? Данное направление дизайна является одним из самых обсуждаемых в интернете. Если коротко, то флэт-дизайн это предельно упрощенный стиль, корни которого уходят в минимализм. Но это не совсем минимализм, так как данный стиль может принимать самые разные формы в зависимости от требований к дизайну. Чтобы лучше понять, что же собой представляет плоский (flat) дизайн, лучше пойти от обратного и определить, чем он точно не является.

Это не 3 D . Сама по себе 3D-графика позволяет получить очень реалистичные, но при этом двухмерные изображения. В отличие от 3D в плоском дизайне не уделяется большого внимания деталям, которые создают глубину и объем, таким, как тени, блики и текстуры.

Это не скевоморфизм . Флэт-дизайн появился в качестве альтернативы псевдообъемным элементам дизайна, которые имитировали реальные объекты или процессы. Скевоморфизм предполагает активное использование различных эффектов: теней, отражений, рефлексов и реалистичных текстур. Ничего этого во флэт-дизайне нет и быть не может.

Впервые о плоском дизайне заговорили в 2012-2013 годах, когда этот стиль только появился. Тренд был очень заметный и наделал много шума, так как одним из первых, кто начал развивать это направление, была компания Microsoft. Выход Windows 8 с новым интефейсом навсегда изменил дизайн и в значительной степени предопределил вектор развития веба, по крайне мере, его визуальной составляющей.

Не осталась в стороне и Apple, которая также отказалась от псевдообъемных элементов в дизайне интерфейсов своих устройств. Microsoft и Apple сформировали новую реальность, в которой сайтам с устаревшим дизайном не было места. При этом Apple поступила не так радикально, как ее вечный конкурент, и избавлялась от элементов скевоморфизма постепенно.

Сам по себе флэт-дизайн не плох и не хорош, удобным или неудобным его делают веб-дизайнеры. Но если говорить начистоту, в своих крайних проявлениях плоский дизайн выглядит не слишком эстетично. Вероятно, зона наилучшего восприятия в этом случае находится где-то посередине между плоскими и псевдообъемными элементами.

Вполне возможно, что доминирующий на протяжении нескольких последних лет тренд на предельное упрощение сменится чем-то другим. Кое-какие предпосылки к этому существуют – например, направление Material Design, созданное дизайнерами корпорации Google.

СОВМЕСТИМОСТЬ С АДАПТИВНЫМ ДИЗАЙНОМ

Отказ Microsoft и Apple от скевоморфизма в дизайне интерфейсов вызвал большие последствия. Новый стиль был практически сразу принят в качестве нового подхода к UX. С тех самых пор флэт-дизайн превратился в доминирующий тренд, который по-прежнему остается актуальным. Сегодня плоские элементы встречаются повсеместно, мы видим их на сайтах, в приложениях и на дисплеях различных устройств.

Принципы флэт-дизайна применимы к самым разным категориям проектирования, но его строгие сетки и упрощенная графика как нельзя лучше отображаются на устройствах с небольшим размером экрана.

Тренд на минимализм во многом упростил работу дизайнеров – им стало легче проектировать интерфейсы, которые корректно отображаются на любом типе устройства. В случае с псевдообъемными элементами все было не так – порой интерфейс, который потрясающе выглядел на экране десктопа, превращался в тыкву нечто невнятное на мобильном устройстве.

Одним из главных преимуществ флэт-дизайна является его масштабируемость. Плоские элементы хорошо смотрятся независимо от размера и с ними, в отличие от pixel-perfect дизайна, гораздо проще работать.

ГИБКАЯ ПЛАТФОРМА

Флэт-дизайн в своем стремлении к простоте отличается хорошей гибкостью: все элементы, как правило, созданы из однородных геометрических фигур, что упрощает создание сбалансированной компоновки, где каждый модуль или блок имеет свое место. Все элементы при этом легко различимы и, что немаловажно, во время работы их можно быстро менять местами, не нарушая изначальных установок.

Сетки также имеют гибкую структуру, которая может быть представлена во множестве конфигураций. Это позволяет дизайнерам создавать наиболее оптимальные подходы, которые наилучшим образом демонстрируют имеющийся распоряжении контент. Отсутствие ограничений и необходимости корректировать сетку в случае изменения или добавления новых элементов существенно ускоряет рабочий процесс.

ЧИТАЕМАЯ ТИПОГРАФИКА

Флэт-дизайн существенно изменил отношение дизайнеров к типографике. Новый стиль требовал иного подхода к выбору шрифтов и к качеству верстки. В результате отсутствие теней и различных эффектов сделало тексты более удобными для чтения.

Для плоского дизайна характерно широкое использование шрифтов без засечек, однако, это не акисома и серифы также могут хорошо смотреться в сочетании с плоскими элементами. Шрифты с засечками будут вполне уместны в качестве заголовка, также их можно использовать и в основном тексте, если типографика не нарушает композиционного единства.

МИНУСЫ

Может показаться, что у флэт-дизайна нет недостатков, но это не так. В своем стремлении подчеркнуть чистые линии и формы, некоторые дизайнеры попадают в ловушку: они фокусируются на эстетике и при этом забывают о юзабилити. Простой и красивый дизайн, в котором нет ничего лишнего, не всегда бывает удобным и особенно ярко проявляются такие ошибки при использовании мобильных устройств.

В плоском дизайне зачастую бывает трудно определить, какой элемент является интерактивным, а какой нет. Все одинаковое, нет явных отличий, все элементы лежат в одной плоскости. В погоне за простотой дизайнеры могут ненароком скрыть или невольно замаскировать важные особенности или действия и пользователь, не видя привычных подсказок, может потерять ориентацию на сайте.

Возьмем для примера вот этот сайт. Какие элементы в нем являются интерактивными. Все? Или только некоторые? Непонятно. Выяснить это можно только «методом тыка», но это уже лишние движения, что нежелательно.

ПОТЕРЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Для любого бренда, бизнеса или дизайн-проекта огромное значение имеет уникальность. Будь то сайт, приложение, буклет, плакат или визитка – дизайн должен быть оригинальным и хорошо узнаваемым.

Одним из недостатков флэт-дизайна является его визуальный стиль. Использование простых геометрических форм часто приводит к тому, что два совершенно разных дизайна могут оказаться очень похожими друг на друга. Дизайнеры, которые используют плоские элементы, ограничены в своих возможностях, так как у них в распоряжении не слишком большой выбор приемлемых вариантов. В последнее время в интернете можно увидеть множество сайтов-клонов, которые на самом деле клонами не являются. Это просто совпадение. Причем совпадение неприятное, так как сайт утрачивает крайне необходимую ему индивидуальность, теряясь на фоне других ресурсов с аналогичным дизайном.

Иногда доходит до смешного. Глядя на эти картинки, можно подумать, что перед нами разные разделы одного и того же приложения. Но нет, дизайнеры Марко Ла Мантиа и Симоне Липполис работали независимо друг от друга. В качестве главных элементов дизайна используются основные геометрические фигуры и белый шрифт без засечек – решение более чем логичное. Но результат плачевный – одинаковая цветовая схема напрочь лишила дизайн уникальности. И таких случаев масса.


ПОГОНЯ ЗА МОДОЙ

Плоский дизайн еще долго будет оставаться одним из самых актуальных трендов, просто потому, что он хорошо смотрится на дисплеях мобильных устройств. Но многие дизайнеры выбирают флэт не только из-за того, что он позволяет быстро решить большинство поставленных задач, но также и из-за своего стремления создать нечто современное и модное.

Однако в погоне за модой можно допустить серьезную ошибку: если бездумно следовать за всеми трендами, вполне реально забыть о полезности дизайна. Флэт может быть очень красивым, элегантным и даже изящным, но все-таки выбор дизайнера должен быть обусловлен функциональностью, а не стремлением к красоте. Порой желание «впихнуть» в дизайн что-нибудь модное только вредит, например, длинные тени, одна из самых узнаваемых фишек плоского дизайна.


Перед нами работы дизайнеров Александра Лотоцкого и Эрика Мальмскельда. Это типичные примеры использования длинных теней в дизайне. Сейчас этим никого не удивишь, но в свое время, а обе работы были созданы еще в 2013 году, когда флэт-дизайн только-только входил в моду, новый визуальный стиль был очень интересным и привлекательным. В результате появилось такое количество похожих иконок, что сегодня использование теней является шаблонным и неинтересным решением. Когда-то было модно, но уже нет. Тени как тени. Смысла в них нет никакого, никакой полезной функции они не выполняют.

НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР ШРИФТОВ

Каждый дизайнер мечтает создать нечто красивое и при этом функциональное. Но в погоне за эстетикой, можно сделать неудачный выбор, который повлияет на юзабилити. В качестве примера можно привести повальное увлечение тонкими и светлыми шрифтами. Такая типографика выглядит чистой и легкой, но при этом она плохо читается.

Иногда выбор тонкого шрифта бывает оправдан – например, для использования в заголовках. Но когда тем же шрифтом набирается основной текст, то зачастую прочитать его невозможно. Особенно заметны подобные ошибки на мобильных устройствахмаленький размер экрана резко снижает читаемость контента.

FLAT 2.0

В течение нескольких последних лет дизайнеры экспериментировали с плоскими элементами и привнесли во флэт-дизайн много нового. Стиль вполне сформировался и как всякий другой устоявшийся стиль, он имеет свои плюсы и минусы.

На заре своего появления флэт отличался строгой визуальной простотой, в нем не было намека на тени и структуры. Даже градиенты были не в почете, хотя они никак не противоречат принципам плоского дизайна.

Но постепенно дизайнеры стали уходить от слишком простых решений, пытаясь найти некое компромиссное решение между флэтом и скевоморфизмом. В результате появился новый стиль, который некоторые дизайнеры называют Flat 2.0. В элементах дизайна постепенно стали появляться тени, градиенты и даже легкие, почти незаметные структуры. Плоскому дизайну явно не хватает глубины, и дизайнеры начали использовать гибридные подходы. Например, визуально располагать элементы на разных уровнях, экспериментировать с оттенками и тенями. Другим часто используемым примером гибридного подхода является использования во флэте не только значков и плоских иллюстраций «под вектор», но и фотографий.

Очень много для продвижения Flat 2.0 сделала компания Google. Гайдлайн Material Design – это попытка создать новый визуальный язык, объединяющий плоские и объемные элементы дизайна. Рекомендации Google очень подробны и следовать им легко и просто. При этом Google не настаивает на жестком соблюдении всех правил, изложенных в гайдлайне – дизайнеры могут экспериментировать, создавая свои оригинальные проекты, где могут сочетаться самые разные элементы.

ВЫВОД

Сегодня Flat 2.0 находится на стадии формирования, но уже вполне различимо направление, в каком будет развиваться этот стиль. Существенных изменений не предвидится – законодатели мод Google, Apple и Microsoft не собираются отказываться от флэта. Если изменения и будут, то незначительные – появятся новые подходы, кто-то придумает интересную «фишку», продолжатся попытки взять самое лучшее из скевоморфизма. Но в глобальном смысле ожидать чего-то действительно нового не приходится – плоский дизайн тренд долговременный и сместить его с завоеванных позиций сможет только стиль, наилучшим образом отвечающий новым технологиям, которых пока еще нет.

Не знаем, заметили вы или нет, но в последнее время (особенно в последний год) в веб-дизайне по всему миру начала прослеживаться чёткая тенденция к упрощению, жесткому минимализму и визуальному облегчению того, с чем мы как пользователи взаимодействуем каждый день. Проще говоря, дизайн стал «плоским»: в отличии от выпуклых иконок времен бурного роста социальных сетей и web 2.0, сейчас нас всё чаще встречают простенькие иконки новых сервисов. Всё это получило своё название – flat design. Не квартирный, а плоский.

Своей вчерашней презентацией новой мобильной ОС, iOS 7, компания Apple окончательно подтвердила стремительный рост популярности этого направления, традиционно обрадовав часть своих фанатов, но и встретив значительное недовольство среди опытных пользователей и дизайнеров. В чём же дело? В чём польза этого плоского дизайна и действительно ли он нужен миру? Мы решили обратится к экспертам из Украины и зарубежья.

Мы попросили их ответить на три главных вопроса:

  • почему мир начал двигаться к flat design в вебе и мобайле и что он из себя представляет;
  • что это даст Apple и iOS 7;
  • как это повлияет на дизайнеров - с одной стороны, и на пользователей - с другой.

Денис Судилковский, Киев
Interaction Design специалист, продюсер Prodesign.in.ua

«Эффект маятника» в предсказании будущего проявляется в том, что если в каком-то вопросе существуют две крайности - человечество будет кидаться из одной стороны в другую. Без сомнения, это справедливо и для дизайна интерактивных систем. Плоский и неинтересно-примитивный веб в своё время изменился на объёмные вебдванольные кнопочки. Визуализации интерфейсов достигли своего апогея реалистичности и маятник летит в обратную сторону - flat&simple.

Что получит от этого Apple? Сохранит своё место в тренде и сотни тысяч комментариев, что их iOS становится очень похожей на Android.

Дизайнерам придётся эволюционировать (и не шутить на тему, когда же flat-дизайн придёт в машиностроение и подарит нам плоские автомобили:). Когда нет декораций - вся работа состоит в создании настроения контентом для конкретного сценария с пользователем. Эта профессия будет иметь всё больше общего с Режиссёром, нежели с Художником. Пользователи, напротив - получают новый опыт и новые впечатления. Лично я 4 года был адептом iPhone, но этой весной сменил телефон на Android по единственной причине - надоела однообразная идеальность яблочного интерфейса.

Daniel Bruce, Stockholm
Senior Digital Creative, danielbruce.se

Для начала, я хотел бы отметить, что я не люблю термин «плоский дизайн». Большинство графического дизайна на протяжении столетий были «плоскими». Я также считаю, что это ограничивает вашу возможность сделать выдающимся дизайн, когда выбор стоит между flat и чем-то ещё. Дизайн может быть чем-то значительно большим, нежели это. Весёлым, ярким, темным, позитивным, минималистичным - его можно назвать как угодно. Но сегодня я редко слышу, чтобы кто-то считал дизайн не только плоским или склероморфным. Это немного грустно.

Почему веб и мобайл медленно идут к плоскому дизайну? Я вижу это так - это просто тренд. Я никогда не видел статей про преимущества плоского дизайна в пользовательских интерфейсах и до сих пор не убедился в этом. Простой и ясный дизайн - да, но это не то же самое что и «flat». Посмотрите, например, на Google. Они не делают полностью плоские дизайны, они - и я разделяю этот момент - до сих пор видят потребность в некоторой глубине и вариациях.

Я был очень удивлён, когда Microsoft выбрали для себя это направление несколько лет назад, презентовав известный Metro стиль. Фактически, они использовали графический дизайн для больших знаков, на которые люди смотрят с определённых расстояний и никогда не взаимодействуют с маленькими экранами со значительным количеством элементов. Это выглядит красиво, но имеют ли они хорошее юзабилити?

То, что я увидел вчера вечером от Apple, было лишь плохой копией нескольких интересных дизайнов, которые появляются на сайтах наподобие Dribbble i Behance на протяжении последнего года. Я не увидел ничего нового - кроме того, что это далеко не тот же «старый Apple» Стива Джобса. Компания показала, что она не на передовой дизайна мобильных интерфейсов. Конечно, мы увидим и фанатов, которые будут наследовать все эти белоснежные дизайны и креативные градиенты следующие несколько месяцев, но я не думаю что этот аспект будет настолько влиятелен, как недавние прекращения Google. Но с другой стороны, как бы там не было, Apple всегда выступала законодателем мод и вдохновением для многих людей, включая меня.

Что касается обычных пользователей, то им нравятся яркие цвета.

Иван Клименко, Киев
дизайнер мобильных интерфейсов, 5tak.com

В значительной степени я отношусь к этой ситуации с увлечением плоскими стилями немного по-философски. Не впервые дизайнеры увлекаются минимализмом и искуственными материалами. Всё проходит.

Эпоха Баухауса 20-30-х годов принесла огромный вклад в дизайн, но всё-таки тональная герметичность и искуственность не выдержала желания и внутреннего позыва людей существовать в окружении более натуральных вещей.

Потом в 60-х все начали восхищаться пластиком.

Мебель, посуда и даже одежда - всё из пластика. Казалось, что это новая надежда человечества, но снова нет - люди очень быстро вернулись к природным формам или к копиям натуральных материалов.

Жесткий контраст форм и минималистичная графика всегда выражали накопление внутренних конфликтов внутри общества. Дизайн - всего лишь зеркало, которое показывает наш внутренний мир. Слишком много всего вокруг. Жизнь очень ускоряется, и у нас просто не остаётся времени подумать и рассмотреть что-нибудь. У нас часто нет времени просто жить.

Минималистичность и все эти электронные железяки - всего-лишь шаг на дороге к чему-то более природному и человеческому. Большему чем просто ещё один компьютер. Мне даже жаль, что Apple, которая умела смотреть глубоко, больше не существует.

Олеся Гричина, Киев
UI designer at Componentix, twitter: elendiel

Думаю, что на дизайнеров очень повлияло большое количество гаджетов с разными размерами экрана и разрешающей способностью - для всего этого разнообразия легче создавать дизайн без текстур, сложных теней, которые правильно учитывают освещённость и т.п. Больше стали думать в направлении «как бы удобнее для пользователя сделать», а не «как бы красиво нарисовать». Контент - это главное, и в нашей работе важно подать его наилучшим образом.

Мне кажется, что за внешними изменениями (flat UI, иконки) особенно и не заметили серьёзных изменений в удобстве работы, и того, как ругаются на эту тему. Когда проверят в работе - начнётся «ооо, как удобно, и почему раньше так не сделали». На дизайнеров, надеюсь, это повлияет таким образом, что они больше внимания будут уделять удобству интерфейса, а не текстурам и теням. В конце концов заказчикам можно будет пояснять, что это в тренде:)

На пользователей flat design, думаю, особенно не повлияет - если им удобно будет создавать и потреблять контент, довольных будет много. Но иконки на домашнем экране всё же кислотные:)

Павел Грозян, Киев
Product Designer at MacPaw, grozyan

«Apple! А-ха-ха, прекрати! - Кричат дизайнеры. - Ура, стало проще. - скандируют пользователи". Понимаю обе точки зрения. Сегодня, после презентации с WWDC2013, многие из моих коллег встали и сказали «да ну её, эту профессию! Кто угодно теперь такую дурость нарисовать сможет. А эти иконки за $30?!». И на первый взгляд, они правы. Но если копнуть глубже, понимаешь, что есть тысячи предметов, которые долгое время отличались один от другого только сценарием использования, потом формой, потом цветом, и только потом - художественными деталями. Я помню времена, когда все эти ребята в LinkedIn профилях которых сегодня написано UX, UI Designer, нервно копировали эффект белой тени у букв. Как у Apple. Потом светлые и легкие сайты. Как у Apple. Потом насыщенные текстурами и реализмом интерфейсы. Как у Apple. Вся их работа заключалась в копировании, поскольку не было оригинальной, единой и удобной для всех концепции развития. Именно эту задачу сегодня решает flat design. Хотя мне кажется неправильным называть его именно так. Хорошо, что не Microsoft его придумала, и он формировался в течении десяти лет до цифровой эры, в сфере publishing.

Flat - он не для кликов, он для нажатий, тапов, taps. Плоским его не назовёшь - отсутствие «толстых» текстур и теней у кнопок делает его, скорее, упрощённым, и без визуальной агрессии. И без градиентов к кнопкам не обойтись. Я поддерживаю эту тенденцию. Если это не будет мешать качеству опыта использования, но с ним всем будет легче жить. В первую очередь пользователю. Во-вторую - творцу: будет проще в технической реализации, удобнее для нажатия (подчеркиванию ссылок - привет), и мультиплатформенно - объединяя веб, мобайл и декстоп в один единый опыт. Без сомнения, для Apple это смелый шаг. И только они могут на него решится. Их история имеет десятки подтверждений, потому им это скорее удастся, нежели наоборот.